АНДРЕЙ МАЛАХОВ И ПОЯС БОГОРОДИЦЫ
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Новая газета" — "Континент"
«В Москве верующие впервые могут с надеждой на исцеление и избавление от бесплодия поклониться священному Поясу Богородицы» — с этой новости началась в субботу главная программа страны. Ведущий «Времени» Виталий Алексеев весь светился от снизошедшей на стольный град благодати. Автор сюжета о прибытии в столицу ковчега со святыней, соединив на карте все точки, где она уже побывала, обнаружил фигуру в виде креста и подытожил: «Богородица благословила Россию». Мэр Москвы Сергей Собянин, встречавший святыню в аэропорту, возгласил духовное возрождение народа и припал в ковчегу, тоже, видно, прося исцеления то ли для всего народа, то ли для жителей подведомственного ему города, Бог весть!
Еще пару дней все каналы захлебывались от счастья: число паломников растет, очередь, поначалу начинавшаяся от станции метро «Кропоткинская», теперь переместилась к станции «Спортивная», на протяжении всего маршрута развернуты полевые кухни с горячим питанием, замерзших поджидают теплые автобусы…
А в среду тон новостей на эту тему вдруг резко поменялся. И ведущая программы «Время» Екатерина Андреева, недобро сверкая очами, призвала население крепко подумать, прежде чем отправляться к храму Христа Спасителя на встречу с исцеляющей святыней. В очередях, растянувшихся во времени и пространстве, можно заработать переохлаждение, обмороки и гипертонический криз. Опрошенные старики тихо ропщут: «Посидеть негде, замерзли все». Медики в каретах «скорой помощи» подтверждают, что врачуют обмороженный народ пачками. В кадре молодой полицейский, явно чуждый христианскому смирению, злобно отталкивает от заветного турникета, открывающего дорогу к храму, молодую мать с младенцем на руках. Священник внутри храма рекомендует пастве в целях ускорения процесса не задерживаться у святыни. Корреспондент живописует ужас транспортного коллапса, настигшего город в связи с массовым паломничеством.
Похоже, телевизионщиков и их кураторов напугало столь мощное и малоуправляемое народное волеизъявление. Вряд ли внезапно открывшаяся повальная религиозность тому причиной. От хорошей жизни людей на мороз палкой не выгонишь. Замерзающие в многочасовых очередях уже не ждут от жизни ничего, кроме чуда, а в рукотворные чудеса, которые им обещают в ходе вялотекущих теледебатов будущие народные избранники, они давно не верят, как, впрочем, и сами обещающие, дежурно отрабатывающие свои предвыборные номера. Картина вырисовывается жутковатая. Вот новости и утратили благостность, поняв, что отвлекая народ от «текущего момента», они то ли переборщили с пиаром Пояса Богородицы, то ли чего-то в самочувствовании народа не учли.
Лучше сидите, люди добрые, дома, слушайте песню «Валенки» и смотрите ток-шоу «Пусть говорят». И будет вам счастье и чудес полное решето. Держащий нос по ветру Малахов, не дожидаясь окончания «святой недели», быстренько подкинул зрителям темы для ближайших ток-шоу: «Хочу рассказать, как православная святыня исцелила меня и мою семью» и «После паломничества к православным святыням я излечилась от бесплодия» — телефоны для связи прилагаются. Видно, планируется как минимум две программы. В первую толпой пойдут отбросившие костыли хромые, прозревшие слепые и обросшие волосами лысые. Во второй же с восторгом примут счастливиц, избавившихся от бесплодия немедленно после прикосновения к святыне.
Чудеса — вообще конек Малахова и его программы. Баба Ванга, Кашпировский, Чумак, прочие маги и экстрасенсы давно вдохновляют создателей программы и ее зрителей. А намедни здесь прикоснулись еще к одной к «святыне». Знаменитая целительница Джуна после долгих лет затворничества явила себя публике. Чудесницу обнимали и целовали исцеленные ею в разные годы артисты, певцы, политики и простые граждане, коим выпало счастье ощутить на себе животворную силу ее невероятного дара. Народ в студии восторженно гудел и аплодировал, до тех пор пока представитель Академии медицинских наук не осмелился усомниться в этом даре. И тут в главную героиню словно бес вселился — она кинулась на обидчика, размахивая руками и изрыгая проклятия в его адрес: «Чтоб ты сдох. Тебе недолго осталось! Лечи свой простатит!» «Куда я попал?! — схватившись за голову, сокрушался ученый. — Это же какое-то сектантское общество!» Тут уж его чуть не побили наиболее рьяные поклонники и заступники космического дара Джуны, порешив на том, что все эти ученые с их сомнительными ученостями ее мизинца не стоят. «Дочь Бога», как ее представил Малахов, все никак не могла успокоиться, а к ней с трибун уже устремились десятки жаждущих чуда, которых она отпихивала как досадную помеху на пути к профессорскому лицу.
А на этой неделе в эфире программы «Пусть говорят» схватились врукопашную две армии поборниц русской духовности и народности, олицетворенных в творчестве двух Надежд российской эстрады — Бабкиной и Кадышевой. Самих героинь в студии не было — о претензии каждой на «первородство» рассказал Малахов. На трибунах в зале расположились их фанатки — в сарафанах, кокошниках, с самодельными плакатами в руках. Демонстрируя честному народу давно не знавшие стоматологической помощи рты, они рвали сарафаны за свою кумиршу и катили бочку на чужую: «Наша-то павушка и лебедушка, она воспевает русскую душу, любовь, реки, леса и луга… А ваша-то кабацкая оторва, слона на ходу остановит и хобот ему оторвет… Наша-то молодая и красивая, а у вашей на голове пергидрольное гнездо…»
И едва собрался Малахов произнести финальные слова, что-то типа «Все Надежды хороши, выбирай на вкус», как за его спиной «две армии» сцепились, сбивая с голов противниц кокошники и норовя меткими ударами в челюсть лишить друг друга последних зубов. «Успокойтесь, девочки!» — в притворном ужасе возопил ведущий, видимо, уже просчитывая в уме рейтинговую прибыль от драки, всегда способствующей украшению эфира.
«Любит наш народ всякое г…но, всякая г…на любит наш народ» — песню Сергея Шнурова с такими словами выдало в эфир НТВ, далекое от дискуссий о русской духовности. Программа Малахова — яркая иллюстрация к этой песне. А уж как эта любовь сочетается с тягой к духовным святыням, одному Богу известно. ТВ объяснить сей феномен бессильно, несмотря на способность удивлять народ собственными, хотя порой и тошнотворными чудесами.