ЧЕШСКАЯ ГОРДОСТЬ АМЕРИКИ
К 80-летию со дня рождения знаменитого кинорежиссёра Милоша Формана
«Я думаю, что кино, как и литература, как и театр, всегда имеет одну задачу: взволновать человека или же рассмешить его словом, пробудить в нём такие чувства и мысли, которые обыденная жизнь имеет тенденцию заглушить.»
Милош Форман
Как бы не сложилась дальнейшая творческая жизнь Милоша Формана, он останется одним из самых известных кинорежиссёров в истории киноискусства мира. При всём многообразии жанров, используемых им в созданных кинофильмах (драма, мелодрама, комедия, мюзикл, биография, исторический, военный…), Форман, как отмечают исследователи его творчества, придерживался собственного стиля, в основу которого было положено сочетание документальной достоверности с блестящими гротескными аттракционами. Приоритетной его заслугой является разработка им способа съёмок с помощью скрытой камеры, а также внедрение в практику полуимпровизационной манеры актёрской игры, в которой нашлось место как актерам, так и типажам. В создаваемых режиссёром фильмах огромным успехом пользовались актёры, не имеющие профессиональной подготовки.
При этом, он никогда не изменял своему основополагающему принципу: во всех его фильмах красной нитью прослеживалась идея конфликтного противостояния Человека и Системы, борьба его за свободу, которой он достоин. Его деятельность в качестве сценариста, режиссёра, актёра и продюсера не только оказалась в поле зрения профессионалов, критиков и любителей кино, но и заслужила их самую высокую оценку. Форман получил безоговорочное признание со стороны кинематографической общественности и оказался обладателем многочисленных наград. Среди них: два «Оскара» Американской киноакадемии искусств; Гран-при Каннского кинофестиваля; премия БАФТА; премия «Сезар»; приз Европейской киноакадемии; три «Золотых Глобуса; «Золотой медведь»; «Серебряный медведь», государственная премия Чехословакии…
Жизнеописание Яна Томаша Формана (таковы настоящие имя и фамилия Милоша Формана), изложено пока лишь единичными авторами. Да и сам кинорежиссёр в автобиографии под названием «Turnaround» («Круговорот»), написанной им в соавторстве с Яном Новаком, охватывает временной отрезок со дня рождения до начала восьмидесятых годов прошлого столетия. Справедливости ради надо отметить обилие статей о нём, отзывов и рецензий на его фильмы, ряда интервью, данных Форманом представителям средств массовой информации.
Он родился в городе Чеслав (Чехословакия) 18 февраля 1932 года. Его отец, будучи профессором, преподавал педагогику. Милош был третьим ребёнком в семье. У него было два старших брата. Много лет спустя после окончания войны, он узнал, что его биологическим отцом был архитектор Отто Кон, еврей, в начале 40-х оказавшийся в одной из стран Южной Америки. Долгое время Милош не знал, что он незаконнорождённый и, тем более, что он наполовину еврей. Мать скрывала от него этот факт. Знал ли об этом муж матери неизвестно. Погибающая от тифа в концлагере Освенцим мать, попросила солагерницу дать знать сыну об этом, если та останется в живых. Она и раскрыла Милошу правду о его происхождении, послав ему письмо из Эквадора. В своей автобиографии Форман не пишет встречался ли он когда-либо с отцом после того как получил это письмо. Милош помнил своего биологического родителя. По крайней мере, в его памяти сохранились моменты, когда этот человек проявлял к нему внимание, гладил по голове, поручал ему работу на крыше строившейся гостиницы. Но, относясь с любовью и уважением к отчиму, он, всего вероятнее, не захотел встречаться с Отто Коном, своим настоящим отцом. Во всяком случае письмо, полученное из Эквадора, а также открытку, содержащую сухой, лаконичный ответ отца, подтверждающий получение им письма от сына, Милош через короткий промежуток времени выбросил. Будучи 10-летним, он потерял двух родителей и остался сиротой. Это оказалось трагедией для мальчика. Его мать умерла в концлагере Освенцим от тифа, а отец — участник подпольной группы сопротивления, умер в концлагере Бухенвальд от скарлатины. По сути, Милош остался жив благодаря матери, которая тщательно скрывала от всех, что в действительности его отцом был еврей. Если бы эти сведения стали достоянием гестаповцев, то он бы без сомнения погиб от рук нацистов. К тому же, неизвестно как сложилась бы судьба Милоша, если бы его воспитание не легло на плечи родственников — дяди и тёти.
Первоначальные знания он получил ещё до войны, от учеников своего отца, преподававшего в педагогическом институте. А затем, после оккупации немцами страны, короткое время в немецкой школе, о которой у него остались, мягко говоря не самые лучшие воспоминания.
В ранние сороковые Милош учился в школе для сирот военного времени в Подебродах. Бытует мнение, что в это время началось его увлечение театром. Однако, ещё до войны, четырёхлетнему мальчику понравились фильмы «Проданная невеста» по Б.Сметане и «Белоснежка и семь гномов». Уже после войны, в 13-летнем возрасте, его потрясли американские комедии. «Увидев их , я сошёл с ума», — говорил впоследствии Форман. В школе же он воспользовался возможностью выйти на сценическую площадку в качестве актёра. Во время учёбы судьба свела его с будущим режиссёром Иваном Пасером и будущим президентом Чехии Вацлавом Гавелом. Разница в возрасте между ним и Вацлавом была всего 2 года. Их пути в дальнейшем не раз пересекались. Без сомнения, их связывала дружба. Уже тогда, когда он учился в школе, у него возникло желание стать режиссёром. В своей автобиографии он вспоминает, что этому также способствовали неоднократные посещения им спектаклей бродячей труппы, в которой его брат работал оформителем. Он проводил все своё свободное время за кулисами во время гастролей театра в Чеславе. Милош заворожено наблюдал за игрой актёров, производившей на него огромное впечатление.
Он восторгался костюмами, декорациями и самим процессом театрального действия. Юноша настолько был всем этим увлечён, что ему очень хотелось реализовать свою мечту как можно скорее. Для того, чтобы получить необходимое образование он подал документы в ДАТУ на факультет театральной режиссуры. Однако эта попытка не увенчалась успехом: экзамены он не сдал. Судя по всему, Милош не был обескуражен неудачей. Настойчивый и целеустремлённый, он поступил в Академию искусств (ФАМУ) на кинофакультет. На это раз Форман поставил перед собой задачу овладеть сценарным искусством и драматургией. Однако начал Милош не с режиссуры. Молодой специалист стал спортивным репортёром на телевидении. Подходя к своей профессии творчески, Форман попытался внедрить ряд предложений, направленных на совершенствование телерепортажей, но столкнулся с идеологическим прессом партийных руководителей. Есть сведения о том, что в 1948 году он некоторое время жил в Мукачево (Западная Украина). А с конца сороковых учился во ВГИК(е). Середина и конец пятидесятых годов отмечены для него работой в качестве сценариста, создателя первых программ и спектаклей для известного в то время театра «Латерна Магна» («Волшебный фонарь»), а также совместными проектами с Максом Фришем и Альфредом Радеком. Форман вспоминал: ««Они, помогли мне понять, что можно оставаться творцом и мыслителем даже в тоталитарном государстве».
Начало его кинокарьеры условно можно было бы отнести к 1960 году, когда вышел короткометражный фильм «Волшебный фонарь». В 1963году на экранах кинотеатров появился следующий короткометражный фильм «Конкурс». Но в качестве настоящего кинодебюта Милоша Формана принято считать его первый полнометражный фильм «Чёрный Пётр» (1963). За этот фильм начинающий режиссёр был удостоен 1-й премии Международного кинофестиваля в Локарно. Последующие фильмы Формана в середине 60-х годов способствовали ещё большей известности ему как режиссёру. Благодаря фильмам, выпущенным в этот период: «Любовные похождения блондинки» (1966), и, особенно, «едкой сатирической картине «Бал пожарных»(1967), номинированных на премию «Оскар», он вошел в число тех первых деятелей своей страны, кто предвосхитил умонастроения Пражской весны и сделали его одним из её лидеров. В июне 1968 года Форман получил предложение от компании «Парамаунт» снимать фильмы в Америке. В августе он начал переговоры об этом в Париже. Во время переговоров во Франции о съёмках своёго нового фильма Форман узнал, что в Прагу вошли советские танки. Решение не возвращаться в Чехословакию для него оказалось естественным. Местом своего пребывания режиссёр избрал Америку. И, хотя на первых порах он испытал трудности, решение его об эмиграции, как показало будущее, явилось правильным шагом. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что его творчество оказалось под запретом ещё с 1967 года. Так, ранее демонстрирующийся в стране фильм «Бал пожарных» по распоряжению властей был отправлен на полку. Более того, было принято решение запретить его творчество навсегда.
Эмиграция в Америку означала крутой поворот в судьбе режиссёра. На его психологическое состояние не могло не повлиять сознание того, что он лишён возможности жить и творить в стране, являющейся его родиной. О сильном угнетающем воздействии на него этого обстоятельства свидетельствуют его собственные слова: «Я не могу наслаждаться жизнью в полной мере, зная, что двери в страну моего детства перекрыты, что у меня нет возможности прикоснуться к моим истокам, к тому, что сделало меня таким». Накопленная усталость в результате предыдущей изнурительной работы, абсолютное незнание английского языка, затрудняющее общение,- всё это привело к довольно длительной паузе в его творческой деятельности. Несмотря на то, что продюсеры компании «Парамаунт» предложили ему контракт, отношения с ними не сложились. Он снял свой первый фильм в Америке «Отрыв» в сотрудничестве с компанией «Universal». Кинокарьера Милоша Формана в Америка сопровождалась большим успехом Первый же фильм Милоша Формана — «Отрыв», свидетельствовал о его творческом успехе. Решением жюри Каннского кинофестиваля 1971 года он стал Лауреатом этого престижного конкурса. Однако, без сомнения, при наличии в фильмотеке режиссёра нескольких десятков фильмов, наивысшим достижением в его творческой карьере являются «Полёт над гнездом кукушки» и «Амадей». Оба этих фильма заслужили наивысшей оценки Американской киноакадемии. За первый из них Форману вручили «Оскара» в 1975, а за второй — в 1984 году. Уместно заметить, что по количеству, полученных им наград Американской киноакадемии (две) Милош Форман находится на 54 месте в перечне 100 обладателей этой престижной премии. К этому не лишне упомянуть номинации на премию «Оскар» ещё трёх фильмов режиссёра: «Любовные похождения блондинки» (1966), «Бал пожарных» (1967) и «Народ против Флинта»(1997).
Милош Форман, как правило, доводил начатые проекты до конца. За всю его карьеру, как свидетельствует сам режиссёр, не реализованными оказались всего 3-4. Так, к большому сожалению, произошло с подготовленным уже съёмкам «Адского лагеря» — фильма об ужасах японских концлагерей. а также с задуманным им документальным фильмом о Роберте Фишере, знаменитом американском шахматисте.
Большинство фильмов мастера демонстрировалось на экранах кинотеатров в прошлом столетии. Однако в наступившем 21 веке на счету знаменитого чешско-американского режиссёра находятся уже несколько новых картин. В 2012 году мировая кинематографическая общественность ожидает появление ещё одного фильма Милоша Формана — «Призрак Мюнхена», сценарий к которому он написал в соавторстве с бывшим Президентом Чехии Вацлавом Гавелом, безвременно ушедшим из жизни в конце прошлого года.
Милош Форман отдал многие годы руководству, продюсированию и преподаванию на киноотделении Колумбийского университета. Знания и опыт талантливого кинематографиста оказалась чрезвычайно полезными для подготовки профессионалов в этой области искусства. Не менее достойна его работа в совете Гильдии американских режиссёров. В последнее время, участвуя в деятельности комитета Гильдии, он защищает моральные права поставщиков. Его творческая деятельность продолжается. И мы все ожидаем от выдающегося режиссёра создания новых шедевров, не уступающих уровню таких его фильмов, как «Регтайм», «Полёт над гнездом кукушки», «Амадей»… Не оспорим тот факт, что Милош Форман внёс неоценимый вклад в развитие современного киноискусства. Подтверждением этому является вручение ему почётной награды за выдающиеся достижения в кинокарьере по случаю его 75-летия, а также престижной французской премии братьев Люмьер в 2010 году за вклад в мировую кинематографию.
Виталий РОНИН