СОТРУДНИК GOLDMAN SACHS: В БАНКЕ «ЯДОВИТАЯ И РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ» КУЛЬТУРА

СОТРУДНИК GOLDMAN SACHS: В БАНКЕ «ЯДОВИТАЯ И РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ» КУЛЬТУРА

Сотрудник Goldman Sachs публично заявил, что покидает самый прибыльный инвестиционный банк в истории, потому что больше не может выносить царящую в нем «ядовитую и разрушительную» корпоративную культуру. Ответственность за то, что банк ставит зарабатывание денег выше интересов клиентов, он возложил на руководителей Goldman.

Вчера Грег Смит, исполнительный директор и начальник отдела деривативов на американские акции из европейского отделения Goldman, опубликовал в разделе «Мнения» газеты The New York Times открытое письмо, в которой рассказал о сложившейся в банке культуре погони за прибылью. Она, по словам Смита, вынуждает его уйти из Goldman после 12 лет работы.

Смит — не очень высокопоставленный сотрудник. Его должность соответствует рангу вице-президента, таких людей в Goldman около 12 000 из 30 000. В своем отделе он — единственный сотрудник, сказал The Wall Street Journal человек, знакомый с ситуацией. Однако его статья — первое публичное выступление такого рода, сделанное сотрудником Goldman. В последние годы банк неоднократно становился объектом критики за неоднозначные финансовые операции и рекордные бонусы, многие воспринимают его как символ жадности и нарушений, которые и спровоцировали финансовый кризис.

«Это, безусловно, повредит репутации банка, — сказал Bloomberg Джон Перселл, основатель лондонской хедхантинговой компании Purcell & Co. — Видно, что письмо [Смита] написано очень искренне». Возможно, Смит пошел на этот шаг, потому что заработал достаточно денег и его не волнует, что ему будет сложно продолжать работать в финансовом секторе, возможно, он займется чем-то совершенно другим, рассуждает Перселл.

«Мне становится плохо, когда я вижу, как беззастенчиво люди говорят о том, как бы им обобрать своих клиентов. За прошедший год я наблюдал, как пять управляющих директоров называли клиентов «маппетами», — пишет Смит, имея в виду кукол-зверушек из известного «Маппет-шоу» (слово придумал их создатель Джим Хенсон, от англ. marionette — «марионетка» и puppet — «кукла»). Впрочем, маппетами клиентов называют не только в Goldman, это известное на Уолл-стрит прозвище для туповатых клиентов, отмечает WSJ. Однако Смит, оговариваясь, что ему не известно о каких-либо нарушениях закона, указывает, что для банкиров Goldman совершенно нормально ставить свои собственные интересы во главу угла: «Я участвую во встречах по продажам деривативов, на которых ни минуты не тратится на то, чтобы обсудить, как мы можем помочь клиентам. Речь идет только о том, как мы можем по максимуму на них заработать». Сегодня у младших аналитиков, которые наблюдают такое поведение руководителей, самый задаваемый вопрос: «Сколько денег мы сделали на этом клиенте?», — указывает Смит, отмечая, что в будущем такой аналитик никак не сможет стать образцовым гражданином.

Goldman Sachs — cамый прибыльный инвестбанк: с 1999 г., когда он стал публичной компанией (ранее Goldman был партнерством), у него было всего два убыточных квартала. В 2007 г. Goldman заработал рекордные на тот момент $11,6 млрд. прибыли, а уже через год после кризисного 2008-го, в 2009 г. — $13,39 млрд. Но в июне 2010 г. банк согласился заплатить $550 млн, чтобы урегулировать обвинения в обмане инвесторов при продаже им в 2007 г. обеспеченных долговых обязательств (CDO) под названием Abacus («счеты»). Goldman не сообщил им, что этот выпуск ему помогал формировать клиент — хедж-фонд Джона Полсона Paulson & Co., который, ожидая обвала рынка высокорискованных ипотечных облигаций, намеревался играть на падении этих инструментов.

В обвинительных документах, подготовленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США по делу Abacus, приводилось электронное письмо сотрудника Goldman Фабриса Турре, который называл себя «сказочный Фаб» (Fabulous Fab) и хвастался, что он — единственный, кто может понять созданных им «чудовищ».

В апреле 2010 г., когда шло разбирательство по делу Abacus, гендиректор Goldman Ллойд Бланкфейн и президент Гэри Кон написали письмо акционерам, которое занимало первые восемь страниц годового отчета. Слово «клиент» в письме встречалось 56 раз — по сравнению с 17 годом ранее. Руководители банка хотели объяснить акционерам и общественности, что клиенты для них — приоритет, и ответить на критику в связи с делом Abacus и другими случаями.

Между тем, именно Бланкфейна и Кона Смит обвиняет в том, что они допустили деградацию корпоративной культуры. «В банке изменилось понятие лидерства, — пишет Смит. — Раньше, говоря о лидерстве, говорили о том, как рождать идеи, подавать пример и делать правильные вещи. Сегодня вас повысят и назначат на влиятельную должность, если вы зарабатываете для банка достаточно денег (и одновременно не являетесь убийцей).

Каковы три самых быстрых способа стать лидером? а) Работать «топором» — так в Goldman называют убеждение клиентов инвестировать в акции или другие продукты, от которых мы стараемся избавиться, потому что они не представляются потенциально прибыльными. b) «Охотиться на слонов» — на нормальном языке это означает: заставь клиентов… торговать тем, что принесет Goldman наибольшую прибыль. Называйте меня старомодным, но мне не нравится продавать моим клиентам не нужные им продукты. c) Занимать должность, которая предполагает торговлю любым неликвидным, непонятным продуктом с аббревиатурой из трех букв».

«Люди, которые думают только о деньгах, не смогут долго сохранить эту компанию или доверие ее клиентов», — заключает Смит.

«Мы будем успешны, только если наши клиенты будут успешны. Эта фундаментальная истина определяет основы нашего поведения», — говорится в заявлении, которое распространил Goldman после публикации письма Смита. В банке подтвердили, что вчера Смит покинул его после 12 лет работы. А Бланкфейн и Кон написали письмо сотрудникам, в котором отметили: Смит не обращался с претензиями или жалобами в соответствующие службы контроля банка, в компании такого размера всегда найдется кто-то недовольный, а в ходе недавнего опроса 89% сотрудников Goldman заявили, что считают, что банк предоставляет клиентам «исключительное обслуживание».

Акции Goldman вчера упали на 3,35%, при том что индекс S&P 500 снизился на 0,12%.

Вопрос корпоративной культуры и жадности финансистов в последнее время приобрел особую актуальность. Недавно актер Майкл Дуглас, сыгравший финансиста Гордона Гекко в культовом фильме Оливера Стоуна «Уолл-стрит» в 1987 г., по просьбе ФБР записал телевизионный ролик, в котором призвал бороться с инсайдерской торговлей. В ней и был обвинен Гекко, доказывавший, что «жадность, за неимением более подходящего слова, — это хорошо, жадность — это правильно, жадность работает».

Михаил ОВЕРЧЕНКО, Vedomosti.ru