НЕПРОШЕНЫЕ УСЛУГИ GOOGLE И КОНЕЦ ПРЕЖНЕГО ИНТЕРНЕТА

НЕПРОШЕНЫЕ УСЛУГИ GOOGLE И КОНЕЦ ПРЕЖНЕГО ИНТЕРНЕТА

Я скучаю по анонимности
Я скучаю по прежнему Google.
Я скучаю по прежнему Интернету. Я имею в виду не «танцующих хомяков» (достаточно увидеть их один раз, и они прочно засядут в голове на следующие десять лет), не скрежет модема и не скорости dial-up, когда минутный трейлер к фильму «Скрытая угроза» качался целый день.

Я скучаю по анонимности.
А последнее решение Google — еще один шаг, отдаляющий нас от прежнего мира.
Во вторник Google объявил о планах интегрирования данных со всех своих сервисов с профилем залогиненных пользователей Google+. Об этом сообщили с неизменным энтузиазмом: «Зная ваше местонахождение, ваш календарь и ситуацию на дорогах, мы можем напомнить вам о том, что вы опаздываете на встречу».

Как отмечает обозреватель Post Хэйли Цукаяма (Hayley Tsukayama), проблема — и существенная — в том, что пользователи Android, по сути, не могут разлогиниться, поэтому теперь Google может отслеживать все, что вы делаете — от поисковых запросов до выбора маршрутов и просмотров видео.

Google намерен трактовать каждого залогиненного пользователя как одно лицо на всех своих сервисах? Надо ли, Google?

В последнее время Google не похож на самого себя. Google, когда-то предоставлявший пользователям самую простую, самую быструю, самую непривередливую поисковую машину и лучший почтовый сервис, сегодня пытается выйти в мир этих социальных медиа, о которых он так много слышал. Результаты, как это часто бывает, когда мы пытаемся спешно наверстать упущенное, весьма досадны.

Я понимаю, что они открывают широкое поле для деятельности. У любой медали есть обратная сторона. Что для одного человека — жуткая культя, то для другого — отличная новая роботизированная рука. Но порой мы забываем о том, что Google — это люди.

Десять лет назад, если бы ваш почтальон потребовал позволить ему повсюду вас сопровождать, планировать все ваши встречи, указывать вам направления и просил, чтобы вы показывали ему все фото и видео, которые просматриваете сами, вы могли бы сказать: «Слушайте, вы хорошо делаете свою работу, но нельзя ли ограничиться доставкой писем, если я не прошу вас об ином? Вы уже прочли все мои письма и послали мне кучу рекламных объявлений о дополнительных услугах, почему-то решив, что мне без них никак не обойтись. Все это начинает напрягать». Еще хуже, если так начнет себя вести молчаливый библиотекарь, подыскивающий для вас книги по эзотерике.

Но на кону стоит нечто большее.

Сегодня в Интернете абсолютно доминируют форумы, на которых вы выступаете в роли самих себя. Facebook. Twitter. А теперь — Google.

Не сочтите за прустовщину, но у каждого из нас множество личин. И нигде это не очевидно так, как в нашей онлайн-активности. Абсолютно добропорядочные граждане будут смотреть странноватые трейлеры и смеяться над видео про кошек, врезающихся в стены. Я сотни раз смотрела ролики, в которых коты говорят человеческим голосом. А к музыкальным клипам меня лучше не подпускать. В Интернете вещи, от которых в реальной жизни мы бы воротили нос, ходят по кругу, потому что в онлайне нам позволено любопытствовать без последствий.

Покажите мне человека, который говорит, что ему нечего стыдиться в истории просмотров своего браузера — и я вам покажу самоуверенного лжеца.

Если ли еще такие места в онлайне, где можно быть кем-то другим? Конечно. Но мы проводим все больше времени там, где выступаем в роли самих себя, среди людей, которых мы знаем в реальной жизни. И все это соотнесение с реальностью означает, что уже не получится бесцельно бродить по изобильным полям Интернета как прежде. Когда Facebook захотел знать, что я читаю и слушаю, я возмутилась, но сдалась, как это обычно бывает у меня с Facebook. Но мы что-то теряем.

Достаточно привязать действия в онлайне к нашим реальным идентичностям, как наша интернет-активность начинает влечь за собой последствия в реальном мире.

Разумеется, мы можем разлогиниться. Но зачем делать это нашим единственным выбором? Многие сочтут, что это прикольно, и с готовностью примут интеграцию. Здесь есть потенциал.

Но зачем нас вынуждать? Сделав эту интеграцию безвариантной, Google вызвал у нас легкую нервозность и раздражение, хотя мог бы воодушевить. Если это такое обновление, то почему бы не дать нам возможность решать самим?

Когда-то Google был противоположностью Facebook — сайтом, позволявшим изучать окружающий мир, не опасаясь, что жена узнает, что вы искали пути подъезда к Аппалачской тропе или читали статьи на тему «Как вежливо сказать ей, что все кончилось». А что теперь?

Google, что случилось? Ты был эффективным, а стал назойливым, был интуитивным, а стал агрессивным. Ты неуклюже повторяешь все то, что так бесит нас в Facebook.

Слова «Не твори зла» долго были девизом Google. Не делай гадостей? Не выплескивай ребенка вместе с водой?

Они продолжают работать над этим.

Александра ПЕТРИ (Alexandra Petri)
The Washington Post"
http://rus.ruvr.ru