ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ

ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ

...Отрывок из радиоинтервью с известным политологом Рамисом Юнусовым.

Вопрос: Как вы считаете, в чем причина того, что несмотря на то, что после развала Советского Союза прошло уже 20 лет, сегодня на всем постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики и Грузии, у многих еще сильны ностальгические настроения и как следствие этого, у власти в бывших республиках Союза находятся режимы, которые вышли из шинели высшей партноменклатуры того времени?

Р.Ю. Для того, чтобы подробно ответить на ваш вопрос, т.е. чтобы установить правильный диагноз этой «болезни», давайте сделаем маленький экскурс в недавнюю историю. Когда развалился Союз, в 1991 году, в первую очередь нужно было сделать то, что сделали Прибалтика и все бывшие соцстраны, т.е. то, что сегодня происходит и в Грузии — ДЕСОВЕТИЗАЦИЮ страны, всего общества. Если бы эта десоветизация была бы сделана сразу же после развала СССР, то тогда, на фоне огромного эмоционального подъема всего общества в желании к переменам, этот процесс прошел бы намного легче. Знаете, в чем главная ошибка Бориса Ельцина?

А в том, что Ельцин не запретил коммунистическую символику, не провел в парламенте закон о перлюстрации, не открыл все архивы КГБ, а только частично, не закрыл Мавзолей и не перезахоронил тело Ленина. Это же был символ СССР, и он его не тронул. Как можно было этого не сделать? Ельцин не рискнул. А почему? Да потому что он был сам человеком из этой системы и у него до конца самого не выветрилась эта «болезнь», проявления которой потом мы часто видели уже во время его президентства. Как говорится, начал за здравие, а кончил за упокой. Ельцин, конечно же, вошел в историю как реформатор, но не совсем удачный, почти также, как и Горбачев. Они оба делали шаг вперед, а потом, боясь больших рисков, два назад. И потому оба и остановились на полпути в реформах.

В свое время Уинстон Черчилль сказал: «Разница между политиком и государственным деятелем заключается в том, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель о следующем поколении». Ельцин всегда думал как политик и как результат, совершил свою вторую роковую ошибку — сдал власть Путину не просто представителю номенклатуры, а ее карающему мечу, в лице спецслужб.

Если говорить про Азербайджан, то, конечно же, в первую очередь здесь очень важно отметить фактор Гейдара Алиева, который сыграл роковую, ТРАГЕДИЙНУЮ роль в повторной, на восточный манер, советизации-гейдаризации Азербайджана. Война в Карабахе, слабость первого президента Муталибова и неопытность второго президента, бывшего диссидента Эльчибея, помогла Гейдару вернуться к власти на российских танках, а ведь его нельзя было категорически допускать возвращаться из России в Нахичевань.!!! Посмотрите, как вначале Гейдар, а потом уже сегодня его сын Ильхам, теперь уже бывшего президента Муталибова 20 лет держат в Москве и не пускают в Азербайджан. Вот так же надо было поступать и с Гейдаром Алиевым.

Тогда и не было бы этого «ленинизма по-азербайджански», который сегодня наблюдается по всему Азербайджану. Везде, где раньше были памятники Ленину, стоят теперь памятники Гейдару и что интересно, с такой же протянутой рукой в «светлое будущее». Все парки, улицы, проспекты, аэропорты, премии и прочая атрибутика теперь носят также его имя. История фальсифицируется опять и переписывается теперь под Гейдара, начиная со дня его рождения и прихода его к власти в 1969 году, и уже в школах воспитывают маленьких гейдарят-октябрят, благодарящих его за их счастливое детство, как это делало до них старшее поколение в отношении Ленина.

Как мы помним, Ленин называли «великий вождь и учитель», Гейдар Алиев же объявлен общенациональным лидером. Вместо 22 апреля, дня рождения Ленина, нерабочим днем и праздником стал 10 мая — день рождения Гейдара. Эти и многие десятки и сотни других таких же параллелей. Многим в мире сегодня это кажется смешным, но мне лично грустно и в первую очередь от упущенного шанса, а ведь Азербайджан мог быть намного впереди той же соседней Грузии, у которой нет той минерально-сырьевой базы как у Азербайджана, но у которой есть президент-реформатор Михаил Саакашвили.

Но несмотря на потерянное время, это можно и сегодня сделать. Но для этого Азербайджану нужен свой Саакашвили, а этого должно потребовать уже само общество и в первую очередь, его элита. Надо признать, грузинская элита сумела это сделать. Теперь очередь за азербайджанской элитой, которой надо суметь достучаться до своего общества и разбудить его, чтобы повернуть Азербайджан на 180 градусов от совкового менталитета в сторону общемировых ценностей, создать свой музей оккупации, провести закон о перлюстрации, т.е. свой мини-Нюрнберг над советизацией Азербайджана. Этот рецепт нужен всем на постсоветском пространстве. Это мое твердое убеждение! Пока этого не будет, хорошего нечего ждать.