НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОПРОС О ГРАЖДАНСКИХ СВОБОДАХ В США
Синди СЭЙН, VOA
Может ли президент США направлять граждан в военные тюрьмы без суда и следствия?
Сенат Соединенных Штатов одобрил законопроект крупных расходов на оборону, санкционирующий выделение денег для военнослужащих, оружие и кампанию в Афганистане на новый финансовый год, начавшийся в октябре. Белый дом, однако, угрожает наложить вето на этот законопроект, предполагающий увеличение роли военных в работе с арестованными террористами.
Законопроект по обороне, стоимостью 662 млрд. долларов — меньше, чем ранее предложил Барак Обама, и меньше, чем Конгресс выделил для Пентагона в предыдущем году, что отражает бюджетные ограничения в трудные экономические времена. Но ожесточенные дебаты в Сенате вызвала не его стоимость, а вопрос о законодательстве, которое требует содержание подозреваемых в терроризме — членов «Аль Каиды» или ее дочерних ячеек — в военных тюрьмах.
Изменение, внесенное в законопроект в последнюю минуту, предполагало исключение американских граждан из списка содержащихся в военных тюрьмах и позволяет исполнительной власти по своему усмотрению применять вышеуказанное условие о военной тюрьме — на основе нужд национальной безопасности, а также позволяет президенту США заключить подозреваемого в терроризме в гражданской тюрьме. Однако принятый Сенатом законопроект лишает всех подозреваемых в терроризме, даже американских граждан, права на суд и санкционирует бессрочное содержание под стражей.
Комментируя голосование, чиновник администрации Обамы еще раз подчеркнул, что любой законопроект, бросающий вызов или ограничивающий право президента получать разведданные, обезоруживать опасных террористов и защищать нацию, побудит советников президента к рекомендации вето.
Один из наиболее ярых противников позиции Обамы в вопросе арестованных по подозрению в терроризме – демократ и член Комитета Сената по вооруженным силам, сенатор от штата Мичиган Карл Левин. Сенатор процитировал постановление Верховного Суда США от 2004 года, разрешающее разбирательство в отношении граждан США как в отношении вражеских солдат.
«“Аль-Каида” воюет с нами. Она принесла войну и на нашу землю. Это не война на территории другого государства. 11 сентября “Аль-Каида” начала войну здесь. Как постановил Верховный суд США, и я повторю эти слова, “не существует препятствия перед рассмотрением дела американского гражданина как вражеского военнослужащего”», — заявил Левин.
Сенатор-республиканец Линдси Грэм выразил свою безусловную поддержку: «Перед страной стоит вопрос: нормально ли передать гражданина, подозреваемого в пособничестве “Аль-Каиде”, военным? Конечно, нормально. Я считаю, что помощь “Аль-Каиде” не входит в обязанности правоохранительных органов. Я полагаю, что наши военные должны принимать самое непосредственное участие в борьбе с этими парнями — дома и за рубежом».
Некоторые законодатели не согласились с такой позицией — сенатор-демократ Дик Дурбин, который выступил в защиту работы и результатов гражданских судов США в борьбе с терроризмом:
«Само мышление, что не существует способа, который сохранил бы безопасность Америки без военных трибуналов и комиссий, не поддается логике. После событий 11 сентября более 300 подозреваемых в терроризме были успешно привлечены к ответственности в трех уголовных судах страны. Да, им зачитали их права Миранды [право хранить молчание и право на адвоката — Ред.], и да, они были осуждены и отправлены в тюрьму».
Группы, защищающие гражданские права, настаивают, что законопроект является исторической угрозой свободе, поскольку он расширяет полномочия президента требовать заключению в военную тюрьму без суда и следствия.
Администрация Обамы утверждает, что военным, сотрудникам правоохранительных органов и разведывательных служб необходима гибкость в каждом отдельном случае. Белый дом также выступает против другой версии законопроекта, принятого Палатой представителей США, которая ограничивает полномочия президента Обамы в переводе заключенных из американской военно-морской базы Гуантанамо на Кубе в американские федеральные тюрьмы. Версии Палаты представителей и Сената должны быть согласованы прежде, чем могут попасть на стол президента на подпись.