АЛЕКСЕЙ КУДРИН И ЕГО РЕПУТАЦИЯ НА ЗАПАДЕ
Виктория КУПЧИНЕЦКАЯ, Алекс ГРИГОРЬЕВ
Алексей Кудрин внес огромный вклад в возвращение России ее финансового суверенитета. Так считает Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy), специализирующийся на России экономист Брукинговского института (Brookings Institute) в Вашингтоне. Он считает, что в правительстве Владимира Путина Кудрин не принимал политических решений — в его задачу входило представлять реальное положение дел, экономические и финансовые факты премьер-министру Путину, который и занимался политикой.
«У Кудрина были следующие задачи: выплатить иностранный долг, обеспечить сбор налогов, сбалансировать бюджет, создать Стабилизационный фонд, — рассказал американский экономист в интервью «Голосу Америки». — Валютный резерв России сейчас — третий по величине в мире. Все эти меры принимались для восстановления российского финансового суверенитета и финансовой безопасности. Путин руководил, но все это — реальные достижения Кудрина».
Алексей Кудрин находился на посту министра финансов 11 лет. В годы его руководства Минфином значительно сократился внешний долг России. В 2006 году была досрочно погашена задолженность перед Парижским клубом кредиторов в размере 21,6 миллиардов долларов. Благодаря этому Россия значительно смогла повысить свои рейтинги. Эксперты считают, что благодаря созданию Стабилизационного фонда, России удалось избежать более долгосрочных и серьезных потрясений во время и после финансового кризиса 2008 года.
По словам Клиффорда Гэдди, Алексей Кудрин был очень консервативным министром финансов, и все время настаивал на сбалансированности бюджета. Он всегда давал пессимистические прогнозы о размере прибылей и объеме затрат. Однако на Западе, по словам американского экономиста, Алексея Кудрина считали реформатором и либералом — и как-то это все же сочеталось с его консервативностью.
«Может быть, это потому, что он всегда говорил правильные вещи про рыночные реформы и приватизацию, — рассуждает Клиффорд Гэдди в интервью «Голосу Америки». — Сбор налогов, охрана государственных доходов от тех, кто их может растратить — это ведь необязательно прозападные тенденции, или либеральные, или еще там какие-то. Речь идеи о финансовой независимости страны. Какой правитель — и демократ, и диктатор — будет против сбора налогов? Да никакой! Речь идеи об укреплении силы государства. На Западе на Кудрина возлагали большие надежды из-за того, что видели его в либеральном свете. Однако мне кажется, что Кудрин и Путин делали одно дело».
Маршалл Голдман (Marshall Goldman), экономист, профессор Гарвардского университета (Harvard University), относится к Алексею Кудрину с большим уважением — он знал его лично. Он считает, что Кудрин постепенно выводил Россию на международный финансовый уровень. Голдман сожалеет, что Кудрина уволили.
«Он казался совершенно “неполитическим” человеком, профессионалом высокого класса, — рассказал американский экономист в интервью «Голосу Америки». — И он не стремился строить политические империи, не играл в политические игры. Он способствовал тому, что положение России стало более уважаемым, дела велись более профессионально, и делал это неярко, негромко, но очень эффективно. Мне кажется, он по-настоящему преследовал самые лучшие интересы России — не был каким-то там олигархом, который поставил бы на все посты членов своей семьи и преследовал бы только интересы личного обогащения. При Кудрине Россия постепенно стала занимать достойное положение в глобальном финансовом мире».
Среди главных достижений Алексея Кудрина считают введение нового бюджетного кодекса в 2008 году, то есть новую модель долгосрочного бюджетного планирования, а также налоговую реформу в России. Как сообщает РИА Новости, эксперты положительно оценивают снижение ставки НДС с 20% до 18% и отмену налога с продаж с 1 января 2004 года, а также снижение с 1 января 2005 года базовой ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Негативную реакцию экспертов вызывает переход с ЕСН на страховые взносы и рост суммарной ставки с 26% до 34%.
Андерс Ослунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics), считает, что будущий глава нового российского правительства обречен быть камикадзе: он должен будет расчистить образовавшиеся завалы — в частности потому, что в последние два года Путин принял слишком много популистских решений в экономике.
«Я напомню, что Кудрин постоянно высказывался против наращивания расходов на оборону. Он также регулярно выступал против некоторых экономических проектов Медведева», — отметил американский эксперт.
«Кудрин, вероятно, решил, что Медведев — политический легковес, и его не стоит воспринимать всерьез, — сказал Андерс Ослунд в интервью «Голосу Америки». — В то же время, Кудрин — старый друг Путина. Они могли расходиться политически, но лично они очень близки. Именно Кудрин способствовал переезду Путина из Петербурга в Москву и помог ему с работой в президентской администрации. При этом Кудрин — это человек, который обеспечил нормальное функционирование российской финансовой системы. Учитывая то, как обошлись с ним, никакой серьезный игрок не захочет занять освободившуюся должность. Никто не захочет делать эту тяжелую и, как оказалось, неблагодарную работу. Это делает возможным серьезное ослабление финансовой системы России».
После ухода с поста министра финансов, Алексей Кудрин сохранил должности председателя Национального банковского совета (НБС) и председателя совета при президенте России по финансовым рынкам.
VOA