«УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ...»
Рамис ЮНУСОВ
Когда-то великий русский поэт Тютчев, характеризуя российское государство и менталитет ее населения, через несколько лет после отмены крепостного права, в 1866 году, написал гениальные строчки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...», подчеркивая тем самым определенную иррациональность в поведении людей тогдашней России. С тех пор прошло 150 лет, а воз, как говорится, и ныне там. Когда-то и я жил и учился в России, наверное, потому до сих пор мне не безразлична ее судьба в самых разных плоскостях — от политики до культуры. И сегодня, имея возможность наблюдать за ней из-за океана, я начинаю понимать глубокий смысл в словах поэта.
У читателей может возникнуть вопрос: а почему это вдруг, начав писать статью про современную Россию, автор решил провести параллели из прошлого этой страны? И почему в заголовок статьи поставлена цитата из стихотворения русского интеллигента Федора Ивановича Тютчева? Спешу успокоить читателей, чтобы ответить на эти вопросы, нам не придется делать огромный исторический экскурс в прошлое России, для этого достаточно будет посмотреть репортажи с последнего съезда партии «Единая Россия», на котором, наконец- таки, была снята интрига, и четырехлетнему терпению путинских чиновников во власти пришел конец, и им более не придется скрывать своего открытого желания прекратить эти маски-шоу с так называемым президентом Медведевым.
Вспоминается в этой связи первый российский опыт передачи власти преемнику, который был придуман и реализован президентом Борисом Ельциным в 1999 году, когда харизматичный лидер, в свое время сыгравший огромную роль в смене многих политических ориентиров как Советского Союза, так и новой России, став больным, старым и потерявшим авторитет в обществе президентом, решил отказаться от власти и передать ее более молодому и энергичному представителю спецслужб, председателю правительства Владимиру Путину. Если сравнить тогдашнюю ситуацию с сегодняшней чисто визуально, то главное отличие бросается сразу же в глаза: молодой и как будто бы энергичный Медведев решил уступить власть представителю более старшего поколения, Путину. Но, как известно из политологии, в политике, а тем более в России, в стране с кривыми зеркалами, визуальный анализ может привести к тому, что золотом начнут называть все то, что блестит. А это, как было отмечено выше, уже не политика, а маски-шоу, т.е. балаган, клоунада, шутовство.
Так что же произошло на самом деле? Почему многие западные средства массовой информации уделили этой смене караула в Кремле гораздо меньше внимания, чем в случае с Ельциным? Мне было очень интересно понять это, и по мере того, как я просматривал многие интернет-порталы с аналитическими выкладками на эту тему, на нескольких русскоязычных сайтах я встретил комментарии, где многие эксперты вспомнили статьи вашего покорного слуги, под названием «Путин и Медведев: кто же главный» и «10 лет идеологии путинизма», написанные мною три года назад.
Чтобы не обременять читателей поиском данных статей в интернете, приведу с вашего позволения несколько своих цитат из них: «...А реалии нынешней ситуации указывают на то, что в тандеме Путин-Медведев верховенствует Владимир Владимирович... С появлением на вершине власти Дмитрия Медведева возникла новая модификация ельцинско-путинской системы. После года пребывания в должности нового президента выяснилось, что его функция вовсе не в реальной либерализации российской жизни, на что некоторые питали надежды, а лишь в юридической лакировке абсолютно бесправной российской действительности. Юрист Медведев выполняет важную задачу легализации всего “освоенного” за минувшее время путинской номенклатурой. Он как бы выписывает сертификат вертикали власти, впаянной в постамент российской государственности: «Произведение искусства! Руками не трогать!».
Все виртуальные «намеки» на либерализацию утонули в путинизме реальных действий: российская агрессия против Грузии, нагнетание напряженности в отношениях с Украиной, создание центра «Э» для борьбы с инакомыслием, растущее число политзаключенных, окончательное подчинение Конституционного суда исполнительной власти и т.д. Ожидание медведевской оттепели оказалось всего лишь «полезным идиотизмом», активно используемым властью. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в течение этого года Владимир Путин занимался тем, чем хотелось, а Дмитрий Медведев — тем, чем получалось».
Да, правящий класс в России ожидал неизбежного возвращения Путина. Но почему это было сделано с таким изощренным и садистским унижением Медведева, которого даже стали лягать официальные каналы? Ведь он так долго поддерживал интригу, важничал, надувал щечки, хмурил бровки, обещал поделиться какими-то судьбоносными планами. Либеральная интеллигенция писала ему верноподданические письма. А он вышел на сцену и нервно ляпнул что-то невразумительное о своей капитуляции. Вообще создавалось впечатление, что он был полубезумен во время своего натужного выступления. Сначала обрушился на соперников "Единой России" на выборах, заклеймив их как разрушителей Отечества. Это — гарант Конституции и либеральный модернизатор говорил о лояльнейших, легальнейших кремлевских партиях-клонах!! О Зюганове и Жириновском, о Миронове и Богданове. Что же он тогда думает о реальной оппозиции? В публичном унижении так называемого президента было что-то настолько порочное, что покоробило даже черствые сердца так называемой «элиты». Если можно так отыметь бездействующего президента и будущего премьер-министра, то что же ожидает любого чиновника рангом ниже?
О чем же говорит эта всеми ожидаемая и таким способом и так помпезно, в лучших традициях советских партийных съездов, реализованная рокировка? Во-первых, о том, что можно забыть о выборах — они стали лишними. То, что Путин свое двенадцатилетнее правление вновь подкрепил президентским статусом, было ожидаемо. А вот поведение Медведева и то, как он пудрил мозги населению и особенно ее продвинутой части, делает не только самого — гаранта Конституции России — посмешищем в глазах всего мира, но и шутом в своей собственной стране, оскорбляя при этом миллионы наивных людей, которые искренне привыкли верить в царя-батюшку, в царя-заступника. Ведь оказывается: король-то голый!!! Получается, что медведевские поклонники, призывавшие его на царство, участвовали в «операции прикрытия». Уверен, что многие из них это делали вслепую. И потому мне совершенно не понятны стенания тех, кто жалеет бедного «Диму». Уверен, что именно такая беспринципность, бесхребетность и отсутствие всякого чувства собственного достоинства и остановили в свое время выбор Путина на нем. Три года назад, при выборе преемника, Путину не были нужны всякие сюрпризы с реализацией его планов оставаться у руля России столько, сколько выдержит его страна, руководствуясь принципом известного сатирика: «Каждый народ имеет то правительство, которое его имеет».
В любом случае, тандем приказал долго жить. Путин дал понять, что он является единственным лидером группировки, узурпировавшей эту власть. Сам возврат Путина в Кремль в ситуации российской безнадеги мог бы даже стать позитивным фактом, если бы означал конец иллюзий, связанных с кремлевскими реформами. Но власть решила и дальше задействовать Медведева в роли иллюзиониста, надеясь на артистические способности Медведева, который должен вновь попытаться придать более либеральный имидж режиму, теряющему легитимность. И я уверен, что в российской так называемой «элите» опять-таки найдутся новые «макаревичи и дворковичи», желающие помочь Медведеву в этом занятии и которые с пеной у рта на подконтрольных путинских каналах начнут обрабатывать и без того «антиамериканское» российское население новой ролью премьера Медведева, объясняя, почему именно он должен и может проводить модернизацию, инновацию и прочие ...вации в России. И самое страшное в этой рокировке то, что путинские представители спецслужб продемонстрировали свою ориентацию на пожизненное правление. Они уже не могут выпрыгнуть из логики всевластия и вседозволенности. И они не просто не могут уйти, они не могут уйти добровольно. И это — самый главный итог путинско-медведевской рокировки. Сама существующая власть, осознанно или нет, на всех парах ведет Россию к потрясениям, которые сегодня происходят в арабских странах.
Прочитал последний абзац и стало немножко грусто. Столько лет прошло после развала Союза, произошли такие катаклизмы как на постсоветском пространстве, так и во всем мире. Нет более Варшавского договора, Европа объединилась, в арабских странах падают один за другим диктаторские режимы, авторитаризм трещит по швам везде, а что же происходит в России? Мы все стали свидетелями того, как с приходом Путина официальная политика Кремля полностью полевела, как в современной России уважаемыми стали многие атрибуты времен СССР и как опять начинаешь ощущать в воздухе приближение холодной войны, слушая риторику российских политиков. И все это происходит сегодня, в 21 веке, и это стало реальностью, и от этого грустно. Так и хочется задать один вопрос всем думающим жителям России: что такое для вас любить Россию и что вы вкладываете в это понятие? Ведь наряду с Чайковским и Достоевским, политиками-реформаторами царской России, да и многими другими корифеями из прошлого истории России, сегодня, в 21 веке, как никогда имеется огромная потребность в донесении до цивилизованного мира современного и достойного облика России и это надо делать в разных жанрах: от политики и до культуры.
Так, недавно стало известно, что представлять Россию на премии «Оскар» будет фильм «Цитадель» Никиты Михалкова, который с треском провалился в самой России. А фильмы Сокурова «Фауст», который победил недавно на фестивале в Венеции и Звягинцева «Елена», победивший в этом же году в Каннах, остались за бортом. Разве Россия от такого подхода выиграет в глазах любителей культуры на Западе? Ведь и фильм «Фауст», также как и фильм «Елена» вполне реально могли принести в Россию американский Оскар!!! Почему всегда так происходит: и Бунин, и Пастернак, и Солженицын, и Тарковский, вышеуказанные и убитые террористами политики-реформаторы царской России, такие как Александр II и Столыпин, современные режисеры и многие другие достойные представители России получают признание на Западе, а в своей собственной стране остаются за бортом и при этом народ потчуют бездарями как в политике, так и в культуре? Воистину правильно написано: «...Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57).
И в заключение: меня совершенно не радует то, что мой анализ три года назад полностью подтверждается. Вопрос: а разве для понимания такого резюме обязательно надо обладать особым даром предвидения? Уверен, что нет!! Для того чтобы мало-мальски понимать современную Россию и тенденции развития политической жизни в этой большой стране, надо почаще читать ее поэтов, тем более, как сказал Е.Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт», подчеркивая тем самым весь трагизм судьбы русских поэтов, которые часто несли свой талант, свой дар предвидения, словно тяжелый крест. Вольнодумцев, способных изобличить пороки общества и имеющих дерзость бросить в глаза власти смелую критику, ни общество, ни власть никогда не жаловали. Вспомнить хотя бы Пушкина и Лермонтова. И потому, как ни грустно, но я полностью согласен с Федором Ивановичем Тютчевым: «Умом Россию не понять...».
Автор статьи — Рамис Юнусов, известный политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.