БУДНИ МЕДИЦИНСКОГО ШПИОНАЖА

БУДНИ МЕДИЦИНСКОГО ШПИОНАЖА

Гэри ТОМАС

В условиях демократии и диктатуры едва ли существует более бережно хранимая тайна, чем здоровье главы государства. Поэтому, когда мировые лидеры собираются на таких мероприятиях, как заседание Генеральной ассамблеи ООН, разведка внимательно изучает внешний вид президентов и премьеров, стараясь составить представление об их самочувствии.

Исследователь Университета Брауна Роуз Макдермотт посвятившая множество работ медицинскому шпионажу, отмечает: достоверная информация о состоянии здоровья хворающего лидера дает неоспоримое преимущество правительствам других стран: «Болезнь главы государства может пошатнуть стабильность власти — особенно в авторитарных и тоталитарных режимах».

В Центральном разведывательном управлении США есть специальное подразделение, занимающееся сбором информации о душевном и физическом здоровье мировых лидеров. В этом отделе работают врачи, социологи, политологи и антропологи.

Однако получить достоверные медицинские данные не так-то просто. Доктор Джеролд Пост, в 70-х годах открывший в ЦРУ отдел по оценке психического состояния иностранных лидеров, отмечает, что главы государств обычно тщательно скрывают свои проблемы со здоровьем, чтобы не выказать признаков слабости. История дает нам несколько ярчайших примеров такой скрытности.

Президент США Франклин Рузвельт страдал не только от полиомиелита, но и от перенесенного в начале своего четвертого срока инфаркта, от которого он и скончался год спустя. Президент Грувер Кливленд в 1893 году перенес тайную операцию по удалению рака челюсти. Президент Вудро Вильсон был изолирован в спальне Белого дома после перенесенного в 1919 году тяжелого инсульта. Подобным образом скрывали свои недуги шах Ирана и президент Филиппин Фердинанд Маркос.

Как отмечает доктор Джонатан Клементе, автор книги о медицинском шпионаже, сегодня многое можно выяснить при детальном рассмотрении видеоматериалов и фотографий, в особенности — в широком разрешении. Однако если лидер избегает появляться на публике, разведке приходится искать источники в его окружении. По словам Клементе, специалисты ЦРУ никогда не дают точных прогнозов относительно продолжительности жизни кого-либо из лидеров.

Клементе, кстати, опровергает как «досужие измышления» появившиеся в разные годы сведения о том, что американская разведка пускалась на разные ухищрения, чтобы получить образцы ДНК иностранных лидеров во время их пребывания в США.
В кино и книгах часто изображаются потерявшие рассудок лидеры, которые принимают безумные решения — начиная войну или устраивая ядерное нападение. Однако подобные истории при всем их неправдоподобии легко могут воплотиться в реальность, в особенности в странах, где вся власть сосредоточена в руках одного человека.

Психиатр Джерролд Пост подытожил многолетнюю работу медицинской разведки, составив исчерпывающие психологические портреты многих мировых лидеров. Одной из главных своих заслуг он считает оценку психического состояния участников закрытых мирных переговоров в Кэмп-Дэвиде в 1978 году, выполненную по заказу президента Джимми Картера. Пост считает, что психологические портреты президента Египта Анвара Садата и премьер-министра Израиля Менахема Бегина, а также предположения относительно их взаимоотношений немало способствовали заключению Кэмп-Дэвидских соглашений.

Специалисты отмечают, что между душевным и физическим состоянием людей существует глубокая взаимосвязь. Так, смертельная болезнь может подтолкнуть лидера на импульсивные поступки, призванные сохранить его наследие. По словам доктора Поста, Менахем Бегин, находясь в больнице, принял два важнейших решения — о провозглашении Иерусалима вечной столицей Израиля и о распространении израильского суверенитета на захваченные Голанские высоты.

Однако определить психологическое состояние издалека весьма непросто, поскольку многие симптомы часто остаются незамеченными.

«Здесь важна не только сама болезнь, но и лекарства, которые человек принимает, и то, как они могут повлиять на его способность принимать взвешенные решения. В таких случаях их поведение может быть непредсказуемым, и порой не рациональным», — говорит Роуз Макдермотт.

А нерациональные поступки президента, премьер-министра, монарха или диктатора порой могут иметь последствия, которые потрясут мир.
VOA