ТУРЦИЯ И ИЗРАИЛЬ: СТРАСТИ НАКАЛЯЮТСЯ

ТУРЦИЯ И ИЗРАИЛЬ: СТРАСТИ НАКАЛЯЮТСЯ

Рамис ЮНУСОВ

Как и следовало ожидать, не получив официальных извинений от Израиля за прошлогодний инцидент, когда в результате неадекватных действий со стороны израильских военных погибли турецкие граждане, Турция объявила о том, что замораживает отношения с Израилем по многим направлениям, ранее считавшимся стратегическими, тем самым демонстрируя свой непоколебимый нрав в этом вопросе. Анкара всем видом дает понять, что ни на йоту не намерена отступить от своих требований, угрожая новым витком эскалации, при этом также грозится заблокировать действия Израиля на всех дипломатических фронтах вплоть до создания препятствий на пути вступлению Израиля в НАТО.

В то же время в Анкаре продолжают утверждать, что всех этих шагов можно избежать, если Израиль официально извинится за гибель девятерых граждан Турции на корабле «Мави Мармара», а также выплатит компенсации семьям погибших. А турецкие круги продолжают громить доклад комиссии Палмера, который так и не ответил ожиданиям ни турецкого общества, ни руководства страны. Беспристрастные наблюдатели отмечают, что причиной столь резкого поворота событий стали поспешные заявления и эмоциональный фон вокруг памяти погибших. Но сама ситуация показывает, что стороны попытались выдавить для себя максимум выгоды. Бесспорно, погибших уже не вернуть. Но карту, которую после оглашения выводов комиссии Палмера разыгрывает турецкий премьер Эрдоган, вполне можно назвать козырной. Она дает возможность идти напролом. Благо, этому подсобил и израильский кабинет Нетаниягу.

Хотя надо признаться, что будь на то воля израильского премьера Биньямина Нетаниягу, он бы извинился. Напомним, что премьер-министр Израиля до недавних пор предпринимал попытки договориться с Анкарой, даже ценой принесения извинений за гибель девяти пассажиров турецкого судна «Мави Мармара» (флотилия Free Gaza) в мае прошлого года. С этой целью посланником премьера Йосефом Чехановером и министром стратегического планирования Моше Яалоном велись переговоры в Европе с официальными представителями Турции. Но костьми лег на пути Нетаниягу, министр иностранных дел Авигдор Либерман, который, как видится, подсиживает главу кабинета. Его угрозы развалить ныне действующую правительственную коалицию возымели разрушительный эффект на ситуацию. Фактически впервые премьер Б. Нетаниягу оказался между молотом и наковальней, сделав выбор в пользу неопределенности.

И потому, сегодня в Израиле не только напуганы таким неожиданным поворотом событий, но и пребывают в недоумении относительно того, насколько глубоко пойдет трещина в двусторонних отношениях, за которыми пока еще стоит база конкретно выраженного партнерства. Наконец, многие в Израиле задаются вопросом относительно будущего тех сфер, где удалось добиться значительных результатов. В этой связи, весьма интересна информация, опубликованная 9 сентября, изданием «Едиот Ахронот», о «плане Либермана» отомстить туркам путем оказания поддержки армянам и курдам. Как утверждает «Едиот Ахронот», глава МИД Израиля готов оказать международную поддержку в вопросе признания «геноцида армян». Однако подобный шаг будет автоматически означать чуть ли не разрыв отношений не только с Турцией, но и с Азербайджаном, с которым у Израиля довольно хорошие контакты. Эта южнокавказская страна остается практически единственным стратегическим партнером Израиля в мусульманском мире, несмотря на давление, оказываемое на Баку со стороны Анкары и Тегерана.

Достоверность вышеуказанной информации, лично у меня вызывает глубокие сомнения. При всем моем критичном отношении к внешнеполитическим взглядам Либермана и его деятельности в целом на посту министра иностранных дел Израиля, вспомним, что именно он являлся одним из архитекторов стратегического альянса с Азербайджаном. По этой причине, как мы помним, возглавляемая им партия «Наш дом Израиль» (НДИ) всячески блокировала попытки депутатов МЕРЕЦ, «Кадимы» и «Ликуда» провести в Кнессете резолюцию о признании так называемого «армянского геноцида». Менее четырех месяцев назад замминистра иностранных дел и депутат НДИ Дани Аялон заявил по этому поводу: «Нет ни единого шанса на то, что Кнессет признает "армянский геноцид". Это — невозможно. Мы не можем позволить себе из-за спорных вопросов истории, касающихся событий столетней давности, портить отношения со своим главным стратегическим партнером в мусульманском мире — Азербайджаном». Кроме того, до сих пор одной из главных причин, препятствовавших развитию отношений Израиля с Арменией, являлись тесные связи Еревана и значительной части армянской диаспоры с Ираном и арабскими странами, в частности, с Ливаном и Сирией.

Кроме этого, стремление Израиля «поддержать курдов в их борьбе за независимость и стараться делать это во всех сферах, которые только можно представить», наверняка не понравилось бы не только европейцам, но и американцам. Реально оказывать поддержку курдским противникам Анкары можно лишь с территории Иракского Курдистана, где находятся основные базы сепаратистов. Вряд ли Израиль решился бы на такую авантюру, поскольку это затрагивает стратегические интересы США в регионе, в частности, в Ираке. Тем более сам Либерман никогда не проявлял симпатий к курдскому национальному движению. «План Либермана» в интерпретации «Едиот Ахронот» вызывает сомнения еще и потому, что многие члены правительства и сотрудники дипломатического ведомства до сих пор считают, что, несмотря на беспрецедентный кризис в отношениях с Турцией, Израилю не стоит обострять ситуацию.

Однозначной позиции по поводу дальнейшего поведения в отношении Турции нет даже в руководстве НДИ. Так, министр внутренней безопасности от этой партии Ицхак Аронович заявил в интервью государственной радиостанции «Решет Бэт», что сохранение отношений с Турцией для Израиля важнее «национальной гордости» (как раз по этому вопросу с конца прошлого года отмечались расхождения между Либерманом и Нетаниягу). То, что консультации высокопоставленных дипломатов по турецкой проблематике действительно проводились, не вызывает сомнений. И Либерман действительно занимает относительно жесткую позицию по поводу антиизраильской деятельности турецкого премьера Эрдогана и его окружения. Но т.н. «план Либермана» в том виде, в котором он был изложен «Едиот Ахронот», вряд ли существует. По всей видимости, это журналистская интерпретация лишь части высказываний, прозвучавших на совещаниях дипломатов, либо «слив», инициированный чиновниками или политическими силами, преследующими собственные цели. Напомним также, что и министр обороны Израиля Эхуд Барак выразил уверенность, что, несмотря на серьезное ухудшение отношений с Анкарой, рано или поздно противостояние прекратится, и двусторонние связи вернутся в нормальное русло.

На фоне обострения отношений с Израилем, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган начинает свое ближневосточное турне. Он планирует посетить Египет, Тунис и Ливию, передает турецкое информационное агентство Anadolu. Эрдогана будут сопровождать несколько ключевых министров турецкого правительства. По мнению большинства экспертов, одной из целей поездки Эрдогана по региону, без сомнения, является стремление «прощупать ситуацию» в Тунисе, Египте и Ливии после серии «арабских революций», Однако, именно предстоящий визит Эрдогана в Каир приковывает к себе наибольшее внимание экспертов и аналитиков. Именно в его ходе прояснится, посетит ли Эрдоган сектор Газа. Во всяком случае, накануне поездки Эрдоган заявил журналистам, что не принял конкретного решения по поводу визита в Газу. Поездка в Газу будет обсуждаться с египетскими коллегами в ходе визита в эту страну, сказал Эрдоган. Кроме того, в СМИ уже не первый день обсуждаются «утечки», что по инициативе премьер-министра Турции будет заключен турецко-египетский оборонительный союз. Об этом сообщила влиятельная израильская газета «Гаарец», по мнению которой, Израиль — единственный, против кого может быть направлен военный альянс двух стран. Издание утверждает, что договор о союзе с обязательствами сторон будет заключен уже 12 сентября, во время визита Эрдогана в Каир — первого за последние пятнадцать лет. Утверждается, что союз формально не будет направлен против Израиля — страны, которая еще совсем недавно считалась союзником Турции. Но, как признает газета, формулировки договора будут достаточно расплывчатыми, поэтому ничего нельзя исключать. Сами турецкие чиновники информацию израильтян пока не подтверждают: они говорят лишь об экономическом, а не военном союзе. Однако на фоне продолжающегося ухудшения турецко-израильских отношений мысль о том, что турецкие и египетские военные будут дружить против израильтян, не выглядит такой уж невероятной, отмечает «Гаарец».

Масла в огонь подлил и сам Эрдоган, который выступил с новой серией антиизраильских заявлений. Он, в частности, пообещал, что все турецкие суда с гуманитарной помощью для сектора Газа в дальнейшем будут сопровождаться военными кораблями Турции. Кроме того, по словам Эрдогана, которого цитирует турецкие СМИ, Турция предпримет также шаги с целью «прекращения Израилем эксплуатации в одностороннем порядке природных ресурсов» на востоке Средиземноморья. Напомним: речь идет о договоренностях греческого Кипра с американскими и израильскими компаниями о разведке залежей нефти и газа на участках шельфа, спорных с Турецкой Республикой Северного Кипра.

Анализируя израильско-турецкое политическое противостояние сегодня, многие эксперты выступают с двойственными комментариями. С одной стороны, в ответ на отказ Израиля извиниться Турция заморозила все военные контакты с Тель-Авивом, понизила уровень двустороннего дипломатического представительства, объявила о непризнании израильской блокады сектора Газа и пообещала отправить к палестинским берегам свои военные корабли. По словам премьер-министра Турции Эрдогана, после отзыва своего посла из Израиля Турция также намерена приостановить и торговые отношения с Израилем. Кроме того, турецкое правительство заявило о готовности применить и другие санкции в отношении Израиля.

С другой стороны, эксперты указывают на то, что как ни парадоксально, несмотря на трения, в 2010 году двусторонний товарооборот составил 3,5 млрд. долл., а в текущем году он не только не уменьшился, но даже вырос за первые шесть месяцев на 25%. Наблюдатели отмечают также, что кризис пока не затронул совместные экономические проекты, в частности, инфраструктурного характера. Все они осуществляются частными компаниями, которые не хотят терять прибыль и вложенные средства. Кроме того, Турция и Израиль являются членами Организации экономического сотрудничества и развития, и любой экономический бойкот со стороны Анкары даст повод для обвинений в нарушении устава этой структуры. Есть и другое обстоятельство. Точные масштабы турецко-израильского военно-технического сотрудничества неизвестны, однако ранее были реализованы крупные контракты на модернизацию американских истребителей F-4 и танков M-60, находящихся на вооружении турецкой армии. Их примерная стоимость — 600 млн. долл. каждый. Плюс в минувшем году Турция приобрела у Израиля 10 разведывательных беспилотников «Херон» на общую сумму 183 млн. долл. Других крупных контрактов пока нет, однако непонятно, что будет с закупками запчастей для израильских систем, поставленных ранее. Проще говоря, разорвать в одночасье военно-технические и торговые связи с Израилем у Турции не получится.

В свою очередь, многие аналитики также весьма скептически оценивают перспективы дружбы Анкары с Каиром против Израиля: Во-первых, налаженные военные связи с мощным военно-промышленным комплексом Израиля не может заменить слабый в этом отношении Египет. Во-вторых, у Анкары и Каира никогда не было особенно теплых межгосударственных отношений. Сказывается память прошлого, когда всем арабским Востоком владела Османская Турция. В-третьих, Соединенные Штаты не заинтересованы в военном альянсе Турции и Египта. Несомненно, Эрдогану в случае его сближения с Египтом стоит опасаться и собственных военных, которые не в восторге от его «переориентации» на Восток. У турецких генералов всегда были отличные отношения с их израильскими коллегами. Правда, недавно Эрдоган попытался «зачистить поле», пересажав нескольких известных военных деятелей и бывших руководителей спецслужб. И все-таки пока ни военные, ни турецкая оппозиция своего последнего слова не сказали. Напомним: одновременно Турции придется отвечать и на угрозы со стороны Ирана. Но в чем не приходится сомневаться, так это в том, что грозная антиизраильская риторика — это самый верный способ «набрать очки» на пресловутой «арабской улице». Особенно в нынешней ситуации, когда вся политическая архитектура Ближнего Востока рушится в режиме он-лайн. И многие признаки указывают на то, что Реджеп Тайип Эрдоган намерен держать «израильский кризис» на той точке, когда шум в прессе обеспечен, но полного разрыва отношений не происходит

Все вышеизложенное говорит о том, что после бурных изменений в арабском мире, которые еще продолжаются и которые будут оставаться главными событиями 2011 года, в регионе в целом грядут большие перемены. И остается сожалеть, что отношения между Турцией и Израилем сегодня, в столь важное время, находятся в таком напряженном состоянии.И для того, чтобы уменьшить накал страстей, всем заинтерисованным сторонам конфликта при оценке этих событий надо исходить прежде всего из норм международного права. А они, как мы знаем таковы: после трагических событий в конце мая 2010 г. вся эта история была рассмотрена на заседании СБ ООН. И все члены данной структуры осудили факт захвата и неадекватного применения силы со стороны Израиля. И хотя США воздержались, но, тем не менее, они выразили сожаление в связи с произошедшим инцидентом. Помимо этого, не надо забывать, что обострение в отношении данных государств в первую очередь скажется на ситуации в регионе в целом. На протяжении многих лет обе страны поддерживали достаточно тесные, партнерские связи. И данное обострение не в интересах как самой Турции, так и Израиля. Что касается последующих событий, то прежде всего нужно отдать должное Израилю. При всем том, что происходит, они проявляют определенную выдержку и официальному Тель-Авиву необходимо проявить инициативу и идти на контакт с Анкарой, чтобы урегулировать данный конфликт и не дать ему разгореться еще больше.

Автор статьи — известный политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.