«КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОЕГО ДЖОБСА»
Евгений БУТМАН, основатель группы компаний ECS (дистрибутор Apple в России) и сети магазинов re:Store
Основатель компании, представлявшей Apple в России, прочитал книгу про Стива Джобса и поделился своим личными впечатлениями
Эту книгу презентовали громко — первая в мире авторизованная, то есть написанная с участием ее героя, биография легендарного Стива Джобса. 24 октября, в день начала продаж, я приобрел ее электронную версию через британский iBook store. Так получилось, что я целых 20 лет работал с Apple, последние пятнадцать — возглавляя компанию, представлявшую Apple в России. Но с самим Джобсом встречался лишь однажды: на вечернике в честь выставки Apple в музее Д'Орсе он сказал пару слов нам — дистрибьюторам из третьих стран. 650 страниц печатного текста, а на iPad — более 900! Что я ждал от столь фундаментальной книги? Того же, что и все читатели, — понять, как, почему, из чего «слепился» человек, давший миру Mac, iPod, iPhone, iPad, iTunes и все с ними связанное. Узнать, как рождались идеи и принимались решения внутри закрытого мира Apple и какова была роль Стива. Я хотел понять его секрет. Откопать этакий сундук с сокровищами.
Уолтер Айзексон — добросовестный биограф, даже слишком. Он выкладывает кучу информации, строит повествование из множества познавательных мелких эпизодов. Но выводы, которые делает автор или его собеседники — только версии. Каждый читатель сам может составить о герое свое мнение, выписать рецепт его успеха. Вот как я прочитал этот рецепт.
Нужно родиться в Кремниевой долине. Расти во время технологического бума. Быть старшим сыном у приемных родителей. Закрытым, грубым, упрямым и недобрым юношей. Шкодить, хипповать, курить траву, принимать ЛСД. Увлекаться электроникой. Дружить со старшими по возрасту. Съездить в Индию за духовным опытом. Начать в 21 год бизнес вместе с другом. Найти денег (у нас бы сказали «поднять») на развитие. Придумать отличный продукт, сделать его бестселлером. В 25 лет сделать компанию Apple публичной. Нанять на пост гендиректора опытного человека из глобальной компании. В 28 лет продать компьютеров на $1 млрд, в 30 лет — на $2 млрд. Использовать людей. Предавать друзей. Пренебрегать правилами. Не думать о том, что думают о тебе другие. Быть требовательным и нетерпимым. Страстным и эмоциональным. Совершать ошибки — много. Восстановить против себя акционеров, членов совета директоров, коллег, подчиненных — всех. Быть изгнанным из компании, которую создал, но с кучей денег. Создать новую компанию (NeXT) и купить еще одну (Pixar), потратив большую часть денег из той кучи. Снова делать ошибки, использовать людей и пренебрегать правилами. Собрать сильную команду («А-players») и научиться, наконец, доверять и работать с такими людьми. Избавиться от юношеского максимализма, сохранив юношескую же эмоциональность. Жениться по любви, завести детей и быть счастливым в семейной жизни. И только потом, спустя 11 лет и разменяв свой пятый десяток, вернуться в Apple. Вернувшись, очистить компанию от лентяев, наполнить ее «А-players». И опять быть нетерпимым, надменным, критичным. Заставить всех вокруг принять твои правила. Вновь придумать гениальный продукт, а потом, безостановочно, второй, и третий, и пятый, добиваясь максимальной простоты и совершенства во всем. И в конце концов по своему изменить мир.
Рецепт сложный и не уверен, что полный и точный. Недаром Айзексон предпочел не обобщать, анализировать и делать глубокомысленные выводы, а просто изложить все, что смог узнать.
Тайна Джобса, по большому счету, так и осталась тайной, известной только ему самому. Лично я после 1997 года, когда впервые услышал Стива в Бостоне на Macworld, смотрел все его выступления — чаще всего вживую или в интернете (сначала по долгу службы, потом просто так). Я знал наизусть его интонации, жесты, паузы, любимые словечки. Перестал смотреть тогда, когда увидел его после перерыва, связанного с болезнью, — исхудавшего, постаревшего, с трудом произносящего слова. В конце концов, решил я, каждый имеет право на своего Джобса. Этой весной, готовясь к пресс-конференции, я просматривал на компьютере свои презентации прошлых лет. Из одной папки я извлек давний «эппловский» ролик Think Different. Айзексон приводит слова Джобса, что тот на первом просмотре не смог сдержать слез. Я не знал этого, но и у меня каждый раз сжимало горло, как только я слышал Here’s to the crazy ones. Мой Стив — блистательный человек в черном джемпере и синих джинсах, царствующий на сцене, каждым словом множащий и без того великую армию своих сторонников — умных, успешных, амбициозных.
Forbes.ru