НЕ УМАЛЯТЬ И НЕ ЗАБЫВАТЬ ВЕЛИЧИЕ И БЕССМЕРТИЕ ПОДВИГА БЛОКАДНИКОВ
Станислав БРАТУХИН, журналист, член Международной ассоциации блокадников.
О людях из легенды — мертвых и живых, через сердца и судьбы которых пыточным голодомором пронизаны все ужасы 900-дневной Ленинградской блокады, в нашем неблагодарном мире вспоминают все реже и реже. Как водится, только раз в году. А именно — 27 января, в день долгожданного избавления необъяснимым чудом выживших мучеников из садистско-фашистских оков. Да и то только в непредвзятых СМИ. Остальные (пусть это останется на их совести) даже единой строкой бисерного петита не упомянули трагическое 70-летие начала беспрецедентного для нашей эры изощренного издевательства над многомиллионным населением города всемирного значения, известности и любви.
По времени эта адская акция совпала с массовым расстрелом 50 тысяч киевлян еврейской национальности в Бабьем Яре. Зловещей расправой над беззащитными людьми отдал дань памяти весь прогрессивный мир. О блокадниках, увы, — ни взглядом, ни намеком…
Может, кто-то отнесется к моему упреку с некоторым неудовольствием, обвинив в предвзятости и неэтичности такого рода сопоставления. Но из песни слова не выкинешь, а в ней поется: «…Если смерти, то мгновенной, если раны, — небольшой». Вот и вышло, — не приведи Господь повториться, что 50 тысяч расстрелянных избежали участи миллиона ленинградцев, медленно умерщвленных голодом и лютой стужей и похороненных только на одном Пискаревском кладбище (Отец мой, кстати, покоится здесь же, в братской могиле). А что до ран — душевных и физических, то их, согласно единому мнению ведущих медиков планеты, несут в себе потомки блокадников в четвертом и пятом поколениях».
Эвакуированные после первой несносно тяжкой зимы по Дороге жизни изможденные дети и больные старцы тоже промучились не до конца блокадной развязки. Однако «мудрые» деятели ведущих мировых держав, до сих пор делящие блокадников на «плохих» и «хороших», пришли к парадоксальному решению выплачивать выстраданные компенсации только тем, кто милостью Божьей покинул умирающий город и спасся от неминуемой погибели. То есть «хорошим». А оставшимся выживать и оборонять невскую твердыню, т.к. «плохим», м их «кочки» зрения, не положено НИЧЕГО» (К таковым, замечу между строк, отнесли и меня).
Додумались также выделять «достойных» блокадников по национальному признаку, что возмутило даже таких консервативно-либеральных радиозвезд, как А.Венедиктов и Е. Бунтман из «Эха Москвы». Кому-то очень мешает и костью в горле стоит обреченная — по все законам медицины — на смерть, но непонятно, как и почему выжившая горстка былинных героев-ленинградцев».
Из-за дурацкого разнобоя в российском жилищном законодательстве (вместо 10 кв. м в надподвальной коммуналке без горячей воды у меня оказалось 11) мне отказали в постановку на учет на клятвенно обещанную всем блокадникам отдельную квартиру. И не мне одному… Сулили, помню, в придачу и машину! Видать, в «хорошие» блокадники не выбился, «последнесортным» так и помру. На радость распределителей и низвергателей блокадных подачек.
...Разбросанные по белу свету узники и защитники Невской Крепости сегодня как никогда нуждаются в объединении, сплочении и благодарной памяти. Много усилий прилагают для этого Международная ассоциация жителей блокадного Ленинграда и ее чикагский филиал с 80 активными членами, руководимый общественным деятелем Анатолием Ушой, Таллиннский филиал (книгу ее президента Н.Павловой "Блокадный дневник" отметил В.Путин), Пушкинское сообщество блокадников из Подмосковья (руководитель Галина Суворова) и ряд других. Последнее из названных выделю особо.
Неугомонность кипучей общественной жизни блокадников-пушкинцев зиждется на внимании к ней органов власти. В отличие, к примеру, от чикагского содружества блокадников, не поддерживаемого никем, никак и никогда, Пушкинское курирует непосредственно глава районной администрации Виктор Лисин (на снимке среди местных блокадников в центре). В Доме дружбы народов они располагают собственным помещением, ездят при финансовой поддержке спонсоров на экскурсии к ветеранам из других городов, организуют встречи, концерты, выступают перед молодежью, делятся воспоминаниями на страницах газеты "Маяк", в передачах Пушкинского радио и Телевидения. (На одном из чествований пушкинских блокадников побывал и автор этих строк. Фото 2).
И все же несмотря на нулевую поддержку властей и спонсоров, Чикагскому филиалу МАБ не откажешь в неистощимости полезных идей и предложений. Недавно здесь родилась интересная идея — построить с целью увековечения памяти о блокадной эпопее — к 70-летию снятия блокады океанскую яхту "Салют блокадникам", придать Санкт-Петербургу и Чикаго статус городов-побратимов, организовать в Чикагском культурном центре выставку "Бессмертный подвиг ленинградских блокадников" и ряд других.
В библиотеке г. Скоки создан специальный отдел, где представлены все тома "Книги Памяти" оставшихся живыми легендарных персоналиях блокадной поры. (Горжусь, что и я, будучи занесенным на страницы этой алой книги с золотым тиснением, принимал непосредственное и нелегкое участие в ее доставке с берегов Невы).
Хороший повод для международного чествования ленинградских героев представится на майском саммите глав Большой восьмерки и комитета "Россия — НАТО" в Чикаго.
История не простит нам одни лишь "юбилейные включения" памяти. Никогда!
Фото из газеты "Маяк"