БЕГСТВО ДИКТАТОРА

БЕГСТВО ДИКТАТОРА

Давид Шарп

Несмотря на то, что в ходе продолжающейся "арабской весны" основное внимание мирового сообщества приковано к Сирии и Египту, на прошлой неделе главное событие произошло вдали от израильских границ

Президент Йеменской республики Али Абдалла Салех после 33 лет нахождения у власти наконец-то ушел с этого поста. Ситуация, структура общества в Йемене и то, как проходили здесь революционные события, заметно отличаются от реалий Туниса, Ливии и Египта, где уже сменились правящие режимы.

И политическая карьера Салеха, и методы его правления были для арабского мира весьма своеобразны. В итоге президент Йемена, фигурально выражаясь, стал жертвой собственных попыток воплотить на практике русскую пословицу "Обещать - не значит жениться", но об этом ниже.

Али Абдалла Салех родился в 1942 году в простой семье из племени хашед. Племенное, клановое и религиозное (шииты и сунниты) расслоения являются характерной особенностью Йемена. Шииты зейдитской ветви в большинстве своем проживают на севере страны. Их доля в населении Йемена составляет чуть меньше половины. Лишь ряд шиитских племен, обитающих в районе границы с Саудовской Аравией, проявляют сепаратистские или автономистские поползновения. Большинство йеменских шиитов являются своего рода элитой государства. Али Абдалла Салех тоже шиит, тем не менее, он неоднократно применял против своих непокорных единоверцев военную силу.

Карьера президента началась с самых низов. В армию он пошел рядовым. Будучи сержантом танковых войск, Салех принимал активное участие в гражданской войне, вспыхнувшей в Северном Йемене в 1962 году (Южный Йемен и его столица Аден контролировались тогда англичанами). Монархический режим был свергнут молодыми офицерами, находившимися под сильным влиянием панарабистской идеологии президента Египта Гамаля Абдель Насера. Салех воевал в рядах повстанцев, получавших прямую поддержку египетских войск. Сторонникам свергнутого короля, дела которых шли все хуже и хуже, активно помогали Иордания и Саудовская Аравия.

Еще одним негласным союзником монархистов был… Израиль. С 1964 по 1966 год израильские военно-транспортные самолеты, пересекая воздушное пространство Саудовской Аравии, сбрасывали на парашютах зажатым в горах монархистам оружие и боеприпасы. Всего имело место как минимум 13 рейсов подобного рода. Израильское вмешательство было обусловлено настойчивыми просьбами англичан, крайне враждебно относившихся к Насеру, а также желанием Иерусалима нанести Египту как можно более ощутимый урон. Весьма справедливо считалось, что чем больше времени египетские войска будут оставаться в Йемене, тем меньше шансов останется у Египта, чтобы начать войну с Израилем. Сами британцы по военным и политическим соображениям активно вмешиваться в происходящее в Северном Йемене не собирались, а Израилю предложение помочь роялистам было сделано по каналам разведки MI6. Однако все эти попытки результата не принесли - монархисты потерпели поражение. Кстати, в ходе боев в Йемене египетская армия, которая была выведена оттуда в 1967 году, применяла и химическое оружие.

В том же году англичане оставили Аден, и Йемен стал Народной демократической республикой, придерживающейся просоветской ориентации. Тогда же Али Абдалла Салех стал одним из организаторов Революционно-Демократической партии в Северном Йемене. В звании подполковника он принял активное участие в военном перевороте 1974 года, который привел к власти полковника Ибрагима аль-Хамди. Через 3 года лидер страны был убит в результате покушения, и его место занял Ахмед аль-Гашми. Благодаря ему Салех стал губернатором города Таиз, второго по величине после столицы страны Саны. После убийства аль-Гашми летом 1978 года Салех стал членом временного президентского совета и почти сразу же был избран президентом и командующим вооруженными силами.

Отношения между возглавляемым Салехом Северным Йеменом и просоветскими южанами носили крайне напряженный характер. Тем не менее, в 1990 году обе страны объединились, и Али Абдалла Салех стал президентом единого государства Йеменская республика, а пост вице-президента занял представитель юга Али Салим аль-Бейд. В том же году йеменский лидер допустил серьезнейший политический прокол, поддержав захват Кувейта Ираком. Это привело к резкому обострению отношений Йемена с США и странами Персидского залива, что весьма негативно отразилось на йеменской экономике, и без того находящейся в плачевном состоянии. "Идиллия" с Югом продолжалась до 1994 года, когда аль-Бейд попытался инициировать его отделение, объясняя свой шаг политической и экономической дискриминацией со стороны северян. В ходе гражданской войны победу одержал Али Абдалла Салех.

Даже в относительно спокойные времена ситуация в Йемене лишь казалась мирной. Для поддержания власти в этой стране, самой бедной в арабском мире, Салеху требовались жесткость и немалые способности к политическому маневру, дабы сохранить баланс между различными племенными, клановыми, политическими, а позднее и исламистскими группировками.

Последние начали поднимать голову в Йемене поле победы моджахедов в Афганистане, когда с войны на родину вернулись многие воевавшие за них добровольцы. Резко усилившееся влияние "Аль-Каиды" подтолкнуло Салеха к мысли пойти на союз с США. Именно в Йемене произошел один из самых резонансных терактов, предшествовавших 11 сентября 2001 года. В октябре 2000 года в порту Адена террорист-самоубийца на лодке, начиненной взрывчаткой, врезался в борт американского эсминца "Коул". Корабль остался на плаву, но в теракте погибло 17 моряков. После 11 сентября 2001 года сотрудничество центральных властей Йемена с США стало гораздо более тесным. В Йемен потекла разнообразная военная помощь, мало того, Салех позволил американцам вести на своей территории охоту за исламистами. Эта охота ведется до сих пор с применением сил специального назначения и авиации (в основном беспилотных самолетов).

Интересно, что Салех был, если можно так выразиться, относительно демократически избранным президентом, по крайней мере, по стандартам арабского мира. В 1999 году он набрал на выборах 96% голосов. В 2001 году на всенародном референдуме президентская каденция была продлена с 4 до 7 лет. В 2005-м, во время празднования 27 годовщины своего правления Салех пообещал не баллотироваться на вторую каденцию, но уже через год изменил решение, объяснив его "просьбами народа". Этот ход вызвал гнев оппозиции, но осенью 2006 года президент снова победил на выборах. На этот раз его поддержали "всего" 77% голосовавших. США официально объявили эти выборы свободными и соответствующими нормам. Однако позиции пообещавшего и не сдержавшего своего слова президента становились все менее прочными. Несмотря на наличие немалых запасов полезных ископаемых, в том числе и нефти, почти 25-миллионный Йемен продолжает оставаться одной из самых бедных стран мира.

На этом фоне внутренние противоречия продолжали усиливаться. Повальная коррупция и непопулярная, мягко говоря, политика президента-долгожителя лишь подогревали недовольство масс. Тот факт, что почти у каждого мужчины в Йемене есть огнестрельное оружие, значительно облегчает любому из них возможность активного противостояния властям. Предвестником революционных событий стали столкновения ряда шиитских племен севера с правительственными войсками. На помощь Салеху пришла и саудовская армия, оснащенная самым современным оружием. По утверждениям Саны и Эр-Рияда, повстанцев-шиитов поддерживает Иран. Так это или не так, но решающих военных успехов ни йеменские, ни саудовские силы добиться не смогли. Более того, в ряде серьезных стычек они понесли серьезные потери, а если судить по появлявшимся в Интернете кадрам, повстанцам удавалось захватывать и серьезные трофеи. По слухам, на помощь саудовцам, оказавшимся беспомощными, был даже переброшен спецназ иорданской армии. В любом случае этот конфликт ярко продемонстрировал, что наличие самых современных вооружений, в том числе и авиации, не является залогом высокой боеспособности армии.

Толчком для взрыва возмущения в Йемене стали революционные события в Тунисе. 27 января в Сане прошла демонстрация протеста, в которой приняли участие более 150 тысяч человек. Постепенно требования экономического и социального характера перешли в политические. На требования уйти в отставку Али Абдалла Салех ответил отказом. Не помогли ему даже обещания не баллотироваться на очередной срок в 2013 году. Президенту никто не верил, да и ждать так долго его противники не собирались. Попытки подавить выступления силой привели по сути к вялотекущей гражданской войне, а часть армии перешла на сторону оппозиции.

Сползание в полный хаос страны, занимающей столь важное географическое положение (выход из Красного моря в Индийский океан и близость Персидского залива), вызвало огромную тревогу как в соседних арабских странах, так и в США. По сути замаячило превращение Йемена в новый Афганистан. Понимая, что Салех полностью утратил влияние внутри страны и направляет свои усилия лишь на борьбу с оппозицией, в то время как исламисты переходят в наступление, американцы и саудовцы начали давить на него, чтобы он отказался от власти. Сохранение более-менее стабильного режима в Йемене было и является для них приоритетным. Но президент страны в очередной раз проявил свои непредсказуемость и упрямство. Инициатива стран Персидского залива о передаче им власти была вроде бы Салехом принята, однако затем он вдруг отказался от подписания договоренностей.

После этого в мае начался очередной виток эскалации, сопровождавшийся переходом министра обороны на сторону мятежников. Демонстрации, стычки и теракты продолжились по всей стране. 3 июня в результате ракетного удара по президентскому дворцу Салех и ряд высокопоставленных чиновников получили ранения. Количество жертв составило 7 человек. Тяжелораненый президент, пострадавший от обширных ожогов, отправился на лечение в Саудовскую Аравию. Казалось, проблема решилась сама собой, но, несмотря на уговоры принимающей стороны и Белого дома, подлечившись, он вернулся в Йемен.

Тем не менее, состояние его здоровья и растущая волна возмущения сделали свое дело. 23 ноября Али Абдалла Салех уже не просто пообещал, но и подписал договор о своем отречении от власти с последующей ее передачей вице-президенту Абеду Рабо Мансуру аль-Хади. Теперь бывшего президента не будут преследовать в судебном порядке и вскоре он, по всей видимости, отправится на лечение в США. После отречения Салех заявил, что переворот против него спланировали… сионисты. Правда, по свидетельствам выходцев из Йемена, к еврейской общине он относился хорошо. Еще одно отличие Йемена от других стран, в которых победила революция, состоит в том, что правившая поныне партия войдет во временное правительство и продолжит участвовать в политической жизни страны.

Выборы нового президента Йемена должны состояться 21 февраля, но сохранение относительной стабильности в стране выглядит весьма сомнительным. Отсутствие сильной центральной власти, множество внутренних противоречий и ужасающая экономическая ситуация - отличный стимул для роста исламского фундаментализма. Таким образом, возможное усиление террористической активности с территории Йемена является более чем реальным. Нельзя исключать и эскалацию гражданской войны с последующим распадом государства.