АМЕРИКАНЦЫ ЛЮБЯТ ЦАХАЛ
Израильтянин Шломо Нимроди, хай-тековец, успешный бизнесмен, проживающий ныне в США, потерял ногу в Первой ливанской войне. Шел 1978 год. Он был солдатом спецназа и в составе своего подразделения участвовал в сражении за Литани. Во время выполнения военной операции Шломо подорвался на противопехотной мине. Взрывом ему оторвало ногу выше колена, он едва не погиб от большой потери крови. Пройдя курс лечения и восстановительной терапии, он, хотя и остался инвалидом, вернулся к активной деятельности, увлекся изучением новых технологий, а потом занялся бизнесом.
Ему повезло — он добился успеха, но в течение многих лет мечтал об обычных, не замечаемых здоровыми людьми человеческих радостях: побегать с детьми по футбольному полю, прокатиться на велосипеде... Несмотря на то, что в Израиле изготовление протезов достигло высокого уровня, протезы не решают всех проблем, и ограничения в движении остаются.
В США, между тем, искусство изготовления протезов достигло еще больших высот. Здесь используются новейшие технологии, которые позволяют практически полностью воспроизводить обычные движения ноги. Шломо поставил себе такой протез. Он не мог сдержать слез, когда впервые за много лет смог самостоятельно прокатиться на велосипеде.
Вот уже несколько лет Шломо участвует в соревнованиях по триатлону. Но с некоторых пор его стала одолевать мысль о том, что он-то смог позволить себе приобрести новейший протез, а как быть тем инвалидам ЦАХАЛа, которые пострадали, как и он, но воспользоваться последними достижениями в протезном деле не могут, потому что такой протез стоит 150 тысяч долларов, и армия не в состоянии субсидировать его покупку всем, кто в этом нуждается.
Шломо обратился к израильтянке Ифат Бехор, сотруднице американской благотворительной организации FIDF, с предложением открыть проект, который будет оказывать помощь раненым солдатам. FIDF создана в США специально для того чтобы собирать средства для оказания помощи бойцам и семьям военнослужащих ЦАХАЛа, поэтому идея Шломо Нимроди, конечно, понравилась Ифат. Она занялась более подробным изучением ситуации, и по прошествии нескольких месяцев была собрана сумма, необходимая для приобретения новых протезов для шести инвалидов ЦАХАЛа и обеспечения им особой восстановительной терапии.
Одновременно в министерстве обороны были получены сведения о том, сколько бывших воинов, ставших инвалидами, нуждаются в подобной услуге. Оказалось, что о современных протезах мечтают еще шесть человек. И тогда руководство FIDF объявило дополнительный сбор средств для проекта «Strite». Все 12 инвалидов ЦАХАЛа получили приглашение приехать в США, чтобы получить новенькие протезы и пройти специальный курс адаптации. Трудно описать чувства людей, которые после многолетнего ограничения в простейших движениях смогли без труда пробежаться со своими детьми по траве...
С этой истории начался наш разговор с Ифат Бехор, которая считается одним из самых успешных менеджеров за всю 30-летнюю историю организации FIDF.
— Ифат, в последнее время нам все чаще приходится слышать о том, что американцы устали заниматься сбором средств в помощь Израилю и не пора ли использовать пожертвования для самой Америки… Это на самом деле так?
— Совсем не так. Американцы по-прежнему с огромным уважением относятся к ЦАХАЛу и когда узнают о том, что израильским солдатам что-то нужно, с готовностью жертвуют для них деньги. Могу привести простой пример: если в 2004 году организация собрала на эти цели 23 миллиона долларов, то в 2011-м — 65 миллионов. Как видите, число желающих помогать ЦАХАЛу не только не уменьшается, а заметно увеличивается. Американцам важен практический подход, поэтому им достаточно объяснить, на какие конкретно цели пойдут их деньги. Нам помогают еврейские и христианские общины, бизнесмены и простые граждане.
— А как вы определяете, какие конкретно цели приоритетны?
— Прежде всего, мы советуемся с армейским руководством. Например, нам сообщили, что в ЦАХАЛе увеличилось число военнослужащих из малообеспеченных и проблемных семей. Мы собрали средства, чтобы выдать им специальные пособия. Еще один проект — стипендии для поступающих в университеты на получение первой академической степени. Другая идея — помочь солдатам — выходцам из эфиопской общины. Мы помогаем также девушкам — военнослужащим боевых частей. Люди, которые жертвуют деньги, начинают интересоваться судьбами солдат, и порой происходят совершенно удивительные истории. Вот некоторое время назад мы сыграли свадьбу... Один из активистов нашей организации, бизнесмен из Чикаго, решил съездить в Израиль, чтобы познакомиться с парнем, на устройство жизни которого он пожертвовал деньги. Парень — сирота, потерял обоих родителей, но, несмотря на трудное детство, успешно приспосабливался к жизни, оказался отличным солдатом боевых частей. Бизнесмен приехал в Израиль со своей дочерью — ей тоже хотелось посмотреть на ребят, чья молодость проходит не так, как в Америке, и они с этим парнем понравились друг другу. Молодые люди начали общаться и через некоторое время поженились.
— А как вы оказались в Америке, как стали работать на пользу Израиля?
— В юности я служила в ЦАХАЛе и с тех пор испытываю особые чувства к Армии обороны Израиля. Я работала в различных коммерческих организациях, потом вышла замуж. Мой муж уезжал в Америку, и я решила поехать с ним и получить там вторую академическую степень по бизнесу. Поселились мы в Нью-Йорке. Чтобы собрать деньги на учебу, я работала первое время в баре. Но в конце концов моя мечта исполнилась — я получила диплом. Стала искать работу и узнала, что FIDF ищет сотрудника. Мне как израильтянке было особенно приятно, что я смогу помочь чем-то родной стране, тем более, я знала, что такое наша армия, и могла объяснить людям, почему ей надо помочь. Я живу в США уже больше десяти лет и горжусь тем, что нахожу американцев, готовых оказать поддержку нашим солдатам. У меня растут двое сыновей. Когда они достигнут призывного возраста, то обязательно поедут в Израиль служить в ЦАХАЛе.
Виктория МАРТЫНОВА, «Новости недели» — «Континент»
На фото: Ифат Бехор и актер Джейсон Александр, ведущий одного из благотворительных вечеров.