КОНЕЦ ОПЕРАЦИИ \"ПОДВИГ\"
Николай УЛЬЯНОВ
История с внезапным охлаждением отношений между Кремлем и его ставленником в "Правом деле" Михаилом Прохоровым изначально вызывала большие сомнения по части своей правдоподобности, а закончилась и вовсе фарсом. Однако нельзя не отдать должного пиарщикам олигарха-баскетболиста — они положили интересное начало старту парламентской избирательной кампании, таких финтов на российском политическом поле давно уже не приходилось наблюдать.
Стоит отметить, что операция по привлечению всеобщего внимания к персоне главы группы "Онэксим" заняла очень мало времени, что, с учетом ее гладкого, без сучка и задоринки, проведения говорит об умелом тактическом планировании. Хотя чему тут удивляться — в распоряжении Прохорова первоклассные и высокооплачиваемые, надо полагать, аналитики, пиарщики и пресс-службисты "Онэксима" с их разветвленными связями с ведущими СМИ (которые тоже, просто как по нотам, исполнили свою часть предвыборной симфонии, нагоняя трепетного волнения драматическими сообщениями явно дезинформационного характера), а также привлеченные специалисты.
Среди последних, как известно, группа украинских пиарщиков, работавших на последних выборах в избирательном штабе кандидата в президенты Украины Арсения Яценюка. Кстати, операция, проведенная на наших глазах командой Прохорова, по своей затейливости и многоходовости чрезвычайно похожа на то, что приходится наблюдать на украинских выборах, в которых провокация и дезинформация соседствуют с силовыми акциями, вплоть до мордобоя и арестов. Теперь вот что-то похожее дает ростки на российской политической почве, ставшей после 10 лет правления Путина и Медведева "чахлой и скупой" на эмоции и живую игру политтехнологического ума.
Итак, что же, собственно, произошло? Лидер "ненастоящей" партии "Правое дело", назначенный из Кремля олигарх с сомнительной репутацией (Куршавель, девочки, какие-то скандалы в Норильске вокруг деятельности фонда его имени) Михаил Прохоров после своего утверждения политическим боссом до последних дней мало как себя проявил. Ну, скажем, была история (нашумевшая в очень узких кругах — на уровне блогеров и столичных политических журналистов) о его странной плакатной пиар-кампании в стиле фильма "Брат 2" и ответной акции неустановленного до конца авторства (не те ли самые экс-сотрудники Яценюка постарались?), высмеивающей рекламу с изображением двухметрового олигарха. Были предложения по изменению Трудового кодекса и псевдодебаты по этому поводу на центральном телевидении с участием самого Прохорова, Починка, Исаева и Шмакова. Довольно унылые, надо сказать, дебаты, явно тренировочные.
Все это никак не позволяло сделать олигарха популярным политиком, что, в свою очередь, маргинализировало его образ — ведь он с легкой улыбочкой не уставал повторять, что гарантированно проведет "Правое дело" в Госдуму. Нужен был подвиг, желательно, еще до съезда, на котором новоявленный глава партии являл бы собой реального хозяина "правых", не хуже Зюганова с Жириновским, полновластного самодержца, полного амбиций, — а не делегата от Кремля, каким на прошлых выборах был адвокат Барщевский.
Подготовка к подвигу началась, насколько можно судить, с заявления лидера "Деловой России" Бориса Титова о том, что то ли он сам, то ли его организация намерены выйти из "Правого дела", поскольку у того усилиями Прохорова размывается идеология. Слышать это было ужасно смешно, ведь Титову было доподлинно известно, как к прошлым выборам буквально "на коленке" Кремлем создавалась основа этой псевдо-партии — "Гражданская сила". Понятно, что у такой организации-спойлера просто не могло быть никакой внятной идеологии, что и подтвердили предвыборные дебаты четыре года назад — Барщевский что-то рассказывал про изменения в судебной системе, свободное ношение оружия и, кажется, про смертную казнь, Богданов (лидер ДПР, позднее слившейся с "ГС") про объединение с Европой… У каждого была своя "фишка", но цельной идеологией там и не пахло. В общем, особо к выборам не готовились, потому как ни на что и не рассчитывали, кроме благодарности, которая, как известно, присутствует в разных формах.
И тут на тебе — Прохоров размывает идеологию "правых". Тут же пришла в голову мысль: или крысы бегут с тонущего корабля перед его крушением (аппаратный нюх бывалых партийцев редко подводит — достаточно посмотреть на массовый исход из "Справедливой России"), или разыгрывается какой-то спектакль. Мысль о театральности происходящего укрепили появившиеся сразу в нескольких ведущих СМИ сообщения о жестокой схватке Прохорова с администрацией президента и лично Владиславом Сурковым из-за нахождения в избирательных списках всего одной персоны — борца с наркомафией Евгения Ройзмана.
Второй этап спецоперации "Подвиг", назовем его "Спасти рядового Ройзмана", изобиловал драматическими по содержанию "сливами" анонимных источников как в окружении Прохорова и в аппарате партии, так и в самом Кремле. Особого жару задало одно интернет-СМИ, симпатизирующее Дмитрию Медведеву (что, в общем, неудивительно, ведь Прохоров в своей новой ипостаси — креатура президента). Новости сыпались как из рога изобилия, одна другой тревожнее: Прохоров уходит; нет, он остается; его враги в партии (несчастные люди, надо полагать, если б все было не понарошку) подняли бунт и захватили святая святых — мандатную комиссию съезда; на форуме чужаки, выдающие себя за делегатов "правых" (с улыбкой вспоминается многократное голосование на разных избирательных участках на Украине хорошо организованных групп "западенцев" и шахтеров Януковича), Медведев принял Белыха, чтобы им заменить строптивого олигарха; на пять вечера назначена пресс-конференция, на которой несгибаемый глава "Онэксима" таки уйдет с гордо поднятой головой.
И вот, наконец, развязка. При огромном стечении журналистов (мы помним про дружественные связи сотрудников "Онэксима" с федеральными СМИ) Михаил Прохоров в образе боевого антирейдера и спасителя правой идеи перед "дулами" телекамер подписывает решения об увольнении своих работников, тьфу, коллег по партии — "европейца" Богданова и братьев Рявкиных, а также лишает полномочий исполком партии, а также дает грозный отпор Кремлю. Дело сделано — Авгиевы конюшни вычищены, козлища отделены от благопристойных овечек, поле расчищено — можно заняться партстроительством прямо завтра — на съезде, под теми же "дулами" телекамер.
Финальный этап операции, назовем его "И пришел хозяин", думается, принес участникам операции то, на что они и рассчитывали: изгнанные "рейдеры", почему-то кажется, беднее не стали, скорее наоборот — ведь свою роль они сыграли если не с блеском, то и не ужасно. Если с кем-то из разогнанного исполкома и играли в темную, то ничего страшного — из партии ведь не выгнали, глядишь, снова поднимутся. Не украинских же политтехнологов Прохоров будет по всяким комиссиям рассовывать. Пиарщики и пресс-службисты, надо полагать, получат премии. Не проиграли и СМИ, уверенно тыкавшие пару дней пальцем в небо. Как минимум, интернет-трафика нагнали.
Но больше всех выиграл великан-политик, показавший себя мужчиной смелым, решительным, даже, я бы сказал, безрассудным (с самим Кремлем решил потягаться). Правда, отчего-то представляется, что завтра в офис группы "Онэксим" не нагрянут толпы проверяющих. Мы ведь живем в демократической стране — нужно уметь достойно проигрывать. Ну а съезд победителей составит правильные списки, в которые войдут и сам перевоспитавшийся узник куршевельского "обезьянника", и спасенный рядовой Ройзман, и (назло Жириновскому) бабушка Пугачева. Финита ля комедия. То ли еще будет — украинские хлопцы и олигархический капитал — адская смесь.
Rosbalt