АЙЗЕК АЗИМОВ ВЕРИЛ, ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ДЛЯ ОБЩЕГО БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

АЙЗЕК АЗИМОВ ВЕРИЛ, ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ДЛЯ ОБЩЕГО БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

к 20-летию со дня смерти выдающегося писателя

«…знание всё равно лучше, чем невежество. Лучше знать, даже если знание повлечёт за собой гибель…»
Айзек Азимов


В истории человечества не так уж много писателей-фантастов, их можно пересчитать по пальцам. Ещё меньше тех, кто завоевал на этом поприще такую же славу и известность как Айзек Азимов. Его литературное наследие насчитывает около пятисот книг, написанных с использованием нескольких жанров. Это научная фантастика, детектив, юмор… Тематика же научных и научно-популярных книг, автором которых является Азимов, охватывает самые различные области от кибернетики, космологии и генетики до поэзии, литературоведения (комментариев к Библии, В.Шекспиру), философии и истории.

Однако широкий диапазон охватываемых автором тем и количественные критерии, лишь в малой степени определили восторженную оценку его творческой деятельности. Главное, на чём акцентируют внимание литературоведы, критики, биографы…, — это мастерское, содержательное, глубокое и увлекательное изложение им сложной проблематики в доступной для восприятия и понимания форме. Сам автор говорил по этому поводу: «Я жажду объяснить и наиболее счастлив в тех случаях, когда что-то довольно сложное я могу сделать ясным, описав это шаг за шагом…». У читателей, любящих фантастику, детективы и юмор, его произведения вызывают исключительный интерес. Высокой оценки заслуживает и написанная им собственная биография. Она издана в 2-х томах ещё при жизни писателя. Это «In Memory Yet Green» и «It’s Been A Good Life». Третий том: «Double day» стал доступен читателям в 1994-м, через два года после его смерти. Огромное творческое наследие Азимова, также как и автобиография, не только расширяет кругозор людей, но и является стимулом для овладения ими знаний.

Широкой аудитории читателей Азимов известен, в основном, благодаря своему плодотворному литературному творчеству. Но не следует забывать, что он проявил себя также как учёный, отличный преподаватель. редактор антологии научной фантастики, критик… Всё вместе взятое свидетельствует о его высочайшем интеллекте, эрудиции, позволяющим легко ориентироваться в разных областях науки, талантливо воплощённых в литературных произведениях.

Местечко Петровичи, что недалеко от Смоленска, всего в 400 километрах от Москвы — родина Айзека (Исаака) Азимова. Здесь он родился 2 января 1920 года в еврейской семье. Ему было не более 3-х лет, когда родители Анна и Иегуда приняли решение уехать в Америку. Свои планы они осуществили в 1923 году. Их местом жительства стал Нью-Йорк. После 3-х летнего обустройства в Бруклине они уже были в состоянии приобрести кондитерскую лавку, дела в которой шли достаточно успешно. Уровень достатка семьи позволил родителям обеспечить учёбу сына. А он был не по годам развит. Не это ли послужило основанием для приёма его в школу? Ведь ему исполнилось лишь пять лет. Несмотря на то, что он был младше всех, его определили в класс, в котором находились наиболее способные дети.

По свидетельству биографов именно в этом возрасте он уже умел читать. Но своеобразную привязанность к книгам Айзек проявил значительно раньше, чуть ли не с двухлетнего возраста. Об этом свидетельствуют его воспоминания, приведенные в автобиографии. Любопытно, что у 7-летнего мальчика был уже персональный формуляр в библиотеке. По его собственному признанию, читал он много, жадно и быстро, не проявляя при этом разборчивость в выборе книг. Одними из первых книг, которые были им прочитаны, оказались произведения Шолом-Алейхема. Он увлекался также популярными среди мальчишек 20-х годов изданиями, такими например, как «Rover boys». Отличная память не только способствовала запоминанию прочитанного, но и глубокому его осмыслению. Необычно ранней оказалась собственная высокая самооценка, высказанная им, когда он был ещё учеником первых классов школы: «Я знал, что был самым умным в классе».

Его родным языком был идиш. А вторым языком стал английский, которым он по мере взросления овладел в совершенстве. Азимов рассказывает, что, на первых порах, осваивал алфавит и произношение, пользуясь им же придуманной методикой. Но по-русски, по-французски и на иврите Айзек говорил слабо. Несмотря на посещение синагоги и учёбу в еврейской школе, полного религиозного образования Азимов не получил, и вырос атеистом. Он стал гражданином США в 1928 году в возрасте 8 лет. Он успешно окончил школу, и родители прочили ему врачебную карьеру. Но медиком он не стал. Препятствием к этому послужило банальное обстоятельство: юноша чувствовал себя плохо при виде крови. Было ли это единственной причиной, помешавшей ему получить медицинское образование?

По-видимому, нет. Ещё будучи учеником школы, в девятилетнем возрасте, он впервые обнаружил в книжной лавке научно-фантастический журнал (более ранние попытки Айзека читать научно-фантастические журналы решительно пресекались отцом, считавшим этот жанр недостойным чтивом для сына). Иллюстрация, приведенная на обложке журнала, произвела на мальчика сильное психологическое воздействие. На ней были изображены двое учёных, остолбеневших при виде огненного шара, висящего над экспериментальной установкой. Как это часто бывает у талантливых людей, психологические эффекты подобного рода, оставляя глубокий след в подсознании, в последующем являются определяющими в выборе профессии. Можно предположить, что подобное произошло с Азимовым, ставшим писателем-фантастом.

Его первая попытка поступить в колледж Колумбийского университета не увенчалась успехом. Принятый в колледж Сент-Лоу в Бруклине, 15-летний юноша проучился в нём всего год, поскольку это учебное заведение закрылось. Настойчивый целеустремленный Айзек предпринимает вторую попытку поступить в Колумбийский университет. На этот раз его приняли, но лишь в качестве слушателя на химический факультет университета, который он закончил в 1939 году, получив степень бакалавра. Через два года Азимов получил степень магистра и сдал экзамены в аспирантуру.

Учёба в аспирантуре была прервана в связи с его отъездом в Филадельфию, где ему предстояло работать химиком на местной судоверфи для армии. По окончании работы в Экспериментальном центре морской авиации США в 1946 году, Азимов вернулся в университет для продолжения занятий в аспирантуре, будучи уже женатым на Гертруде Блюгерман. Вскоре после окончания аспирантуры в 1948 году, получив степень доктора наук, он продолжил образование в постдокторантуре как биохимик. Его служебная карьера началась в 1949 году с преподавания биохимии на медицинском факультете Бостонского университета, а продолжилась в качестве ассистента (1951), а затем ассоциированного профессора в 1958-м. Работу в университете удалось сохранить даже тогда, когда ему перестали платить зарплату, поскольку к этому времени его доходы, благодаря успешному писательскому труду, во много раз превышали университетскую зарплату. В 1979-м Азимов получил звание полного профессора.

Но главным в его жизни оказалось литературное творчество. Если принять за начальную точку отсчёта 1939 год, в котором он дебютировал своим рассказом «Marooned of Vesta», опубликованном в журнале «Amazing Stories», то Азимов посвятил своей профессии пять десятилетий. В то же время, биографы подчёркивают, что в действительности Азимов начал писать значительно раньше, в 11-летнем возрасте. Это свидетельствует о том, что творческий процесс занял у него более 60 лет, т.е. почти всю его сознательную жизнь.

Как у каждого писателя, у Азимова можно выделить этапы творчества, каждый из которых отличается друг от друга не только уровнем активности, но и тематикой созданных им в данный конкретный период произведений. Так, пятидесятые годы оказались для него наиболее плодотворными в качестве писателя-фантаста, а знаменитость пришла в шестидесятые. Он продолжал активный писательский труд в последующие годы, в особенности на ниве популяризации различных областей науки. Наряду с многочисленными замечательными произведениями литературы, Азимов создал «Энциклопедию интеллигентного человека». Необычно активной его творческая деятельность оказалась в последние годы жизни. Каждый, кто знаком с произведениями Азимова, имеет собственное суждение о том, какие из них являются лучшими. Эти оценки могут существенно отличаться от мнения критиков и литературоведов. Если не самыми лучшими, то, по крайней мере, самыми известными, принято считать рассказы «Лжец», «Конец вечности», трилогию «Основание», «Сами Боги», «Двухсотлетний человек», «Звёзды как пыль»… Любопытно, что последний том цикла «Основание» — «На пути к Основанию» — вышел в свет в 1993 году после смерти писателя.

В течение своей творческой карьеры Айзек Азимов не раз получал звания и награды. Так, в 1957 году он стал Лауреатом Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона за книгу «Кирпичики мироздания». В 1960 году Ассоциацией Американских кардиологов Азимову была вручена премия Говарда за книгу о химии крови «Река обетованная», в1965-м от имени Американского химического общества он получил премию Джеймса Грэди, а в 1967-м Американской Ассоциацией поддержки науки — Вестингаузовскую премию за популяризацию науки. Но более всего Азимов гордился наградами за произведения в области фантастики. В 1963 году — премия «Хьюго» за вклад в фантастику. В 1966-м эта же премия за трилогию «Основание», оценённую в качестве лучшей фантастической серии всех времён. Премии «Хьюго» и «Небьюла» он получил за роман «Сами Боги» в 1972 году. Эти же премии были ему вручены в 1976 году за новеллу «Двухсотлетний человек». Очередная премия «Хьюго» последовала в 1982 году за роман «Кризис основания». Премию «Небьюла» как Великому Мастеру Азимов получил в 1987 году. И наконец, он был удостоен премии «Хьюго-92» за повесть «Золото» в 1992 году посмертно.

Айзек Азимов оставил богатое творческое наследие для потомков. Но он останется известен и тем, что впервые предложенные им термины «робототехника», «позитронный», «психоистория» (наука о поведении больших групп людей), прочно вошли в лексикон людей многих стран мира. А сформулированные им, при участии Д.Кэмпбелла (редактора научно-фантастического журнала «Эстаундинг», оказавшего в своё время неоценимую поддержку начинающему писателю), «Три Закона Робототехники», представляют собой своеобразную доктрину для искусственных созданий, распространяющуюся на сферы психологии, политики и религии.

Думается, не будет преувеличением утверждение, что Айзек Азимов принадлежит к той плеяде знаменитых людей, память о которых остаётся в истории человечества навечно. Залогом этого являются написанные им замечательные произведения, которым обеспечена бессрочная востребованность. Поддержанию его памяти будут способствовать фильмы: «Двухсотлетний человек», «Конец Вечности», «Любовь андроида», «Я робот»… Ждёт своего воплощения в жизнь и фильм Роланда Эммериха, в основу которого взят роман Азимова «Основание». Память об этом талантливом человеке увековечивает один из популярнейших американских научно-фантастических журналов, названный в честь него «Asimov’s Science Fiction and Fantasy». С именем Азимова связано и название японского робота-андроида — ASIMO (Advanced stеp in innovative MОbility).

Айзек Азимов умер 6 апреля 1992 года в возрасте 72 лет от сердечной и почечной недостаточности на фоне СПИД(а), которым его инфицировали при операции на сердце, сделанной ему в 1983 году.

Он был несомненно экстраординарным человеком и одарённым писателем, высокий уровень произведений которого стимулировал у многих читателей тягу к пополнению их собственных знаний. Его вторая жена, Жаннет Азимова, являвшаяся редактором его автобиографии, в написанной ею главе «Эпилог» подчёркивает: «Азимов искренне верил в то, что люди должны работать вместе для общего блага человечества».

Виталий РОНИН