СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ
Минувший год был относительно небогат на серьезные эксцессы в сфере безопасности, по крайней мере, если сравнивать с рядом предыдущих лет. Вместе с тем, начавшаяся в 2011-м "арабская весна" серьезно изменила стратегическую ситуацию для Израиля, причем далеко не в лучшую сторону
Вполне вероятно, в будущем эта "весна", которую многие предпочитают называть "зимой", принесет и определенные дивиденды (например, отход Сирии от Ирана и "Хизбаллы" с резким ослаблением последней). Однако пока очевидно, что опасностей для нас в связи с происходящим в регионе гораздо больше, причем будущее сулит немало новых "сюрпризов". Не только в 2012-м, но и в последующие годы политическому руководству страны и армейскому командованию придется всерьез учитывать реалии, проявившиеся в минувшем году. Нестабильная ситуация в соседних странах, неизвестность касательно будущего их режимов, опасность хаоса или просто резкого антиизраильского уклона в политике соседей требуют от нашей страны серьезного пересмотра приоритетов в развитии вооруженных сил со всеми вытекающими из этого последствиями, в первую очередь финансовыми.
Не случайно попытки сократить бюджет министерства обороны, вызванные кампанией социальных протестов, были в итоге благополучно похоронены, причем даже после того как за значительные сокращения успел высказаться и премьер. В дальнейшем Нетаниягу отказался от своего скоропалительного решения, и в итоге оборонное ведомство даже получит прибавку в 1,5 миллиарда шекелей на фоне сокращения расходов в остальных министерствах, но и эту сумму в армии считают недостаточной…
И в самом деле, чего может стоить один только возможный переход Египта с его огромной и весьма современной армией в разряд потенциальных противников? Даже без этого сам по себе хаос в Египте привел к резкой смене реалий на южной границе Израиля, а также в секторе Газы. После августовского теракта вблизи Эйлата ЦАХАЛ принял меры по усилению охраны границы. Сюда были переброшены дополнительные части, включая пехотинцев-срочников и дополнительные средства по сбору разведывательной информации. Однако все это перераспределение ресурсов - мелочь по сравнению, например, с необходимостью формировать с нуля новые бригады или даже дивизии, а также выделять огромные разведывательные ресурсы, в случае если в этом возникнет оперативная необходимость. Причем подобная перспектива отнюдь не за горами.
Непосредственная угроза террора и непрекращающийся поток африканских "беженцев", уже привели к решению ускорить строительство пограничного заграждения, и теперь оно будет завершено до конца этого года, хотя будь израильское руководство дальновиднее, это произошло бы на много лет раньше. Только за последний месяц года число судано-эритрейских нелегалов достигло почти 3 тысяч, что стало очередным рекордом. Как известно, скупой платит дважды. То же самое можно сказать и о глупце, совершающем свои поступки, не подумав об их последствиях…
Так, к сожалению, происходит и с Израилем: огромных расходов на содержание беженцев в специальном лагере и на их депортацию, а также нынешнего весьма дорогостоящего строительства, ведущегося ударными темпами, можно было бы избежать, если бы все делалось загодя и более продуманно. По имеющейся информации, темпы возведения заграждения составляют 700 метров в день, и вскоре должна быть готова примерно его половина. Общая длина сооружения - примерно 240 км. Кстати, во избежание лишних расходов электроникой забор не оборудован, например, прикосновение к нему, не сопровождается сигналом "куда надо", как это имеет место с забором вокруг Газы. Остается лишь надеяться, что заграждение, а также сопутствующие меры безопасности станут по-настоящему серьезной преградой для террористов, контрабандистов и "беженцев". В свете уроков синайской границы и во избежание будущих эксцессов глава правительства уже проанонсировал строительство заграждения и на границе с Иорданией. Угроза стабильности режима в Хашимитском королевстве, а также скорое нарушение доступа из Египта в Израиль, делают такие меры более чем логичными. Это лишь один из многих примеров дополнительных военных расходов в свете геополитических изменений в регионе.
Если во времена Мубарака по подземным туннелям в Газу оружие, фигурально выражаясь, текло ручейком, то в этом году данное явление можно по праву назвать бурным потоком. Нет сомнений, что боевой потенциал ХАМАСа и "Исламского джихада" сделал качественный скачок вперед. К постоянным иранским поставкам прибавилась возможность доставлять оружие из ввергнутой в хаос Ливии. В итоге огневая мощь террористов Газы стала сопоставимой с тем, что имела "Хизбалла" в 2006 году. Малая часть этого потенциала была интенсивно задействована во время ряда витков эскалации в минувшем году. Это в первую очередь реактивные снаряды калибра 122 мм и дальностью 20-40 км, которые наши СМИ, что называется, под одну гребенку называют "градами", а также современные противотанковые ракеты вроде "корнет-Э" российского производства, изначально проданных Сирии, но "добравшихся" до Газы. От применения одной из разновидностей иранских ракет "фаджр" дальностью примерно 70 километров террористы пока воздерживаются. Не зафиксировано пока и применение противокорабельных ракет, а также переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Первые почти наверняка имеются в секторе, а о вторых можно говорить уверенно. Часть этих ПЗРК, судя по всему, совсем недавно находилась в арсеналах Муамара Каддафи.
Что делать с Газой - это один из серьезнейших вопросов для ЦАХАЛа в новом году. О том, что масштабная операция в секторе близка, члены военного руководства неоднократно весьма прозрачно намекали в последние месяцы. Однако какие бы она ни ставила цели, и политические условия ее проведения, и военные будут посложнее, чем во время "Литого свинца". Когда в Египте у руля власти стоял Хусни Мубарака, а в США - Джордж Буш, Израиль имел больше возможностей для маневра. О заметном росте военного потенциала ХАМАСа, в том числе и о появлении у него современных противотанковых ракет, говорилось уже выше.
Вне всяких сомнений, 2011 год стал для ЦАХАЛа и израильского ВПК годом прорыва во всем, что касается успешного применения систем активной защиты, которые сбивают запущенный противником боеприпас, а не, скажем, отклоняют его от цели при помощи постановки неких помех. Особо стоит подчеркнуть, что принятие на вооружение системы ПРО "Железный купол", призванной перехватывать ракеты, запущенные с расстояния от 4 до 70 километров, и системы активной защиты танков "Ветровка", стали первыми такими случаями в мировой практике. Ничего подобного в оперативном статусе ни у кого до сих пор не было. Но, согласно данным, опубликованным газетой "Гаарец" и полученным от источников в армии, результативность применения "Железного купола" оказалась ниже, чем это озвучивалось по ходу событий. Количество успешных перехватов составило 75% от числа летящих в нашу сторону ракет, которые необходимо было сбить. В цифрах это 33 из 44.
"Железный купол" призван сбивать лишь те ракеты, которые должны разорваться на населенной территории или защищаемых объектах, что позволяет избежать ненужного расхода дорогостоящих ракет-перехватчиков "тамир" (стоимость каждой примерно 40 тыс. долларов). Как сказал высокопоставленный источник в ВВС, нынешние возможности израильской армии позволяют мгновенно вычислить, "даже улицу, на которой разорвется запущенная противником ракета". Часть проколов была связана с объективными причинами. Созданная за рекордные сроки система еще сыровата и дорабатывается на ходу. Неизбежны и отдельные ошибки личного состава батарей, связанные с рекордно быстрым освоением новейшей техники.
Утешением здесь служит то, что на обоих направлениях имеется серьезный прогресс. Высокопоставленный источник в ПВО рассказал, что за последние месяцы удалось расширить площадь территории, защищаемой каждой батареей. В качестве примера можно привести тот факт, что во время последнего витка эскалации распложенная возле Ашдода батарея перехватила ракету, выпущенную по Кирьят-Малахи, а батарея, установленная под Беэр-Шевой, способна защищать не только всю столицу Негева, площадь которой очень велика, но и Офаким. На данный момент на вооружении сил ПВО, входящих в состав ВВС, находятся три батареи "Железный купол", одна из которых является учебно-боевой. Уже в самое ближайшее время оперативный статус получит четвертая батарея, командиром которой, кстати, назначена женщина в чине капитана.
Как и в случае с забором на границе с Египтом, темпы принятия на вооружение "Железного купола" хоть и с опозданием, но начали внушать оптимизм. А вот о системе активной защиты танков "Ветровка" это сказать сложнее. Ставят их на новые "меркава-4", сходящие с конвейера в количестве нескольких десятков в год. При этом установка "Ветровки" на танки этого типа, выпущенные ранее, а также на М-60 (МАГАХ-7) и "меркаву" первых трех моделей, не производится по ряду соображений. Таким образом, даже спустя годы бòльшая часть танков ЦАХАЛа останется без "Ветровки". Тяжелый БТР "намер", сделанный на базе "меркавы-4", тоже пока идет в серию без активной защиты, хотя изначально планировалось иначе. Более того, пока тип их защиты даже не определен. Снова остается надеяться на США: вскоре там будет развернуто массовое производство "намера" для Израиля, и, судя по всему, системы активной защиты на этот БТР все же начнут устанавливать.
Угроза применения террористами ракет самой разной дальности против военных и стратегических объектов, а также населенных пунктов, остается для Израиля самой серьезной. О Газе речь шла выше, и это, если можно так выразиться, только цветочки. Арсенал "Хизбаллы" гораздо внушительнее и качественно, и количественно. О Сирии, ситуация в которой непредсказуема, и говорить нечего: нельзя упускать из виду, что часть ее огромного ракетного арсенала вполне может попасть в руки тех или иных экстремистов, да и Асад перед своим падением способен "громко хлопнуть дверью". Ну и, конечно, Иран, располагающий немалым количеством ракет, способных достичь Израиля. Именно поэтому совершенствование системы ПРО является для Израиля одним из самых приоритетных направлений.
Важнейшим элементом здесь является теснейшее сотрудничество с США - как в деле разработки новых систем ("Волшебная палочка", "Хец-3"), так и в отработке действий на случай войны. Уже этой весной в нашей стране пройдут крупнейшие за всю историю американо-израильские учения, на которых будут отрабатываться совместные действия по отражению ракет разного радиуса действия, оснащенных как конвенциональными, так и неконвенциональными боеголовками. Кроме того, израильские ВВС проведут учения в Греции и Италии. СМИ, как правило, торопятся называть подобные действия ответом на те или иные шаги Ирана. На самом деле подобные маневры являются частью подготовки армии и планируются задолго до их проведения, поэтому говорить о них как о неких "спонтанных" ответах на выходки Тегерана совершенно некорректно.
Учения, проводившиеся в течение последних 10 лет каждые 2 года, до сих пор носили название Juniper Cobra ("Можжевеловая кобра"). На этот (шестой) раз их назвали Austere Challenge-2012, что в переводе звучит как "Серьезный вызов". Началось все в 2001 году, когда в свете иракской угрозы 400 бойцов 69-й бригады ПВО США со своими батареями "Пэтриот" временно перебазировались из района Франкфурта в район Димоны. Согласно иностранным СМИ, одним из отрабатывавшихся сценариев был залп 10 иракских "скадов" по ядерному реактору в Димоне, которые не смогла полностью перехватить израильская система "Хец-2". В этом случае в дело вступили американцы. Сценарии следующих "Можжевеловых кобр" все больше усложнялись, а масштабы увеличивались. В последних учениях, состоявшихся в ноябре 2009-го, участвовали более 1400 американских военнослужащих из разных родов войск, включая ВМФ, и примерно столько же израильтян.
На сей раз цифры и масштабы окажутся гораздо более внушительными. С израильской стороны будут задействованы все системы ПРО, включая "Хец-2", "Пэтриот" и "Железный купол", с американской - корабли, оснащенные многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис" и противоракетами "Стандарт-3", а также наземный комплекс заатмосферного перехвата THAAD, способный уничтожать ракеты средней дальности на дистанции до 200 километров и на высоте до 150 километров. Кроме него, прибудут и старые знакомые — системы "Пэтриот" (версии PAC-3, наиболее приспособленные именно для ПРО. В ЦАХАЛе таких нет).
Дополнительная разрешенная к публикации информация об этих беспрецедентных учениях, которые, как ни крути, являются своеобразным намеком для Тегерана, видимо, появится уже в ближайшее время, но и сейчас известно, что они будут сопровождаться очень большим количеством реальных стрельб из самых разных комплексов.
Давид Шарп, «Новости недели» — «Континент»