КЛИНИЧЕСКАЯ ЮДОФОБИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ ЮДОФОБИЯ

Игорь ФАЙВУШОВИЧ, Хадера
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)

Можно ли вылечить антисемитизм?

Не берусь утверждать, что все несчастья и горести, выпавшие на долю евреев в течение двухтысячелетней истории их гонений — следствие их попыток прижиться в чужом обществе. Человек не всегда способен понять, какие именно из духовных недостатков становятся причиной его страданий. Талмуд, к примеру, недвусмысленно сообщает, что разрушение Второго Храма и последовавшее за ним изгнание евреев из Земли обетованной, считающееся главной трагедией народа Израиля, стало следствием кощунственной ненависти евреев друг к другу. Это и сегодня - предупреждение для нас, евреев, живущих в современном мире.

Предположение, согласно которому Всевышний создаёт антисемитизм, чтобы обеспечить целостность еврейского народа, не освобождает ненавистников от ответственности за то зло, которое они вершат на земле. Антисемиты, как и другие люди, имеют право свободного выбора между добром и злом, и обязаны отвечать за сделанный ими выбор.

Своеобразно подошёл к этой проблеме посол США в Бельгии Х.Гутман, попытавшийся понять причину антисемитизма с позиций медицины.

Предлагаю вашему вниманию краткое содержание статьи Дж. Дж. Голдберга в The Jewish Daily.

Предваряя свой комментарий к выступлению Х.Гутмана, автор приводит странную, но интересную аналогию подхода посла к оценке причин антисемитизма. Как известно, знаменитый французский ученый XIX века Луи Пастер в своей борьбе со смертельными болезнями пытался их "понять". Пастер хотел "объяснить", что "вызывало" эти болезни, и вести себя в соответствии с ними. На самом деле, он лукавил, чтобы, имея дело с последствиями их собственных страданий, заставлять пациентов глотать лекарства, проходить малоприятную вакцинацию, как будто все недомогания происходили по их вине. Если бы он действительно верил, что заболевание вызывали микробы, то, с точки зрения тогдашних обывателей, должен был вкалывать свои иглы в микробов, а не в их жертвы. Именно такой подход к объяснению причин антисемитизма выбрал для себя Х.Гутман.

Гутман находится под огнём критики из-за своей речи, произнесённой 30 ноября на конференции по европейскому антисемитизму, в которой он, как говорят его критики, дошёл до оправдания антисемитизма. В своём выступлении он заявил, что нападения местных мусульман на европейских евреев происходят из-за ненависти, "во многом зарождённой и отражающей напряжённость в отношениях между Израилем и палестинскими территориями и соседними арабскими государствами на Ближнем Востоке".

Гутман сказал, что педагоги и лидеры общин могут помочь в облегчении этой опасной ситуации, "пытаясь ограничить преобразования, вызывающие политическую и военную напряжённость на Ближнем Востоке и социальные проблемы в Европе". Но, чтобы пробить реальную брешь в европейском антисемитизме, израильские и палестинские лидеры, а также лидеры соседних арабских стран должны сесть за стол мирных переговоров.

Гутман использовал фальшивое различие между "классическим" антисемитизмом и якобы новой его версией, распространяющейся сегодня в Европе. Первое понятие относится к тысячелетним усилиям правителей христианской Европы ликвидировать еврейский народ либо путём насильственного обращения в другую веру, либо посредством массовых убийств или сочетания того и другого. Вторая версия антисемитизма относится к серии нападений и угроз в отношении европейских евреев за последнее десятилетие, включая акты вандализма, словесные оскорбления и некоторые виды насилия, в основном, со стороны мусульманских иммигрантов-подростков.

Сам факт попытки дифференцировать один вид антисемитизма от другого является "просто антисемитским", как выразился конгрессмен-республиканец Гэри Акерман. За исключением, конечно, того факта, что столетия за столетиями характеризовались периодическими изгнаниями, зверствами инквизиции, насильственным обращением в иную веру, казнями "ауто да фе" и массовыми убийством крестоносцами, украинскими казаками и нацистскими штурмовиками.

Пытаясь объяснить мотивы мусульманских антисемитов, Гутман фактически оправдывает их действия. Как сказал сенатор Джозеф Либерман, "непростительно предлагать логическое обоснование антисемитизма или любой другой формы нетерпимости или ненависти. Более того, утверждения, что решения на Ближнем Востоке должны быть найдены в сфере дипломатии, снимают ответственность с самих виновных. Чтобы покончить с преступлением, под прицелом должен быть преступник, а не жертва".

Гутман - не первый, кто ищет оправдание антисемитизма и обвиняет в нём поведение самих евреев. Один журналист, писавший более чем сто лет назад в Австрии, на родине Гитлера, утверждал, что евреи волокут антисемитизм за собой, куда бы они ни шли:

"Там, где он не существует, евреи привносят антисемитизм в ходе своих миграций". На самом деле, писал он, евреи "естественно двигаются в те места, где они не подвергаются преследованиям", но в один прекрасный день, "просто само их присутствие рождает эти преследования". Они жалуются, что к ним относятся как к чужакам даже в тех странах, где они жили веками, но это отчуждение естественное.

Другой автор, писавший в России в разгар погромов 1880-х годов, назвал евреев "давно уже мёртвым народом", "призрачным привидением живого трупа", что, понятно, вызывает отвращение у других. "Если боязнь призраков это нечто врождённое, и имеет определённое оправдание в психической жизни человечества, то почему надо удивляться эффекту от этого мертвеца, принадлежащего всё ещё живому народу?".

Первая цитата из монографии Теодора Герцля "Еврейское государство" 1896 года. Вторая - из исторического эссе Леона Пинскера "Самоосвобождение" 1882 года, которое, возможно, было даже более влиятельным, чем монография Герцля в призыве евреев к действию. Оба этих евреев призывали соплеменников покинуть Европу и создать своё собственное еврейское государство на Ближнем Востоке. Брошюра Пинскера вызвала сенсацию и вдохновила целое поколение молодых еврейских активистов, в том числе Давида Бен-Гуриона и Владимира Жаботинского. Герцль создал организационную инфраструктуру, которая превратила сумасбродную схему в исторический факт.

Пинскер и Герцль пытались понять причины антисемитизма с тем, чтобы придумать решение. Можно сказать, что они применяли научный метод Пастера в лечении социальных бед: во-первых, понять болезнь, а затем найти лекарство. Если бы они были живы сегодня, то мы бы им сказали, чтобы прекратили обвинять жертву и сосредоточились на виновных лицах. Если они действительно верили в эмиграцию как в ответ на фанатизм, мы бы попросили, чтобы они сказали антисемитам: "Эмигрируйте!". И, возможно, они бы уехали. Тогда бы ХАМАС обстреливал богатых юдофобов.

Но Пинскер и Герцль пришли к выводу, что бессмысленно пытаться спорить с антисемитами, так как, в конечном счете, судьба евреев была бы отдана в лапы их мучителей. Вместо этого они призвали евреев взять судьбу в свои руки. Конечно, большинство европейских евреев размышляло о своём пути и осталось на месте, что казалось вполне нормальным до тех пор, пока ничего не случилось...

Ну, а что случилось потом и продолжает происходить и поныне, нам хорошо известно: напряжённое противостояние между израильтянами и "палестинцами", фактическое состояние войны. В Европе резко возросло количество антисемитских выступлений. И конца этому пока не видно. Истинную цену словам, произнесённым политиками, даст, как всегда, время.