КГБ ПРО ТИВ ИНТЕРНЕТА?

КГБ ПРО ТИВ ИНТЕРНЕТА?

Алекс ГРИГОРЬЕВ, VOA

Кибервзломы против сайтов белорусской оппозиции

Спецслужбы Беларуси уличают в использовании специального программного обеспечения, с помощью которого они не только взломали ряд оппозиционных сайтов, но и получили доступ к конфиденциальной информации пользователей.
В заявлении, размещенном на сайте electroname.com, в частности, сообщается: «под негласным контролем белорусских спецслужб длительное время находились компьютеры, а также личная переписка через Skype, электронную почту и социальные сети, не только некоторых работников хартийской редакции (оппозиционный сайт Charter97.org — ГА), но и известных белорусских журналистов, политиков, общественных деятелей, активистов».

КГБ Беларуси не отреагировал на просьбу «Голоса Америки» прокомментировать ситуацию. Ранее представитель Центра информации и общественных связей КГБ заявил информагентству БелаПАН: «Мы не будем ничего комментировать».

История взломов
Международная организация «Репортеры без границ», которая ежегодно публикует рейтинг «врагов Интернета», занесла Беларусь в группу государств, находящихся «под наблюдением» (рейтинг был опубликован в марте прошлого года).

«Репортеры без границ», в частности, обратили внимание на события 19 декабря 2010 года — в день президентских выборов. Тогда, все крупнейшие оппозиционные сайты Беларуси и «Живой Журнал» подверглись DDoS—атакам, из-за чего пользователи Интернета не могли зайти на них. Кроме того, впервые массово была использована техника, так называемого, фишинга — белорусские пользователи, пытавшиеся зайти на оппозиционные сайты, переадресовывались на фальшивые страницы, дизайн которых был аналогичен дизайну запрашиваемых ими интернет-СМИ, однако содержание кардинально отличалось от оригинала.

Одной из жертв фишинга тогда стал основанный обозревателем ИД «Коммерсантъ» Павлом Шереметом сайт «Белорусский партизан» (belaruspartisan.org). У Шеремета есть мало сомнений в том, кто мог организовать это преступление: «В России, Америке, Европе пользователи видели нормальный “Партизан”, а белорусские пользователи видели фальшивку. Причем, это продолжалось долго — на протяжении суток. Без участия госструктур, фишинг в масштабах всей Беларуси невозможен».

Шеремет говорит, что атаки на «Белорусского партизана» проводятся весьма изобретательно. «К примеру, взламывались почтовые ящики авторов, публикующих блоги на нашем сайте, — продолжает он — Несколько раз от имени этих авторов размещались провокационные тексты и видео, которые должны были дискредитировать оппозиционеров. За последние месяцы произошло несколько таких случаев».
Ирина Виданова, основатель сайта 34mag.net, считает, что власти Беларуси имеют основания пытаться подавить оппозиционный Интернет. «Независимые интернет-сайты по общей аудитории сегодня уже конкурируют по аудитории некоторых государственных телеканалов, — говорит она. — Цель таких акций — сбить популярность наиболее значимых оппозиционных и независимых новостных ресурсов».
Кроме того, компьютерный взлом используется для сбора компромата. На прошедшем недавно процессе над основателем правозащитного центра «Весна» Алесем Беляцком, в качестве доказательств обвинения использовались материалы электронной переписки сотрудников «Весны».

Интернет по-белорусски
Население Беларуси составляет примерно 9,6 млн. человек, около половины жителей республики имеют доступ в Интернет. Государственная компания Белтелеком монопольно контролирует весь интернет-траффик.

Павел Шеремет считает, что в этой ситуации у спецслужб есть все необходимые возможности для подавления оппозиционных интернет-ресурсов: «Выход в Интернет в Беларуси осуществляется только через одну «форточку», которая полностью контролируется спецслужбами. По указу президента, например, все операторы мобильной телефонной связи должны по запросу КГБ — без санкции суда или прокурора — предоставлять полный доступ к информации. А на Белтелекоме у спецслужб есть свои отделы, через которые контролируют весь траффик».

Комментируя последний скандал, Ирина Виданова говорит: «Некоторые IP-адреса компьютеров, с которых совершались эти атаки, ведут в Белтелеком. Соответственно, есть все основания предполагать, что эти акции были инициированы если не спецслужбами, то государственными органами Беларуси».

К моменту сдачи материала, пресс-служба Белтелекома не ответила на просьбу «Голоса Америки» о комментарии.

Активисты белорусской оппозиции уверены в том, что спецоперациями в киберпространство занимается специальная государственная структура — Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. На сайте Центра указывается, что им осуществляется «регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий». Центр был образован в апреле 2008 года.

Павел Шеремет: «Лукашенко долго не верил в возможности Интернета. Но два последних года он этим активно занимается. И как далеко это зайдет — сказать трудно».

Результаты
Американский историк Юрий Фельштинский, занимающийся историей спецслужб постсоветских государств, отмечает: «Если КГБ Беларуси отправляет оппозиционеров за решетку, то почему бы ему не взломать компьютер оппозиционера? Удивляет не то, что КГБ взламывает сайты оппозиции, а то, что это становится заметным. Технически сайт взломать несложно. Профессионализм работы взломщика заключается в том, чтобы его криминальные действия остались незаметными. Бороться с этим практически невозможно. Если вы заподозрили, что ваш компьютер взломали, крайне сложно доказать, что это сделано спецслужбами. Все в результате сводится к подозрениям — иногда хорошо доказанным, но только подозрениям».

Американский специалист в области интернет-технологий, имеющий опыт работы в Беларуси и пожелавший, чтобы его имя и место работы не были обнародованы, рассказал корреспонденту «Голоса Америки», что ему не кажется безумной версия о том, что спецслужбы Беларуси проводят подобные операции. Однако он сомневается в том, что их когда-либо удастся поймать за руку, поскольку не существует независимых надзорных органов и судов.

В Беларуси ходят слухи, что обучением сотрудников спецслужб, действующих в Интернет-пространстве, занимались китайские специалисты. Известно, что Китай давно и достаточно успешно борется с оппозиционными интернет-ресурсами, в том числе оказывая давление на международные компании, предоставляющие услуги интернет-поиска.

Китайское государство делает ставку на блокирование доступа пользователей к неудобной для него информации. «Великая китайская интернет-стена» в Беларуси не построена, во всяком случае, пока.

«Кардинально изменить ситуацию такие атаки не могут, — отмечает Павел Шеремет — Атакуют одни сайты, а информация просачивается через другие. Беларусь очень сильно интегрирована в российское информационное пространство, для белорусских пользователей российские сайты не являются иностранными. Поэтому важная информация всегда попадает в Беларусь через российские сайты. Я не верю, что Лукашенко сможет спасти свой режим таким образом. Потому что ему придется блокировать российские сайты, которые пишут о Беларуси».

Юрий Фельштинской склонен делать еще более масштабный вывод: «События, которые происходят в арабском мире, да и в России, очень связаны с Интернетом — с возможностями людей общаться друг с другом без контроля со стороны правительства. Контроль над Интернетом — вещь реальная, но контролировать разум человека, использующего Интернет, практически невозможно».

Однако белорусское Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» с недавних пор имеет «черный список» интернет-ресурсов, к которым блокируется доступ белорусских пользователей. По неофициальным данным, это не только оппозиционные сайты, но и отдельные блоги пользователей «Живого Журнала».