ИНАЧЕ — КАК СОХРАНИТЬ АМЕРИКУ?!
Илья БРАСЛАВСКИЙ
Давно задаю себе вопрос: отчего это правые так не любят Обаму? Ведь, с первого дня в офисе, он что называется, «лёг под них», выполняя не свои предвыборные обещания, — а их требования. Взять, к примеру, пресловутую Реформу Здравоохранения (ЗО). Обладая большинством в обеих палатах, Обама более полутора лет бездействовал: «наводил мосты» с республиканским меньшинством. В итоге, Реформа принесёт страховым компаниям более 32 млн. новых пациентов. А множество других проблем ЗО? Слово — AARP Magazine, July & August 2008: «…Мы отдаём почти 1/3 наших ЗО долларов на административные расходы.
…Канадская single-payer система — эффективная модель, тратящая только 16 % от средств ЗО на административные нужды. Если бы мы были столь эффективными, как Канада, мы могли бы экономить 360 миллиардов долл. ежегодно... Говорят, что у нас самое лучшее ЗО в мире, но это не тот случай… Продолжительность жизни у нас меньше, чем в Канаде, Японии и всех (кроме одной) стран Западной Европы. Мы 43-и в мире по детской смертности… и наша медицина, за редким исключением, не лучше в лечении определённых болезней.» И далее: «Из нашего 2,3 триллиона долларов бюджета на ЗО в прошлом году (2007 г. — И.Б.) — от 500 до 700 миллиардов было истрачено на лечение, тесты и госпитализацию, которые не сделали ничего для улучшения нашего здоровья. Даже хуже. Есть новые доказательства обратного».
Непрофессионализм или злоупотребления? Приведем типичный пример из жизни: процедура, именуемая «remove impacted ear wax», — удаление воска из уха. Это15 мин. работы медсестры и счёт на 114 (!) долларов. Страховая компания платит 103 доллара. Немногие зарабатывают столько и за день тяжёлой работы! 2-я проблема — прямые злоупотребления. И 3-я — страховые компании США. Во многих штатах 2-3 страховые компании монополизировали 70-90% рынка.
Их административные расходы составляют 25-30%. (Надо ли удивляться, если, например, СЕО United Health Care получил 500 млн. долл. за 5 лет работы. И в 2010 г. кое-где в Калифорнии premiums возросли на 20%. По США, в среднем, на 9%). Но в Medicare административные расходы только 3% (!). США — единственная страна мира, у которой базовое ЗО — «for profit» (для прибыли. — Ред.). В итоге, затраты на одного пациента в США в 2 раза выше самых высоких в мире. Но вернёмся к Обаме. Придя в Белый Дом, он раздал ключевые посты своего кабинета людям Wall Street. За один день, минуя Конгресс, заключил полюбовную 8-миллиардную сделку с Big Farma, отказавшись от пересмотра принятого Бушем закона о запрете права администраций Medicare и Medicaid торговаться с Farma за более низкую цену на лекарства, как это делают CVS, Walgreens. (Big Farma потратила 129 млн. на лоббирование этого закона в 2003 г).
А продление на 2 года пресловутого Tax Cuts Буша — 700 миллиардов долларов?!
А дальнейшее продолжение войн Буша в Афганистане и Ираке? Ливия, наконец.
А новые торговые соглашения (Мало Nafta — Клинтона)? Новые военные базы?
И как были наказаны главные виновники последнего кризиса — боссы Wall Street? Правым молиться бы на него, а не бороться против. Могут: ведь дела в экономике — не ахти какие — не свалить ли всё на Обаму, — переизбрав его?
В последние годы Америка стремительно меняется и не в лучшую сторону: падает численность среднего класса и растёт число бедных. Бурный всплеск активности правых, их переход в ультра, с демагогическим лозунгом «меньше правительства» как-то странно сочетается с их яростным устремлением во власть. Их методы — на грани криминала: как ими были «сделаны» выборы во Флориде в 2000 г. и в Огайо — в 2004 году! Сейчас они во многих штатах одновременно, словно по команде из центра, развязали ожесточённую борьбу с профсоюзами. Такие центры есть, во главе их стоят миллиардеры братья Сoch, P. Peterson и др. Науськивают народ на профсоюзы: мол, здесь зарплаты и бенефиты — выше, чем у не состоящих в них. А значит, отнять, вместо — почему они у этих, остальных — не такие, как у членов союзов?. Обвиняют демократов (!) в разжигании классовой войны. Понятно, всякое общественное явление может иметь перехлёсты, и профсоюзы — не исключение.
Конфликты же должны устраняться разумными действиями сторон. Здесь же, хотят лишить права на коллективные договора, без которых профсоюзы — пустая формальность, другими словами — их уничтожить. Надо ожидать, что профсоюзы, — только начало, а затем настанет очередь гражданских прав: уже сейчас, неоконы начинают поговаривать, что право голоса должны иметь только владельцы собственности! Всё чаще раздаются призывы об отмене законов, устанавливающих минимум зарплаты. Но, смеем ли мы забывать о том, как много Америка и мир обязаны именно профсоюзам своими гражданскими правами? И, ещё — призывы всё приватизировать. Этот процесс «пошёл» давно. Очень успешно при Буше. Так, в Афганистане и Ираке функции охраны, снабжения, сервиса войск, и мн. др. были переданы частным фирмам. Количество их контрактников превышает численность армии.
Услуги частных компаний обходятся в копеечку: зарплата контрактника в 3 и более раз превышает зарплату военного, не говоря о заоблачных ценах на стоимость, например, горючего. (Так, Пентагон платит за 1 галлон бензина в Афганистане до 400 долл.! — TheHill.сом, 11/02/2011) Но удобно скрывать потери: их у контрактников не меньше, чем в войсках. А ещё удобно воровать. Растёт число тюрем в частном владении. Доходит до маразма: с целью расширения своего бизнеса, эти компании оказывают давление на власти: делайте больше арестов! Сейчас консерваторы начали борьбу за приватизацию почтовой службы. Чему удивляться? Ведь был в истории Америки период, когда пожарные команды принадлежали частным лицам. Тогда пожары тушили только у тех, кто заранее заплатил за сервис. Правые толкают Америку к временам Диккенса, когда не было среднего класса. Ныне консерваторы ушли далеко вправо — «за флажки». Что касается демократов, то они — умеренные консерваторы времён Никсона.
Чётко обозначились два вектора в экономике и политике США. 1-й — растущая связь Big Business (BB) с правительством, — тремя ветвями власти. Сейчас на каждого из 535 законодателей приходится 22 (!) лоббиста, представляющих интересы BB.
Только на военно-промышленный комплекс их работает более 1000! Высокие зарплаты привлекают бывших законодателей. Проталкивание законодателями биллей, переданных им лоббистами, авторы которых — корпорации — уже никого не удивляет. А на сайте First Street by CQ Press вы найдёте все необходимые данные о 240000 госслужащих, включая законодателей с их штатами, и 43000 лоббистов вместе с советами по завязыванию связей! Не случайно, уголовные преследования корпораций, какие бы вопиющие нарушения законов ими не совершались, заканчиваются денежными сделками с государством. Их боссы — неприкасаемые — в демократической стране! А их требования о понижении налогов — шантаж. Федеральный налог 280 самых крупных корпораций США за 3 последних года — 18.5% . (New York Times, 11/3/2011), хотя по закону — 35%. Но этого мало — и государство многим из них «помогает»!
Непомерно большую роль в BB играют американские банки. Кроме их всем известной деятельности, «Investment»-подразделения банков проводят биржевые операции, спекулируя акциями, облигациями, сырьём и валютой, изобретая всё новые финансовые «продукты», как, например, Derivatives, CDS, CDF и др. с целью получения всё большей прибыли. «До кризиса 2002 года в США было состряпано различного рода финансовых обязательств на сумму 56 триллионов долларов и 100 трлн. по всему миру». («The Great Derivatives Smackdown», A. Weinberg, Forbes, 05/09/03). Y. Onaran, автор книги «Zombie banks», изданной в 2011 г., называет уже цифру 700 трлн.! Это — грандиозная афера! И дамоклов меч над экономикой США и всего мира.
В ежегодном рейтинге Forbes 2010 г. по своим активам лидирует финансовая отрасль, и здесь 1-й — JP Morgan Chase! По словам сенатора Б. Сандерса, 60% всех активов США находится во владении 6 крупнейших банков страны. Изменились ли их методы после 2009 г.? Ничуть. Tак, банк Goldman Sachs, тот самый, что замешан в аферах в Греции, в 2010 г. роздал 35400 сотрудникам 10 миллиардов евро, — 269000 евро в среднем на каждого. Другой банк, J.P. Morgan, — 233,000. (Daily Mail Reporter, 01/19/2011).
Ну а, кто же страхует этих спекулятивных монстров? Кризис 2008 г. показал, что, — государство, т.е. налогоплательщики. Вот это — социализм!
Томас Джефферсон сказал в далёком 1802-м году: «Я полагаю, что банковские учреждения более опасны для нашей свободы, чем постоянные армии...»
Будь он сегодня жив, правые назвали бы его социалистом! Но известно, к чему привело Италию тесное единение корпораций с государством до Второй мировой войны. И другой вектор — это религиозно-клерикальный экстремизм. Крайне правые используют его в своих целях. Достаточно вспомнить выступления некоторых членов T-party. О чём-то подобном Льюис Синклер, американский писатель, сказал: «Фашизм придёт в Америку с американским флагом в одной руке и с Библией — в другой».
Идут предвыборные, — пока только стычки — республиканцев между собой. Все они, так же, как и их однопартийцы на Капитолийском холме, не перестают кричать о расходах. Слов нет, проблема. Но сколько в их криках лицемерия и просто лжи. Никогда прежде, ни при одном республиканском президенте за последние 30 лет, не было ни единого намёка на их озабоченность этой проблемой. За фактами далеко ходить не надо: вспомним недавние 8 лет правления Буша! А военные расходы — их священная корова?
Р. Пол сказал, что у США сейчас по всему миру 900 военных баз (прежде, в 2008 г., их было 730). Добавим: и войск на них 700000. А ведь военный бюджет США (Кстати, военные расходы по атому сюда не включены. Они в бюджете министерства энергетики) превышает военные расходы всех остальных стран мира вместе взятых. В 2001 г. он составлял 350, сейчас — 700 миллиардов! После окончания холодной войны. Это не безумие, это — преступление.
Не могу не упомянуть о двух колоритных фигурах республиканских претендентов.
Мишель Бакман, — благостная богомолка (или хочет казаться такой), которая утверждала на президентских дебатах, что Христос создал Вселенную (!). Какой интеллект! Всё же остальное — универсальный республиканский набор, и… безумие в глазах. Рик Перри — солдафон. (По сравнению с ним, Буш — интеллектуал, сказал какой-то остряк). В его программе — приватизация Medicare и Social Security. Ещё бы: жирный кусочек! В фонде SS — 2.6 трлн. долларов. Бушу, как известно, это не удалось, но правые — не унимаются: сеют панику, пытаясь убедить легковерных в том, что программа вскоре обанкротится. Лгут, как всегда! Важно понять, что эти программы — не некая благотворительность. Обе они — госстрахования, т.е. работающие выплачивают %% своей зарплаты в фонды этих программ. Программа SS, проработавшая более 75 лет, может без изменений работать ещё 25 лет. Для дальнейшего достаточно поднять т.н. «сар» — 106000 долл., — тот предел, выше которого SS tax не взымается.
Претенденты намеренно обходят проблемы образования Америки. Сейчас 30% молодёжи не заканчивают high school. Задолженность по student loans — 1 триллион долларов, — превышает задолженность по кредитным картам. Скрытая безработица среди имеющих сollege degree: только у 60% из них его требует их работа; в 2000 г. — у 75%. Т.е. другими словами, 40% из них работают официантами, уборщиками и т.п. (Chicago Tribune, 04/19/2011). Страна с указанными выше персонами возможных президентских кандидатов, — неблагополучна. Болезнь известна и стара, как мир: GREED, MONEY! (Жадность, Деньги!) И лекарства, старые и проверенные, давно известны. «Свободная» конкуренция — бубнят правые. Демагогия — лопухам! В XXI в., когда экономики стран контролируются международными корпорациями, манипулирующими ценами, биржами, государствами, — свободу конкуренции надо защищать! GREED — укрощающий препарат — регулирование, в котором мера необходима, а не дерегулирование — любимая пропаганда республиканцев.
Необходимо возвратиться к прекрасно себя показавшему регулированию Ф.Д. Рузвельта, которое начал демонтировать Рейган, а Буш с успехом завершил. В частности, отделить инвестиционные банки (не случайно, рецессия 2008 г. менее всего задела банки штатов, т.к. они не занимались инвестициями) и, мн. др. Более того, регулирование усилить, сделав незаконным или значительно ограничив использование финансовых «продуктов», полезных исключительно спекулянтам. Не должно совсем существовать «Too big to fail»-институтов*, особенно, финансовых. Что же касается ЗО — оно не должно оставаться «for-profit», — и не только потому, что, будучи таковым — разорительно, но потому, что profit — категория для медицины аморальная. Это не означает, что медицина должна перестать быть частной. Любой, но не «for profit». И необходимо избавить врача и пациента от посредника между ними, извлекающего прибыли из них обоих. MONEY — сделать всё возможное для борьбы с коррупцией, пожирающей государство.
Коррумпированы не только консерваторы. Так же, хотя и в меньшей мере, — демократы. Недавнее решение Верховного Суда о том, что корпорации = люди, придало коррупции новый импульс. Тем более поэтому стране необходимы адекватные Законы. Законодатели для их создания, некоррумпированные и умные, найдутся обязательно, ЕСЛИ их избрание перестанет быть зависимым от денег. Ныне же конгрессмены и сенаторы постоянно в поисках «спонсоров». А уж президентские кампании фантастичны — и по срокам, и по стоимости. Независимость всех их, доверие к ним, может обеспечить только публичное финансирование выборов. В идеале — всех, но, в первую очередь, законодателей Вашингтона. Право же, такое вложение средств стало бы самым окупаемым в деле борьбы с коррупцией, эффективности всей госсистемы. Кроме сокращения сроков предвыборных кампаний, важно также ограничить количество выборных сроков всех законодателей. Перечисленные выше меры — ключевые: без них страну ждут немалые потрясения. Иначе всё может оказаться гораздо хуже, нежели в самых плохих прогнозов. Иначе — как сохранить Америку?!
* Технический термин, обозначающий финансовые институты, значимость которых настолько велика, что их крах имел бы катастрофические последствия для национальных экономик.
От редакции. Мы публикуем мнение читателя, лишь немного сократив текст, оставляя без изменений как стиль, так и содержание. В преддверии президентских выборов 2012 года нам хотелось услышать как можно больше мнений, в том числе и таких, которые не совпадают с нашим собственным. Дискутируя и пытаясь разобраться в вопросах экономики, политики и различных сфер общественной жизни, мы сможем сделать осознанный выбор и не допустить ошибок, цена которых — будущее нашей страны.