ШУМ ЗА РАЗУМ ЗАШЕЛ
Эфраим ГАНОР, «Новости недели» — «Континент»
Что кроется за шумихой вокруг гипотетической израильской атаки на Иран?
Бесноватый иранский президент всегда готов нажать на красную кнопку, и его необходимо остановить. Только зачем предупреждать врага о конкретных или даже гипотетических планах?
На состоявшемся открытии зимней сессии кнессета главной темой повестки дня стала иранская угроза, а также якобы имеющиеся у главы правительства и министра обороны намерения принять в ближайшее время решение об атаке иранских ядерных объектов. Столь подчеркнутое внимание к данному вопросу было ожидаемо в свете развернувшейся днями в центральных израильских СМИ беспрецедентной кампании нападок на правительство как раз в связи с этими мифическими планами. Согласно ряду публикаций, основанных на утечках информации, Биньямин Нетаниягу и Эхуд Барак всеми силами пробивают решение об атаке Ирана вопреки мнению нынешних руководителей силовых структур, а также тех, кто недавно занимал в этих структурах высшие посты.
Тема иранской угрозы отнюдь не нова. В последние годы по ней неоднократно высказывались и политики, и военные, было написано множество статей и даже довольно серьезных исследований. Она оставалась центральной на повестке дня правительства, армейского командования и спецслужб, однако соответствующие обсуждения и планирование носили кабинетный характер. Официальный Иерусалим предпринимает максимум усилий убедить международное сообщество принять против Тегерана решительные меры, с тем чтобы заставить режим аятолл отказаться от военных ядерных разработок. Санкции в итоге были приняты, даже довольно ощутимые, но результата это не принесло, хотя в той или иной степени отрицательно отразилось на иранской экономике. Согласно различным источникам, иранцы продолжают успешно обогащать уран и весьма близки к возможности создания ядерного оружия.
Если верить многочисленным утечкам и публикациям последних дней, Нетаниягу и Барак решили, что речь идет о серьезнейшей угрозе безопасности Израиля и полагаться на международное сообщество Израиль больше не может. В этой связи они приступили к шагам, предвещающим военную операцию уже в ближайшие несколько месяцев. Политическое руководство убеждено: преддверие выборов в США — наиболее удачное время для удара по Ирану, так как вашингтонская администрация не станет останавливать Израиль: Обама нуждается в голосах еврейских избирателей, поддержке еврейского и произраильского лобби.
Еще перед нынешней газетной истерией в СМИ появились публикации о том, что Габи Ашкенази, Юваль Дискин и Меир Даган, возглавлявшие в недавнем прошлом соответственно генштаб, ШАБАК и "Моссад", по ряду причин противились проведению военной операции в ближайшее время. Мол, именно поэтому Нетаниягу и Барак побеспокоились, чтобы каденции всех троих не были продлены. Ашкенази, Даган и Дискин якобы утверждали, что приемлемым может быть признан только сценарий, по которому Израилю допустимо действовать в этом направлении в рамках некой коалиции, возглавляемой США.
Все, кто имеет отношение к планированию возможной операции против Ирана, согласны в том, что решение о ее проведении может быть принято лишь тогда, когда все другие опции (тайные операции, дипломатическое международное давление, экономические санкции) полностью себя исчерпают.
Естественно, что столь судьбоносный вопрос и его различные аспекты вызывают ожесточенные дискуссии: располагает ли Израиль достаточными данными об иранской ядерной программе, способен ли удар по ядерным объектам Ирана отбросить его программу на долгие годы назад или же приостановит ее выполнение на незначительный срок? Известно, что Иран извлек уроки из израильской атаки на иракский ядерный реактор в 1981 году, рассредоточив атомную промышленность по всей огромной стране, надежно защитив эти объекты системами ПВО или разместив их глубоко под землей. Все это особенно важно, так как потенциальные объекты атаки находятся на огромном расстоянии от Израиля, что создает для наших ВВС множество сложностей оперативного характера: неизбежное ограничение количества самолетов, задействованных в атаке, необходимость дозаправки в воздухе и многое другое.
Резонным является вопрос: что произойдет после израильской атаки? Ее противники особо подчеркивают, что в распоряжении "Хизбаллы" имеется около 50 тысяч ракет разной дальности, арсеналы террористов в Газе также впечатляют. Все это в случае атаки на Иран почти неизбежно обрушится на израильские населенные пункты. Весьма вероятна и вовлеченность Сирии, верной союзницы Ирана, с ее несметным ракетным потенциалом, включающим и химические боеголовки. Да и сам Иран располагает ракетами, способными поразить израильскую территорию, и глубоко законспирированной террористической сетью за границей, которая может быть задействована против израильских и еврейских объектов во всем мире по сигналу из Тегерана.
Кроме этого, вряд ли стоит полагать, что мировое сообщество, включая США, с пониманием отнесутся к израильской атаке. Следует ожидать резкого осуждения и возможных санкций. Примером может служить операция "Литой свинец", начатая Израилем после многолетних обстрелов наших городов, сопровождавшихся многочисленными жертвами, и не встретившая понимания в мире. Эти и другие вопросы, включая возможные потери в ходе операции, должны всесторонне рассматриваться теми, кто несет ответственность за принятие столь чреватых последствиями решений. На Нетаниягу и Бараке лежит огромная ответственность, и именно они располагают наиболее полной информацией. Многие критики последних дней — политики, публицисты, журналисты — подобной информации не имеют.
В речи на открытии зимней сессии кнессета глава правительства подчеркнул: "Иран не прекращает усилий, направленных на получение ядерного оружия. Ядерный Иран станет угрозой для Ближнего Востока и всего мира и, естественно, прямой и непосредственной угрозой для Израиля". В интервью радиостанции "Галей ЦАХАЛ" Эхуд Барак сказал: "Прогресс Ирана на пути к получению ядерного оружия — это вызов Израилю и всему миру, и потому необходимо действовать всеми возможными способами. Ни один из них не должен быть снят с повестки дня. Израиль не может себе позволить, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием".
Высказался по данному вопросу и лидер ШАС Эли Ишай на собрании активистов партии. Являясь членом узкого кабинета ("восьмерки") по вопросам внешней политики и безопасности, он предупредил, что операция против Ирана очень сложна, что особенно трагичными могут быть ее последствия, когда на нашу страну обрушатся "100 тысяч ракет". Поэтому, как сказал Ишай, он и "не спит спокойно по ночам". В связи с этим важно заметить, что в последнее время премьер и министр обороны неоднократно встречались с духовным лидером ШАС равом Овадией Йосефом, разъясняя ему всю серьезность угрозы, исходящей от ядерного Ирана.
Естественно, не упустили возможности воспользоваться поднятой в СМИ кампанией и оппозиция. Лидер "Кадимы" Ципи Ливни призвала Нетаниягу прислушаться к тому, что "говорят руководители системы безопасности". Глава "Аводы" Шели Яхимович предостерегла от "гигантоманской авантюры в Иране". Больше всех отличился депутат от "Аводы", бывший министр обороны и долгие годы приближенный Эхуда Барака, Биньямин Бен-Элиэзер. Он выразил беспокойство, что "эти два клоуна планируют атаку на Иран, а не люди, которые понимают в данной теме гораздо больше".
Согласно имеющейся информации, руководители силовых структур и члены политического руководства страны разошлись по теме Ирана. Одни считают, что польза от ограниченной военной операции будет нулевой или незначительной, а ущерб от возможной войны на много фронтов слишком велик. Поэтому стоит рассчитывать лишь на международные санкции, и даже если Иран заполучит ядерное оружие, это не станет катастрофой. Другие полагают, что Ирану необходимо еще 2-3 года, чтобы наладить производство ядерного оружия. После выборов президента американцы, мол, возьмут силовое решение иранской ядерной проблемы на себя. За это время могут произойти и другие серьезные изменения, например, падение нынешнего иранского режима. Что касается начальника генштаба Бени Ганца, главы "Моссада" Тамира Пардо и руководителя ШАБАКа Йорма Коэна — то ряд аналитиков считает, что они, мол, склонны принять позицию премьера и министра обороны, возможно, с определенными оговорками. Они не выступают против политического руководства в резкой форме и тем более не делают этого публично, что предполагает их видение ситуации, близким к ее оценке Нетаниягу и Бараком.
В Вашингтоне сообщения из Израиля о возможной близящейся атаке вызвали явное беспокойство. Собственно, одной из причин активизации обсуждения в последние месяцы "близящейся атаки" Ирана стало желание Иерусалима подтолкнуть международное сообщество к решительным санкциям против Тегерана. Израиль дает понять: если меры не будут приняты, то мы сами возьмемся за решение проблемы военным путем, что приведет к непредсказуемым последствиям. Так что — выбирайте... Не остались незамеченными Вашингтоном крупномасштабные учения израильских ВВС, свидетельствующие о подготовке к военной операции.
Ключевым моментом в сложившейся ситуации является ближайшее заседание МАГАТЭ, запланированное на 8 ноября. На нем под давлением американцев и стран Запада должен быть опубликован очередной "иранский доклад". В нем, согласно имеющимся сведениям, будет содержаться секретная доселе информация, однозначно свидетельствующая о военной направленности иранских атомных амбиций. В Вашингтоне уверены, что после этого ряд стран, главным образом Китай и Россия, перестанут противиться наложению на Иран по-настоящему жестких санкций, способных обуздать его атомные аппетиты.
В заключение надо прямо сказать, что наблюдаемый в эти дни "публичный иранский стриптиз" является уродливым и совершенно неуместным явлением. Подобные вопросы и дилеммы должны обсуждаться на компетентных форумах, а не так, как это происходит на наших глазах. Вот как все это охарактеризовал министр Бени Бегин: "Обсуждение атаки иранских ядерных объектов в СМИ является вопиющей безответственностью". И он же о высказываниях бывшего главы "Моссада" Меира Дагана: "Налицо нарушение доверия. Это просто омерзительно. Речь идет о возмутительных действиях, и мании вели