КАК ВАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ
Длительные усилия США и Израиля наконец-то принесли плоды: страны ЕС проголосовали за введение беспрецедентных экономических санкций против Ирана. День спустя к решению европейцев присоединилось правительство Австралии.
Полное претворение в жизнь озвученных ЕС мер, особенно если к ним в той или иной форме присоединятся и другие государства, может оказаться губительным для иранской экономики и, как следствие, заставит режим аятолл задуматься о целесообразности продолжения работ над ядерной программой.
Страны Евросоюза приобретают примерно 20% экспортируемой Ираном нефти. Очевидно, что, если Тегерану не удастся найти для этой нефти других покупателей, да еще и по выгодной цене, потери окажутся трудно восполнимыми. На данный момент Германия и Нидерланды приобретают по 15000 баррелей иранской нефти ежедневно, Бельгия — 36000, Франция — 58000, Греция — 103000, Италия — 185000 и Испания — 196000.
Перечень принятых санкций будет приведен ниже, но важно отметить, что бойкот экспорта иранской нефти вступает в силу лишь с июля. До этого реализация уже заключенных договоров продолжится. Еще одна своего рода лазейка: иранские фирмы, имеющие долги перед различными структурами стран ЕС, смогут и дальше погашать их нефтепродуктами.
Серьезные опасения в том, что решение ЕС вызовет резкое повышение цен на нефть, не оправдались, так как ряд других стран пообещали увеличить объемы нефтедобычи, чтобы компенсировать потери от бойкота Ирана. Большинство дали такие обязательства конфиденциально, лишь власти Саудовской Аравии, одного из главных оппонентов Ирана в регионе, заявили об этом во весь голос.
В Иерусалиме решение ЕС принято с удовлетворением, но израильские официальные лица в своих комментариях не уставали подчеркивать, что в итоге важен лишь конечный результат: заставить Иран прекратить разработку ядерного оружия. На данный момент ничего подобного не наблюдается. Недовольство в Израиле вызвал и тот факт, что ряд мер, и в особенности нефтяной бойкот, будут предприняты с серьезной временной мер, и в особенности нефтяной бойкот, сопровождается серьезной отсрочкой.
В Иерусалиме всерьез опасаются, что за оставшиеся почти полгода, иранцы могут очень сильно продвинуться на пути создания ядерного оружия, что фактически сделает санкции бессмысленными.
В Иерусалиме всерьез опасаются, что за оставшиеся почти полгода иранцы заметно продвинутся на пути создания ядерного оружия, и санкции лишатся смысла. Еще одна мера, которую Израиль считает действенной и которая принята лишь в усеченном объеме, — это бойкот иранского центробанка.
Израиль оказался в несколько двойственной ситуации. С одной стороны, санкции очень сильны, но не носят стопроцентно удушающего характера и фактически отложены до июля, но с другой — в условиях принятых санкций атака иранских объектов Израилем, случись такое, получит в мире гораздо меньшую легитимацию, чем в отсутствие режима санкций. Сразу после ЕС о дополнительных мерах против Ирана сообщили США, объявившие бойкот третьему по величине банку страны.
Итак, список мер, принятых ЕС выглядит следующим образом:
1. Запрещено продавать Ирану военное оборудование, и оборудование, которое может быть использовано в его ядерной программе.
2. Наложены санкции на иранские фирмы, связанные с ядерной программой и Корпусом стражей исламской революции.
3. Запрещено продавать Ирану оружие, и введены серьезные ограничения на выдачу Ирану различных ссуд.
4. Гражданам и фирмам из стран ЕС запрещено торговать с Ираном без разрешения правительств.
5. Наложены ограничения на финансовое сотрудничество европейских банков с Ираном.
6. Запрещена продажа Ирану продукции нефтехимических предприятий (вступает в силу через 3 месяца).
7. Иностранные компании (не из ЕС), инвестирующие в энергетический комплекс Ирана, также подвергнутся санкциям.
8. Расширен список иранских граждан и фирм, чьи денежные вклады в банках должны быть заморожены.
9. Полное эмбарго на покупку иранской нефти вступает в силу с июля 2012 года с частичным замораживанием авуаров Центробанка Ирана.
10. Продолжатся попытки убедить другие страны (Турцию, Японию, Индию, Южную Корею, КНР и т.д.), отказаться от иранской нефти или, по крайней мере, сократить объемы ее закупок.
Заключать новые соглашения с Ираном на поставку нефти европейским фирмам запрещено уже сейчас.
Приятным сюрпризом оказался серьезный прогресс как раз по десятому пункту: правительство Индии выразило готовность резко сократить покупки иранской нефти, похоже высказались японцы и корейцы. На возможность такого рода намекнул даже Китай. Косвенным подтверждением здесь могут служить совсем недавно заключенные Пекином контракты покупки нефти с рядом арабских стран Персидского залива. Кроме того, в условиях американских и европейских санкций против иранских торговых контрагентов сам по себе экспорт иранской нефти другим покупателям существенно затруднится. Те не преминут воспользоваться трудностями Тегерана и потребуют более низких закупочных цен. Торговля на черном рынке через посредников также принесет иранцам очевидные убытки...
Выступая перед членами обеих палат конгресса с ежегодным посланием, президент США Барак Обама подчеркнул, что сегодня Иран находится в беспрецедентной международной изоляции, и если он продолжит уклоняться от выполнения своих обязательств, то давление на него усилится. "Америка твердо настроена не позволить Ирану овладеть ядерным оружием, для чего мы не отказываемся ни от каких опций", — заявил президент, намекая, что при определенных обстоятельствах реален и силовой вариант. Говоря об Израиле, Обама сказал, что двустороннее военное сотрудничество носит беспрецедентный характер, а обеспечение безопасности еврейского государства является для США принципиально важным вопросом. Пока же американцы и их союзники увеличивают свою группировку в районе Персидского залива, что связано, в первую очередь, с угрозами Ирана блокировать Ормузский пролив, а не подготовкой удара по его ядерным объектам. В рамках усиления Пятого флота на этой неделе в Персидский залив вошел авианосец "Авраам Линкольн", в сопровождении французских и английских кораблей.
Иранские официальные лица отреагировали с пренебрежением на принятые против Тегерана меры, хотя решение ЕС немедля отразилось на местной экономике. Так, курс иранский реала совершил очередной скачок вниз, а очереди к обменным пунктам резко удлинились. Кстати, Европа наложила ограничения и на торговлю с Ираном драгоценными камнями и металлами, ибо драгметаллы наряду с твердой валютой являются важнейшей альтернативной инвестициям в условиях резкого падения реала.
В большинстве заявлений Тегеран отказывался свернуть с избранного пути, а часть откликов на европейские шаги даже требовала прекратить продажу нефти ЕС сейчас же, что приведет к ее удорожанию и создаст для находящихся в тяжелой ситуации европейских стран серьезные проблемы, так как поиски альтернативных поставщиков "черного золота" потребует время. Глава комиссии меджлиса по иностранным делам и обороне Моухаммед Кусари пригрозил с началом нефтяного бойкота ЕС в июле перекрыть Ормузский пролив.
Ближайшим "тестом" на действенность введенных санкций против Ирана станут предстоящие там в марте парламентские выборы. За последнее время граждане ИСИ ощутили заметное ухудшение экономической ситуации, и это наряду с недовольством режимом может вызвать беспорядки. Огромное значение придается и возможной реакции властей, которая, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем, может быть направлена на "внешнего врага". Угроза заблокировать Ормузский пролив вписывается в подобный сценарий, хотя, согласно всем оценкам, подобное станет для Ирана самоубийственным шагом.
Несмотря на означенную половинчатость принятых санкций, можно констатировать, что на иранском направлении неделя была для Израиля весьма удачной. Можно надеяться, что находящая в непростой ситуации иранская экономика испытает новые трудности и даже потрясения.
Как бы там ни было, уже в ближайшее время, весной или самое позднее — летом мы станем свидетелями новых реалий, когда станет ясно, куда движется Иран. Но уже сегодня понятно: к концу лета действительность на Ближнем Востоке вообще, а в Иране, Сирии и Ливане в частности, будет весьма отличаться от нынешней.
Эфраим ГАНОР, «Новости недели» — «Континент»