СПИЧКИ ДЛЯ АНТИСЕМИТИЗМА
Тимур БОЯРСКИЙ
Чтобы не вспыхнул пожар, у детей спички отбирают, но кто отберет спички у маститого писателя, который работает над ростом своей популярности. Особенно, если нет опасности, которую Владимир Высоцкий правдиво обозначил: «А вдруг мне за это чего-нибудь будет», если редактор и тот, кто заведует редактором, хотят именно этого. Проявления антисемитизма находят у Пушкина, Достоевского, даже Чехова. В одном из интервью Валентин Саввич Пикуль назвал своих соратников по фронту войны с евреями: Белов, Астафьев, Распутин… Он мог бы назвать Станислава Куняева и ещё многих. Обо всех поговорить нет никакой возможности, но роль самого Пикуля в этой многолетней изнурительной борьбе можно считать выдающейся. Валентина Саввича почему-то не смущало, что при оценке этого мракобесия, его можно причислять к очень способным ученикам Гитлера, Геббельса и Эйхмана. Во времена Пикуля даже начальник отдела кадров какого-нибудь молокозавода маскировал свой антисемитизм легальными отговорками. Писатель Пикуль ничего ее маскировал, если не считать того, что свою ненависть к евреям он называл борьбой с сионизмом.
В Советском Союзе и в мире Валентин Пикуль был сказочно популярен. Книги «Пером и шпагой», «Слово и дело», «Битва железных канцлеров», «Честь имею», «Фаворит», «Нечистая сила» можно было достать, только в том случае, если ты дружил лично с заместителем директора облкниготорга.
Общий тираж его книг ещё при жизни автора достиг 20 миллионов экземпляров.
Вспоминаю 1985 год. Мы с женой решили на своём «Москвиче» совершить путешествие из Симферополя в Кишинёв. Жить предполагалось в гостинице кишинёвского аэропорта. Уверенности в том, что в этой гостинице найдётся телевизор, не было. Из телепрограммы было известно, что именно на этот день предвидится выступление Пикуля по центральному телевидению. Поэтому мы взяли с собственной кухни минителевизор и в назначенное время, спустившись к машине, включили его, подключив к аккумулятору через электроприкуриватель. Валентин Саввич умел не только писать, но и говорить. Лично я в то время почему-то оставлял за скобками антисемитизм Пикуля, зато высоко ценил его за писательское мастерство, образ жизни и множество необычных для того времени замечательных поступков. Например, государственную премию имени Горького за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения. Премию министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-афганцы, а гонорар за роман «Фаворит» внёс в латвийский фонд мира.
Несмотря на свою эрудицию, фантастическую популярность и невероятный читательский энтузиазм, писатель Пикуль был прав далеко не всегда. В романе «Нечистая сила» главные действующие лица - это император Николай 2-й и его семья. А семья, это братья и сёстры, включая двоюродных, дяди и тёти и их многочисленные семьи, всего, надо полагать, человек 200. Только великих князей, которых расстреляли большевики, было 19 человек. А ведь до тех, кто в этот смутный период оказался за рубежом, большевики не добрались. Ни для одного их них у Пикуля не нашлось ни одного доброго слова. Зато чёрная краска использовалась без всяких лимитов. А между тем, император Николай и императрица Александра Фёдоровна причислены русской православной церковью к лику святых страстотерпцев.
Не прав писатель оказался и по вечному еврейскому вопросу. Правда, он высоко оценил роль и значение Свердлова, Троцкого и их еврейских соратников по революционному разбою, зато остальным евреям устроил показательную экзекуцию.
Кстати о сионизме. Вот как его определяет Пикуль: «Сионисты добивались не равноправия евреев с русским народом, а чтобы на хлебах России они жили своими законами, своими настроениями. Не гимназия им была нужна, а хедер, не университет, а субботний шабаш». Не совсем понятно, что такое субботний шабаш, и почему гимназия не может существовать параллельно с хедером, но дело не в этом. На этот раз писатель беззастенчиво обманул своих читателей. Сионизм это не стремление господствовать в России, это стремление переселить евреев всего мира в окрестности израильской горы Сион.
Доказывая, что Григорий Распутин был орудием в руках сионистов, Пикуль называет фамилии этих сионистов: Гинзбург, Варшавский, Слиозберг, Бродский, Шалит, Мендель, Поляков. Их Пикуль клеймит, как преступников, жуликов и мошенников, употребляя такие определения, как мурло капитализма и ещё более сильные. Это всё равно, что клеймить такого основоположника сегодняшнего благополучия Америки, как Генри Форд, таких великих немцев, как Густав и Фридрих Крупп. Если действительно Распутин дружил с теми, кого последними словами легкомысленно обругал Пикуль, или хотя бы с некоторыми из них, это делает ему честь. О каждом из них можно было бы написать книгу для серии «Жизнь замечательных людей», потому что каждый из них строил фундамент великой России, которая обязательно состоялась бы, если бы не Ленин и Троцкий. Рассказать обо всех совершенно нереально, но хотя бы о некоторых.
Бродский был не один, их было, по крайней мере, два — Лазарь и Лев. Это сахарозаводчики. В 1912 году они владели 12-ю заводами по производству сахара. Именно Лазарь Бродский построил в центре Киева Бессарабский рынок. Революция национализировала заводы Бродских, это и явилось причиной, того, что сахар стал выдаваться по талонам и карточкам.
Поляков тоже был не один. Были в России три брата — Яков. Самуил и Лазарь. Каждый из них был экономическим и хозяйственным гением. Лазарь основал в Москве банковско-кредитную империю. Здание его главного банка и поныне находится на углу Кузнецкого моста и Рождественки.
Яков жил в Таганроге, строил и развивал этот южный город и был избран почётным гражданином Таганрога.
Но самым значительным из братьев был Самуил. Он построил Курско-Харьковскую, Харьковско-Азовсую, Козлово-Ростовскую и другие железные дороги — всего девять.
Во время русско-турецкой войны Самуилу Полякову было доверено построить две стратегических дороги в Румынии. В частности дорога Бендеры-Галац протяжённостью 320 км, на которой насчитывается 204 моста, была построена за 100 дней.
Всего им построено 4000 км железных дорог. Численность работающих на его стройках достигала 70 тысяч человек. Сроки были для тех времён почти фантастические. Например, дорога Курск — Ростов на Дону протяжённостью 800 км строилась 1 год и 10 месяцев.
Самуил Поляков основал и содержал медицинские и ремесленные училища, женскую гимназию, отдал 200 тысяч рублей для строительства общежития для студентов Санкт-Петербургского университета и т.д. О том, что он имел какое-то отношение к сионизму, как к общественному движению, ничего не известно. Все три брата Поляковы получили чины тайных советников и дворянские звания – царское правительство умело оценивать людей за их заслуги. Всех их можно считать гордостью России. Валентин Пикуль тоже оценил их заслуги, но шкала его оценок больше похожа на кривое зеркало.
Одним словом, вклад Пикуля в дело тиражирования антисемитизма нужно признать большим. И, если бы писатели время от времени не баловались этими опасными спичками, может быть антисемитизм в мире постепенно стал бы съёживаться и стремиться к нулю.