БЕЗ ЧЕСТИ
Предел бесстыдства, которому, увы, предела нет
Есть в России замечательный канал 24 DOK. Недавно демонстрировались по этому каналу все 9 серий шедевра Клода Ланцмана "Шоа". В первый раз я увидел этот фильм на большом экране больше двадцати лет назад. Фильм не просто потряс. Он словно поставил меня на то место, которое принадлежит мне по рождению и решительно вернул меня туда, откуда долгие годы меня же вытесняла насильственная ассимиляция, бытовая и государственная юдофобия в СССР. Он повернул меня лицом к моим старикам, убитым нацизмом. Он вернул меня к себе.
Потом я узнал, что фильм этот — продолжение борьбы Ланцмана с нацизмом другими средствами. В годы войны будущий режиссер сражался в рядах маки и не только сражался, но был организатором сопротивления нацистам.
Если бы я знал, что Ланцман прилетает в Израиль, помчался бы в аэропорт, чтобы только увидеть этого человека. В аэропорт Бен-Гурион, где... Давайте прочитаем скупые строчки информационного сообщения:
"Знаменитый французский журналист и режиссер Клод Ланцман, вылетавший во Францию, был задержан во вторник в израильском аэропорту Бен-Гурион, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на газету Le Figaro. Одна из сотрудниц службы безопасности аэропорта обвинила 86-летнего Ланцмана в сексуальных домогательствах, заявив, что он внезапно набросился на нее и поцеловал против ее воли".
Подумал: а знает ли эта, якобы поцелованная девица, кто этот старик, подавший ей свой паспорт?
Боюсь, что нет. В противном случае, она бы сама поцеловала Ланцмана. И поблагодарила за то, что человек этот для Израиля и евреев одним своим фильмом сделал больше, чем все теле- и кинофильмы Еврейского государства за всю его историю. Не сомневаюсь, что девушка эта хорошо знает свое дело и охрана нашей границы в надежных девичьих руках. Настораживает то, что кто-то раскрутил этот скандал, Ланцмана задержали, как обычного хулигана, контрабандиста или уголовника, информацию тут же подбросили в прессу. Эти кто-то уж точно знали, кто перед ними. Знали и подлейшим образом вылили ушат помоев на голову старика, которого встречать бы и провожать надо в аэропорту с почестями и военным оркестром. Гнуснейшая, позорная, бесчестная история.
Не стану говорить в очередной раз о нашем тревожном беспамятстве, о том, как мало мы сами делаем, чтобы хранить память о чудовищной трагедии прошлого века, как все более формальными, сухими становятся официальные мероприятия на эту тему. Все гораздо тревожней.
Тут как раз прочел материал в российской прессе, казалось бы, далекий от наших реалий, но, думаю, только внешне. Вот он:
"175 лет со дня дуэли А.С.Пушкина. В Челябинске провели опрос старшеклассников-гуманитариев, чтобы выяснить, что думает современная молодежь по поводу такого способа защитить свою честь и честь женщины, как дуэль. Результат огорчил педагогов - понятие "честь" у молодежи отсутствует полностью. Проанализировав ответы, педагоги пришли к двум выводам: во-первых, общество дошло до такой стадии развития, что ставка делается, в основном, на собственное выживание, а отстаивание нравственных ценностей людям кажется ненужным и даже опасным; во-вторых, для многих современных молодых людей не существует выбора "жизнь или кошелек" во всех его смыслах. Для них нет жизни без кошелька, а в представлении многих кошелек — это жизнь".
Нужен ли таким людям сам Пушкин? Нужны ли им Лермонтов, Толстой, Бальзак, Чехов, Чаплин или Феллини? Нужен ли симпатичной девице из аэропорта Бен-Гурион Клод Ланцман — автор шедевра о Холокосте? Нужно ли всем нам все то, что накопила гуманитарная культура мира? Понимаем ли мы, что очередной истерикой вокруг "сексуальных насилий" лишаем сами себя чести мужчины, чести отца и мужа? Не думаю, что понимаем, просто по той причине, что первый признак честного человека — стыд. История же с Клодом Ланцманом — предел бесстыдства.
Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)