ПЕЧЕРСКИЙ РЭП

ПЕЧЕРСКИЙ РЭП

Виктор БОРОВИКОВ

Ишак Насреддина и верблюд-пустынник. Пара этих символов более к лицу украинскому правосудию, нежели взвешенные амбиции Фемиды. А докажите-ка, что не «верблюд». И хотя по поводу «ишака» тоже аналогии имеются, в советско-уголовной Украине главенствует «верблюжья» презумпция виновности. Не каверза, и не подковырка — вполне логичный признак человеконенавистнической системы. Точка на оси нового-старого зла, узнаваемая хватка «твёрдой руки» и «родимое пятно» советской бюрократии, чьи кагэбэшные повадки указывают человеку-винтику на его бесправное место. Однажды в Брюсселе президента-напёрсточника выдала фраза. Пафосно, с брежневским причмоком отозвавшись на реплику о суде над оппозиционным лидером и бывшим премьер-министром Ю. Тимошенко на Парламентской Ассамблее Европы (ПАСЕ), дважды «не судимый» оратор со значением отметил, что у подсудимой будут все возможности доказать свою невиновность. Не догадываясь, конечно же, что это прокурорская прерогатива — доказывать. С т.з. презумпции невиновности.

Судебное преследование лидера оппозиционной партии «Батьківщина» Ю. Тимошенко, стоявшей во главе украинского правительства накануне реванша В. Януковича, слишком напоминает и трагедию, и фарс одновременно. Смешение в жанре антиутопии подсказывает продолжение этого малороссийского спектакля в угоду авторитарному режиму президента-пахана. Судья Р. Киреев, страдающий явными признаками невротизма и небрежением закона, вместе с уверенностью, что и этот правовой беспредел сойдёт с рук, доломал комедию до конца. Лишив подсудимую последнего слова, объявил перерыв, а через неделю с утра и после полудня — около четырёх часов зачитывал приговор. Семь лет заключения.

Ещё три года Ю. Тимошенко не будет вправе занимать руководящие должности. Срок максимальный — по статье 365, ч. 3-я которой предусматривает наказание за превышение служебных полномочий. Кроме этого, суд удовлетворил иск Нафтогаза, его главы Ю. Бойко, обязав Ю. Тимошенко выплатить более 1.5 млрд. гривен (188 млн. долл.), за ущерб, якобы нанесенный ею… Это — после неоднократных заявлений российских партнёров по газовому договору 2009 г., и, в частности, премьера В. Путина, прямо выразившего своё недоумение. «Не понимаю, за что судят Тимошенко, задаётся риторическим вопросом инициатор газового давления на Украину. Её подписи нет ни на одном документе, это соглашение подписывалось на уровне хозяйствующих субъектов. Самое главное в том, что соглашение составлено в соответствии с законами России и Украины, и международными нормами», последнее обстоятельство в особенности подчёркивает Путин.

Может быть, и для того, чтобы не выглядеть расчётливым циником, разыгравшим газпромовскую партию с президентом-подельником. Версия, вброшенная в это пространство двойных стандартов интригует и смахивает на правду, хотя, на первый взгляд, относится к теории заговоров. Будто бы судом над Тимошенко спровоцирована некая антиинтеграционная кампания, призванная отторгнуть Украину от Евросоюза, после чего волна мирового недовольства прибьёт «Благословенную» к евразийским берегам и таможенному союзу… А раз так, всё это разыграно по российскому сценарию. Допустим. Однако зачем было Путину делать громкие контрверсийные заявления? Да ещё столь незамедлительно — из Китая, где премьер-министр РФ находился о ту пору? Чтобы подстраховать собственную лояльность перед Западом, смягчая волну швартовочных мероприятий, когда Янукович приведёт страну в таможенный союз, а следом и в некий «Евразийский», о котором российский премьер совсем недавно мечтал на страницах «Известий»? За полтора месяца до собственных президентских выборов.

Ведь никому до сих пор не ведомо, о чём это тогда же, наедине и почти два часа в Новозавидово, без свидетелей толковали Путин и Янукович. Косвенно версию вроде бы подтверждает сегодняшняя позиция Германии, ныне солирующая в хоре голосов ЕС, выразивших дружный протест против репрессивной политики Януковича. Берлин последовал французской инициативе, по сути предложившей бойкотировать футбольный чемпионат Евро-2012 в Украине. Сейчас этот мяч на поле украинского президента, всего несколькими днями ранее заявившего в интервью греческой газете, что его абсолютно не волнует суд над Тимошенко.

И вот через пару дней, он же, комментируя на телекамеры решение Печерского суда, не моргнув, ставит многоточие — вместо судейской «точки», заявляя о «неокончательном решении». Туманно рассуждая о перспективах евроинтеграции. Это снова покатился шарик меж напёрстков… Если окончательное решение ожидается за Высшим апелляционным судом, то к рассмотрению дело примут не сразу и, в лучшем случае, месяца через два состоятся первые заседания, причём, дату рассмотрения назначит всё тот же печерский судья. Р. Киреев. Вряд ли в итоге состоится оправдательный приговор. За невыразительностью фразы президента-манипулятора, сказанной куда-то в пустоту, проглядывает желание спустить напряжение на тормозах. Его первая публичная реакция на международный резонанс в связи с политическими репрессиями в Украине и приговором Тимошенко, была откровеннее.

В какой-нибудь другой стране никто и рта бы не раскрыл, произнёс этот президент не смущаясь, а на нас смотрят через микроскоп. Сама Тимошенко, не дожидаясь, пока Киреев до конца отбубнит (именно это слово, по-моему, является точной характеристикой оскорбительной особенности печерского судьи — небрежной скороговоркой, наподобие рэпа, или школяра, зазубрившего урок — зачитывать решение) приговор, поднявшись с места — второй раз за весь процесс, обращается к залу: «Это авторитарный режим. Вернулся 37-й год. При всей своей европейской риторике Янукович уводит Украину дальше от Европы, устраивая подобные политические суды. Будем разом, будем сильными…».

Взбудораженный мир отреагирует уже наутро. Как если бы посреди белого дня каннибалы беспрепятственно затеяли дикий ритуал. Швеция, Великобритания, Франция, Германия, Польша, Чехия, Венгрия — европейские лидеры, вместе с верхушкой ЕС, в категоричной форме выразили своё несогласие политически мотивированным судом над Тимошенко и другими оппозиционерами. В первую очередь, над Луценко. Например, шведский министр иностранных дел К. Бильдт заявил: «Совершенно очевидно, что данный конкретный судебный процесс проходил по законам, которым не должно быть места в любой стране, стремящейся к членству в Евросоюзе». Европа хочет, чтобы украинцев не преследовали в судебном порядке за их политические убеждения по уголовным статьям и чтобы они могли участвовать в политической жизни, на выборах. Эта позиция, так или иначе, присутствует в европейских, американских заявлениях. «Этот процесс подрывает процедуры справедливого судебного разбирательства.

И госпожа Клинтон заявила об этом, и она будет придерживаться этой точки зрения в будущем», — сказал заместитель госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда М. Познер. Подчеркивая, что США сделают все возможное, чтобы «донести до мира несправедливость приговора, если это действительно так», он также отметил, что «мнение правительств России и США совпадает в том, что судебный процесс над Тимошенко является политически мотивированным». Перед этим российское министерство иностранных дел объявило приговор, вынесенный Тимошенко, таким, который «имел явный антироссийский подтекст». Но вот по итогам встречи Януковича-Медведева 18 октября, российский президент весьма осторожно, в тон своему визави, комментирует отношение к судебному процессу над Тимошенко. Меня воспитали так, обворожительно улыбается глава государства российского, что пока приговор не вступил в силу, воздержусь от оценок…

На этом фоне слишком прозрачными и явными выглядят недвусмысленные заявления Евросоюза о том, что тюремный вердикт для Тимошенко ставит под угрозу создание свободной экономической зоны с ЕС — в частности, соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и Украиной, и соглашение об ассоциации, которые должны были быть подписаны в декабре. Никогда так близко Украина не подходила к ассоциированному членству в ЕС, зачем-то подогревает ситуацию украинский МИД, вместе с украинскими правителями воспротивившийся пересмотру дела Тимошенко, или отмене 365-й криминальной сталинской статьи, происхождения 1927 г., по которой может быть осуждён практически любой неугодный. В связи с этим бютовская оппозиция настаивает на гуманизации, предлагая включить 365-ю в перечень т.н. «декриминализации» статей, ныне предполагающих тюремное наказание за экономические преступления.

Соответствующий законопроект о замене заключения на штрафы, Янукович внёс на Верховную Раду. Однако глава фракции регионов в Раде, и сам автор однозначно заявили, что закон не писан под конкретную персону. Добавим, правильнее было бы сказать — под сотню-другую региональных дружков сегодняшних правителей. При том, что достаточно контрдоводов, высвечивающих избирательность этого правосудия и двойные стандарты. Хватило бы назвать группировку киллеров, и вожака с кавказской фамилией, по суду оправданного (как политически преследуемого оранжевой властью!), почти сразу с приходом нынешней власти… Снова крутится шарик и мелькают напёрстки. Не исключается, умело разыгранная комбинация отторжения Украины от Европы ставит целью упасть в объятия невразумительного Евразийского союза, очерченного Путиным, как часть предвыборной президентской программы. Янукович тут же обвинит в этом Тимошенко, европейцев и мировую общественность, выступившую в защиту гонимых лидеров оппозиции.

Наиболее агрессивный сегмент правящего большинства регионщиков-коммунистов делается всё несдержаннее по отношению к Вашингтону, культивируя кремлёвские нотки неприятия и намереваясь возобновить, если не холодную войну, то весьма прохладные условности мирного сосуществования в советском стиле. Если увидеть встречу двух президентов в таковом аспекте, то первый шаг они уже сделали, договорившись о либерализации российско-украинских границ и пытаясь договориться о некоем непрямом участии Украины в таможенном союзе — эксклюзивном, учитывая членство страны в ВТО. Но, возможно, главные украинские игроки в политический напёрсток разыграют свои интересы в ЕС, реализуя трёхсторонний консорциум газотранспортной системы и выторговывая себе у партнёров наибольшие преференции. В любом случае виноватой сделают Ю. Тимошенко, сейчас напоминающую уже не газовую принцессу, а скорее — гонимую Золушку, у которой славное будущее.

Если украинская былина-триллер обернётся чудесной сказкой. Однако сценарий тоталитарных правителей пока, увы, далёк от хэппи-енда. СБУ возбудила новое против Тимошенко, положив в его основу не очень внятное письмо Росминобороны азаровскому Кабмину о якобы непогашенном долге тимошенковских Единых энергосистем — ЕЭСУ, размером в 405 млн. долл. Ничего, что эта бизнес-структура давным-давно выиграла все суды по искам и обанкротилась, а требования вызывают сомнения? Ведь, если Тимошенко устранила задолженность за счёт госбюджета, то и долга не существует, а если допустить обратное, то какие претензии к законно ликвидированной и несуществующей организации.

Призрак ЕЭСУ ещё долго не будет давать покоя их бывшим противникам из РосУкрЭнерго, желающим свести запоздалые счёты. На свет появились прошлые интервью Тимошенко, где она называет ЕЭСУ единственным представителем Газпрома в Украине. Наверное, что-то мог бы прибавить приснопамятный Черномырдин… Ничем серьёзно не подкреплённые, зыбкие шансы обвинителей, вероятно, удерживаются на утверждении, будто бы Тимошенко в 2009 г., договариваясь о газовых поставках с Путиным, пыталась решать собственные задачи, поступаясь украинскими интересами. В этом случае, однако, следует привлечь к ответственности её контрпартнёра — Путина, абсурдность чего понимают и сами неубедительные обвинители. Недаром же Тимошенко заново пытаются инкриминировать ту ещё «попытку» дачи взятки, о чём дело в России было закрыто. А на подходе зависшее дело о закупке автомобилей для сельского здравоохранения — «Опелей».

Параметры немецкого авто не соответствуют техническому описанию «Скорой помощи» советского образца, в которую-де не помещаются носилки. Но ведь и цели этой не ставилось, поскольку фельдшеру до больного не на чём добираться по бездорожью… Якобы затраченные на выплату украинским пенсионерам средства, полученные по Киотскому протоколу — дело, по которому и в Японии не имеют претензий, благо киотские деньги обнаружены на специальных счетах в Украине, о чём уж сообщалось… Однако надуманные обвинения продолжают бередить сознание тех, кому выгодно криминальное зависание основного политического противника. Её «будем разом» припомнилось на Крещатике, у бютовских палаток возле Печерского суда. В сторонке расположились луценковцы. Разве не пора объединиться? Чтобы стать сильнее…

Истинные намерения Януковича вскоре проявятся. Шарик где-то, да вынырнет. Часто, скажите, шулерам случается проигрывать? Оппозиция старательно следит за ловкими манипуляциями, всё равно оказываясь на ход позади, и отчаиваясь, надеется на выигрыш. «Мы проснулись в другой стране», удивил фигурой речи оптимистичный соратник Тимошенко. Нет, родные, страна всё такая же. Но вы проснулись. И увидели реальность без журнально-тусовочного глянца. И задумались… Слава богу.