ПОРЫТЬСЯ В МОЗГАХ АЯТОЛЛ
Это может быть очень важно для нашего будущего
Я уже давно просто умираю от желания рассказать кому-то эту анекдотическую историю, но до сих пор все не находилось повода. Теперь, кажется, он подвернулся. Я услышал эту историю из первых уст. Когда одна израильская женщина-дипломат собиралась покинуть Пекин в связи с окончанием срока ее службы на посту консула, ее китайская коллега решила сделать ей подарок — и преподнесла прекрасное издание в тисненом кожаном переплете: "Протоколы сионских мудрецов", один из самых известных антисемитских трактатов, которые когда-либо публиковались. Протянув руки и склонив голову в знак приветствия, она произнесла: "Мы хотим быть такими, как вы — евреи. Мы тоже хотим владеть банками и Голливудом и контролировать масс-медиа. Мы вас глубоко уважаем".
Эта история вспомнилась мне, когда я услышал эксперта, сказавшего, что нам только кажется, что мы понимаем иранцев. Точно так же, как та китаянка, которой казалось, что она знает и понимает Израиль. В случае китаянки добрые намерения повлекли за собой определенную неловкость, мелкий дипломатический инцидент. В случае с Ираном недопонимание может повлечь за собой стратегические последствия.
Обычно предполагалось, что иранскому руководству свойственно в известном смысле "рациональное мышление" — сорт религиозного фанатизма, включающего бизнес-составляющую. Сегодня подобный подход подвергается сомнению. Иран совершенно не реагирует на ряд кризисов, с которыми уже сталкивается.
Возьмите, к примеру, огромные экономические проблемы. Девальвация национальной валюты уже перешла за минувшие несколько месяцев 50-процентный рубеж. Если рассуждать логически, последнее, что иранцы могли бы себе пожелать на этом фоне, — это обострение международных санкций. Они должны были бы немедленно открыть свои ядерные объекты для посещения экспертами ООН, чтобы избежать международного прессинга. Ведь в прошлом они так и поступали!
Следуя этой же логике, можно предположить, что иранцам и в голову не придет на фоне угрозы военного удара заняться играми в Персидском заливе, отправить туда военные корабли, взбесить тем самым арабские нефтедобывающие страны и при этом еще отрицать угрозу, которую несет их ядерная программа.
Если президент Обама действительно хочет, как обещал, остановить иранскую ядерную программу, и если 2012 год — действительно критический, то действовать надо срочно, пока эта программа в прямом смысле слова не ушла под землю и не стала недосягаемой. Иначе для чего давать американцам дополнительный повод для раздражения, связанный с действиями в Заливе?
Любой рациональный бизнесмен, и не только бизнесмен, но даже набожный аятолла, знает, что вносить беспорядок в процесс мировой нефтедобычи очень опасно и что это способно превратить во врагов даже самых лучших друзей. Даже Китай и Россия уже начали качать головами. У России — собственные запасы энергии, которые не могут быть поставлены под угрозу, а Китай уже занялся поисками энергетических ресурсов в других местах.
Если беспокоиться по поводу израильского удара, то, по идее, Иран должен был бы озаботиться именно сейчас поисками защиты, укреплением связей с Европой, умиротворением арабов... Но если все происходит с точностью до наоборот, значит, мы не понимаем чего-то очень важного, и это что-то играет решающую роль в международных отношениях.
Установление контактов с людьми, которые регулярно читают иранскую прессу и интернет, смотрят иранское телевидение, дает много информации, — может быть, даже слишком много. Вполне вероятно, что, подобно китаянке, мы смотрим на современный Иран сквозь плохо подобранные очки, опираясь "не на те мнения" и не будучи достаточно чувствительными к тому, почему же политика самозащиты все никак не вселится в головы иранских руководителей.
Иранцы не изобретали террористов-самоубийц — это правда, но они способствовали продвижению этой идеи, особенно в том виде, в каком она применялась против Израиля. Многие из тех, кто шли в шахиды, считали, что на небе им предложат больше, чем на земле. 72 девственницы, обещанные в раю, были, как оказалось, серьезным побудительным мотивом.
Кто знает, что происходит в мозгу аятолл? Кажется, их не особенно волнуют проблемы денег. Остается лишь надеяться, что их не прельстят и девственницы.
Хирш ГУДМАН
"Jerusalem post" (перевод: Виктория Мартынова, "Новости недели")
Автор — старший научный сотрудник Института национальной безопасности при Тель-Авивском университете