ЖЕРТВЫ АФЕРЫ ЛЕРНЕРА ПОДАЛИ ИСК ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА

ЖЕРТВЫ АФЕРЫ ЛЕРНЕРА ПОДАЛИ ИСК ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА

Илана ШВАРЦ
"Новости недели" — "Континент"

15 декабря 272 человека, пострадавшие от крупной финансовой аферы, подали в окружной суд Центрального округа гражданский иск. Представляют потерпевших адвокаты Йорам Шефтель, Дорон Бекерман и Ярон Зоар. Ответчики — Управление ценных бумаг и полиция Израиля. Иск против государства подан на общую сумму 20431461 (двадцать миллионов четыреста тридцать одна тысяча четыреста шестьдесят один) шекель.

В тексте искового заявления подчеркивается, что Управление ценных бумаг и полиция являются государственными органами, которые обязаны осуществлять контроль в целях недопущения преступных действий по отношению к рядовым гражданам. Если эти органы допустили халатность при исполнении своих контрольных функций и не смогли предотвратить крупное мошенничество, жертвами которого стали многочисленные рядовые граждане, государство обязано компенсировать истцам понесенные ими потери.

Предыстория
В тексте искового (28 страниц) заявления указано: подавляющее большинство истцов — репатрианты пенсионного возраста из СНГ, и все свои денежные сбережения они доверили Григорию Лернеру исключительно по наивности.

Что же касается самого Лернера, адвокаты потерпевших напоминают: в 1982 году в СССР он был признан виновным в краже и хищении в крупных размерах и приговорен к 5 годам лишения свободы. В 1990 году Лернер репатриировался, получил израильское гражданство и сменил имя на Цви Бен-Ари. Экстравагантный образ жизни, который вел Лернер, и прежде всего его показная роскошь, быстро привлекли к нему внимание общественности.

Спустя семь лет (5 декабря 1997 года) Лернер был арестован, а за три месяца до ареста против него было выдвинуто обвинение в получении и попытке получения мошенническим путем денег в российских банках, открытии "Первой российско-израильской финансовой компании" посредством получения обманным путем разрешения от Банка Израиля и в нарушении условий лицензии при отягчающих обстоятельствах. Ему инкриминировали также попытку подкупа политиков, дачу взяток банковским служащим и мошенничество.

В рамках компромиссной сделки между защитой и обвинением, напоминают истцы, Лернер признал себя виновным в даче взяток и попытке подкупа, мошенничестве, подделке корпоративных документов и др.

Ты мне банк или не банк?
Адвокаты истцов цитируют приговор по первому делу Лернера. В нем, в частности, указано: в целях получения мошенническим путем денег из-за границы подсудимый создал фиктивные компании. Часть этих компаний открыли банковские счета на имена иностранных граждан, что позволило им осуществлять денежные переводы в иностранной валюте без ограничения суммы, без отчетности и без контроля со стороны властей Израиля. Среди прочего в приговоре упомянут и такой факт: в январе 1995 года Лернер приобрел в турецкой части Кипра финансовую структуру, зарегистрированную как коммерческий банк I.T.U.B. В целях обмана клиентов Лернер выдавал эту корпорацию за банк, хотя на практике данная структура банком не являлась.

Лернер создал в Израиле "Первую российско-израильскую финансовую компанию ЛТД" и посредством представления в Банк Израиля поддельных документов получил разрешение на осуществление ограниченного числа операций с иностранной валютой. Деятельность компании не соответствовала разрешению, выданному Лернеру, а отчеты, которые она представляла в Банк Израиля, были фиктивными.

Упоминают они и такой факт: Лернер открыл в отделении "Раматаим" банка "Апоалим" 114 счетов в иностранной валюте. Эти счета были оформлены на имя руководителей российских банков, однако фактически контролировал их Лернер.

На самом деле "Первая российско-израильская финансовая компания" никогда не занималась инвестированием либо управлением активами, однако в брошюре, изданной Лернером ко дню ее торжественного открытия 1 января 1996 года, указано, что она управляет капиталом размером порядка 3 миллиардов долларов.

После получения разрешения и открытия "Первой российско-израильской финансовой компании ЛТД" Лернер начал получать депозиты от клиентов, которым был обещан высокий (по израильским стандартам) процент. Однако никаких ценных бумаг на полученные от вкладчиков деньги Лернер не приобретал, он просто вкладывал их на банковские счета кипрской финансовой компании.

Несмотря на это, большинству клиентов вклады были возвращены с заранее обещанным процентом. Лернер попросту снимал нужные ему суммы с открытых им банковских счетов. Таким способом ему удалось вернуть клиентам "Первой российско-израильской финансовой компании" порядка 3 миллионов долларов.

По данному уголовному делу суд приговорил Григория Лернера к 6 годам лишения свободы и штрафу в размере 5 миллионов шекелей. Однако в связи с тем, что заплатить штраф он не сумел, срок увеличился до 8 лет тюремного заключения. Верховный суд отклонил кассационную жалобу Лернера, пытавшегося оспорить слишком жесткое, с его точки зрения, наказание.

Свобода лучше неволи
Отсидев в израильской тюрьме 5 лет и 9 месяцев (треть срока, как водится, скостили), 29 января 2003 года Лернер вышел из тюрьмы, но в течение еще 2 лет и 3 месяцев должен был находиться под административным надзором.

Буквально через пару месяцев после освобождения Лернер стал вынашивать план сразу двух афер — обе детально описаны в коллективном иске потерпевших. Первая — обман двух предпринимателей на общую сумму 1 миллион 25 тысяч долларов. По данному делу 7 августа 2005 года Лернеру было предъявлено обвинение в мошенничестве, подделке документов и отмывании капитала.

Крупномасштабную аферу, жертвами которой стали две с половиной тысячи репатриантов, в тексте искового заявления обозначили как "Дело "Роснефтегазинвест".

13 октября 2004 года в Управление регистрации компаний при министерстве юстиции гражданином России Борисом Бубновым было подано заявление на регистрацию компании "Роснефтегазинвест (Израиль) ЛТД". Начальный капитал – 50 тыс. шекелей. Со временем он возрос до 30 миллионов.

Поначалу Лернер был всего лишь "финансовым консультантом" принадлежащей россиянину фирмы, но вскоре занял пост ее генерального директора. Уставом компании было запрещено "предлагать общественности акции и/или облигации". Среди приложенных к исковому заявлению регистрационных документов израильского "Роснефтегазинвеста" есть бумага, из которой явствует, что весь капитал данной фирмы — российского происхождения, она опосредованно связана с "Газпромом" и ее годовой доход — 8 миллионов долларов США.

Сразу после регистрации этой фирмы (на процедуру потребовалось всего 4 дня) русскоязычные СМИ стали публиковать огромные рекламные объявления с фотографиями Лернера и призывом вкладывать деньги в нефтяной бизнес посредством покупки акций. Фигурировал в платных объявлениях, а также на Интернет-сайте компании "Роснефтегазинвест" и описанный выше документ.

В том случае, если вкладчики решат получать дивиденды ежемесячно, извлеченная ими прибыль составит 2% (24% годовых). Тем же, кто согласится вложить деньги на целый год, рекламные объявления сулили 29% выигрыша. Реклама сопровождалась активной пиар-кампанией: интервьюировали Лернера беспрерывно.

Результат не заставил себя ждать: вскоре отделения компании открылись по всей стране.

Каждому из 2500 доверчивых "вкладчиков" выдавалась квитанция и отпечатанный на русском языке "сертификат", удостоверяющий, сколькими акциями компании он "владеет". На оборотной стороне "сертификата" было написано, что Григорий Лернер является личным гарантом того, что вложенная сумма будет возвращена вкладчику в любой момент с 24 процентами годовых.

В течение целого года компания исправно — с обещанным банковским процентом! — возвращала клиентам вложенные ими деньги. Доверие к новому предприятию Григорий Лернера росло.

Адвокаты особо подчеркивают: Лернер инициировал и провел в израильских русскоязычных СМИ крупномасштабную рекламную кампанию своего нового "предприятия" уже ПОСЛЕ того как обманул двух русскоязычных бизнесменов, а также ПОСЛЕ того как был допрошен по данному уголовному делу. Иными словами, в тот период, когда газеты усиленно зазывали людей в "Роснефтегазинвест", полиция уже располагала всеобъемлющей информацией о бизнесменах, обманутых Лернером после отсидки.

Контроль и учет?
3 января 2005 года, примерно через два месяца после того как в русскоязычных СМИ началась рекламная кампания, адвокат Пнина Гай, ответственная за контроль и исполнение закона в Управлении ценных бумаг, направила в "Роснефтегазинвест" письмо, в котором предупредила: из помещенных в газетах платных объявлений следует, что компания предлагает вкладчикам приобретать ее акции, однако это противоречит пункту 15 Закона о ценных бумагах. Пнина Гай потребовала от руководства "Роснефтегазинвеста" немедленно прервать рекламную кампанию и оповестить общественность о причинах ее прекращения.

В ответ на это требование адвокат Лернера 24 января 2005 года направил Пнине Гай письмо, в котором заверил, что его клиент принял меры по корректировке текста рекламных объявлений, и об этих мерах будет сообщено в течение двух ближайших недель.

7 апреля адвокаты Лернера направили в Управление ценных бумаг новое письмо, в котором от имени своего клиента сообщили: в соответствии с требованием адвоката Пнины Гай компания внесла коррективы в текст рекламных объявлений и опубликовала дополнительные разъяснения. В письме также сказано, что "компания не продавала свои акции и не занимается их продажей".

12 апреля адвокаты Лернера направили Пнине Гай новое письмо, в котором процитирован исправленный текст рекламного объявления. Лишь через три с половиной месяца до Управления ценных бумаг дошла информация, что никакие коррективы в текст рекламных объявлений внесены не были. В связи с этим Пнине Гай пришлось направить 30 августа адвокатам компании "Роснефтегазинвест" письмо, в котором, среди прочего, цитируется объявление, помещенное 28 июля в газете "Спутник". Реклама по-прежнему сулит вкладчикам 2 процента в месяц!

1 сентября адвокаты Лернера направили Пнине Гай копию письма, обращенного к руководству отделов рекламы четырех русскоязычных газет. В письме содержится просьба "немедленно прекратить публикацию рекламных объявлений нашей компании и не возобновлять до поступления новых распоряжений".

Однако, несмотря на данные в письменном виде обещания, компания продолжила публиковать в русскоязычных СМИ свои рекламные объявления, подчеркивают истцы и прилагают к иску копию такой публикации, датированной мартом 2006 года.

Пока гром не грянет…
26 февраля израильские СМИ сообщили о компромиссной сделке между адвокатами Лернера и прокуратурой по делу об обмане двух бизнесменов. Для вкладчиков новой компании Лернера это сообщение стало подобно грому среди ясного неба. Пришлось Лернеру в авральном порядке устроить собрание вкладчиков, на котором он громогласно заявил, что пресса лжет. Однако на сей раз пиар-ход возымел противоположное действие: толпы репатриантов ринулись в офисы "Роснефтегазинвеста", чтобы спасти свои деньги. В течение 3 дней самым везучим из них было возвращено порядка полутора миллиона долларов.

10 марта Григорий Лернер вылетел по выданному на чужое имя паспорту в далекий Парагвай. Не помешал бегству даже изданный судом ордер, запрещающий мошеннику покидать Израиль. Офисы компании "Роснефтегазинвест" тут же закрылись. 2500 "клиентов" остались ни с чем.

Спустя несколько дней Лернер был задержан в Парагвае сотрудниками Интерпола. При себе он имел солидную сумму наличными – 1 миллион евро и 118 тысяч долларов. 30 марта власти Парагвая выдали Лернера – под усиленной охраной он был возвращен в Израиль.

3 декабря 2006 года Лернеру было предъявлено обвинение по новому уголовному делу – "Роснефтегазинвест". Он был обвинен в том, что обманным путем получил от вкладчиков, в большинстве своем выходцев из СНГ, деньги на общую сумму порядка 62 миллионов шекелей.

Приговор по делу "Роснефтегазинвеста" суд вынес 27 октября 2010 года. Лернера признали виновным в мошенничестве при отягчающих обстоятельствах, краже, подделке документов и отмывании капитала. Суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. В дополнение суд обязал Лернера выплатить каждому из потерпевших денежную компенсацию в размере 40% от внесенного им вклада, но в общем и целом (как это предусмотрено законом), не более 220 тыс. шекелей.

В инстанциях об афере знали, но…
3 июля 2007 года на заседании комиссии кнессета по государственному контролю с участием представителей потерпевших председатель Управления ценными бумагами Моше Тери подчеркнул: обещания "Роснефтегазинвеста" относительно того, что каждый вкладчик получит от компании 2 процента в месяц, лишены всякой логики, напоминают истцы.

На том же заседании парламентской комиссии адвокат Пнина Гай подробно рассказала о сотрудничестве Управления ценными бумагами с полицией, а также о "повседневном контроле над рекламными объявлениями, которые публиковала компания "Роснефтегазинвест" в русскоязычных СМИ". Протокол заседания комиссии кнессета с признаниями главы Управления ценными бумагами и ответственной за контроль и соблюдение законности также присовокуплен к гражданскому иску.

Адвокаты Йорам Шефтель, Дорон Бекерман и Йорам Зоар подводят юридическую базу под иск против государства, цитируя, среди прочего, следующее положение действующего закона: в тех случаях, когда у следователей Управления ценными бумагами возникает подозрение, что та или иная финансовая компания нарушает условия выданного ей разрешения, они вправе обратиться в мировой суд с просьбой издать ордер, позволяющий провести обыск в офисе компании, конфисковать любые документы и допросить подозреваемых. Однако это сделано не было.

Цитируют адвокаты и 3-ю статью Закона о денежной компенсации причиненного ущерба, в которой сказано: в общем и целом государство не несет материальной ответственности за ущерб, причиненный гражданам мошенниками. Исключением являются те случаи, когда государственные инстанции допустили халатность.

Истцы намерены доказать в суде, что именно такую халатность допустили Управление ценными бумагами и полиция (Лернер осуществил крупномасштабную аферу после отсидки, в то время когда должен был находиться под усиленным контролем). В связи с этим государство обязано компенсировать потерпевшим ущерб, причиненный им мошенником Григорием Лернером.

Заявление защиты в суд пока не подано.