ГОСОБОРОНКРИЗИС

ГОСОБОРОНКРИЗИС

Михаил ЗАХАРОВ

Кудрин оставил за собой последнее слово в заочном уже споре с Медведевым. Экс-министр выразил намерение уйти в частный сектор и продолжает критиковать политику властей в области гособоронзаказа. Экономить, видимо, действительно придется и резать расходы будет уже премьер Медведев.

Объяснение бывшего министра финансов Алексея Кудрина по поводу экономической политики правительства в «Коммерсанте» звучит если и не приговором национальной экономике, то уж точно серьезным звонком. Всю статью Кудрина можно пересказать двумя словами — надо экономить.

Бюджетные траты, как справедливо замечает бывший министр и вице-премьер, сильно раздуты. В 2008 бюджет был сбалансированными (расходы равны доходам) при цене 57,5 долларов за баррель нефти, в 2011 — 109 долларов, а на 2012 запланировано уже 117 долларов. Приводит бесстрастные цифры Кудрин. Нефтегазовые доходы составляют основу доходов российского бюджета и получается, что вследствие резкой отрицательной динамики цен на нефть бюджет мгновенно получается дефицитным.

Меж тем цена в 117 долларов не так уж далека от исторического максимума в 140 долларов за баррель, зафиксированного незадолго до острой фазы кризиса.
Меж тем федеральные власти (и это решение, как известно, послужило причиной отставки министра финансов) увеличивают траты. Кудрин признает, что все задачи, которые ставит государство в социальной и оборонной сфере — повышение пенсий, зарплат учителям и перевооружение армии — государство должно решать. Однако предостерегает, что денег не хватит. И вновь предлагает сократить программу перевооружения армии или, как минимум, растянуть ее на 15 лет вместо 10 как планируется сейчас.

История с перевооружением — знаменательная для военного лобби. Минобороны заявило, что на перевооружение армии требуется фантастическая сумма: 36 триллионов рублей. По планам Минобороны, такие вложения позволили бы довести долю современных вооружений в армии до 70 процентов к 2020 году. Сколько их сейчас, впрочем, военные не знали — оценка колебалась от 15 до 25 процентов. В крайнем случае военные были готовы удовлетвориться 28 триллионами, но уточняли, что этого не хватит на переоснащение корабельной группировки.

Минфин такие запросы ожидаемо не устроили: после жарких дебатов на всех мыслимых площадках программа перевооружения была сокращена до 13 триллионов. Военные перешли в контратаку и продавили сумму более 20 триллионов рублей. Против столь масштабных и выступил Алексей Кудрин.

После чего случилось выступление в США, а затем публичная пикировка с президентом, породившая анекдот «президент пока еще я, я сам посоветуюсь с премьер-министром». Впрочем, последнее слово в этой истории, похоже, останется за Кудриным. Сложно сказать, что еще могут придумать финансовые власти, дабы удовлетворить растущие запросы российской армии.

Впрочем, у гособоронзаказа имеются и естественные ограничители. Гособоронзаказ крайне сложно исполнять. Минобороны полагает, что поставщики из ОПК завышают цены (и справедливо полагает) и жалуется на качество продукции и срыв сроков. Оборонщики жалуются на излишний контроль со стороны министерства и задержки перечисления средств. В результате, несмотря на понукания со стороны президента и премьера госзаказ был сорван в 2010 году, пока не до конца ясна его судьба в 2011. Некоторые эксперты обращают внимание и на то, что российский ОПК в его нынешнем состоянии неспособен удовлетворить пожелания Минобороны.

Проблема избыточных трат бюджета, впрочем, остается. И правительству вскоре предстоит ее решать. Правительство, которое возглавит, если не произойдет неожиданностей, Дмитрий Медведев.

Президент, таким образом, раздув программу вооружений, создал проблемы самому себе, но уже в ранге премьера.

Рецептов и впрямь немного — сокращать расходы по другим, почти сплошь социальным статьям бюджета, увеличивать налоги или печатать деньги (все эти варианты Кудрин анализирует). Ну или сократить госпрограмму по перевооружению армии. Интересно будет посмотреть, что выберет Дмитрий Анатольевич.

Еще один нюанс. Своей статьей Кудрин обозначил переход в своей личной биографии. Как заявил экс-министр в кулуарах Московской финансовой недели, он подумывает о том, чтобы отказаться от идеи государственной службы. «В какой-то момент я встал на перепутье, и нужно было определиться: я готов стать независимым специалистом или все-таки выступать от государственных структур. Мне сейчас показалось независимым выступать интереснее», - заявил он. Ранее Владимир Путин заявлял, что Кудрин остается в его команде, правда, не обозначив кадровых перспектив.

Если в позиции Кудрина ничего не изменится к маю, то властная команда, уже лишившаяся многих ключевых игроков, потеряет еще и Алексея Кудрина. Кто будет управлять финансами — сложно представить. Не иначе как кто-то из питерского ФСБ.
polit.ru