А АСАД СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ
С момента принятия оппозицией и президентом Асадом плана урегулирования ситуации в Сирии, предложенного бывшим генсеком ООН Кофи Аннаном, имелись очень веские основания сомневаться в том, что план этот будет претворен в жизнь
Пожалуй, основной из шести его пунктов предусматривает отвод правительственных войск из охваченных беспорядками городов. Если выступления оппозиционеров на момент этого гипотетического вывода не будут подавлены, данные населенные пункты фактически перейдут под их контроль. Установление подобного статус-кво, да еще и под патронажем международного сообщества, Асада устроить не может. С самого начала президентом Сирии поставлена одна-единственная задача: полное возвращение страны под свой контроль несмотря ни на что. И отступать от этой цели он пока не намерен. Как видится Асаду, и вполне справедливо, шаг в сторону от данного подхода станет шагом к потере власти.
Чем же тогда было продиктовано формальное принятие плана Аннана? Как и в предыдущих случаях, желанием выиграть время, которым можно воспользоваться для очередного генерального наступления и хотя бы временного ослабления международного давления. Возможно, президент Сирии, ранее уже успевший объявить о победе над террористами, рассчитывал, что до 10 апреля наступление силовиков и преданной ему полувоенной милиции («шабиха») увенчается успехом. В этом случае, на фоне фактически решенной проблемы, можно было бы на практике продемонстрировать готовность к выполнению плана Аннана, выведя танки из городов.
Реальность оказалась иной.
Всю последнюю неделю вооруженные столкновения с повстанцами и брутальные меры силовиков против мятежных населенных пунктов продолжались с удвоенной силой. События реально продемонстрировали, что недавняя «победа» армии, закончившаяся взятием под контроль района Баб-Амру в Хомсе, стоит немного. Силы повстанцев уничтожены тогда не были, не было подавлено желание местного населения их поддерживать. В итоге как в Хомсе, так и в провинции Идлиб, Хаме и ряде других мест, включая окрестности Дамаска и ранее тихого Халеба, все вернулось на круги своя. С одной стороны, это массовое применение танков и артиллерии, а также расстрелы «неблагонадежных», с другой, как правило, засадные действия. Среди выкладываемых повстанцами в Интернет видеороликов доминируют кадры, на которых запечатлены дистанционные подрывы асадовской бронетехники и погибшие, в том числе женщины и дети. Наконец-то появились кадры, на которых видны боевые вертолеты, «работающие» ракетами по наземным целям. Снова засветились и беспилотные самолеты. Их силуэт позволяет сделать вывод, что речь идет об иранских машинах, сконструированных на основе БПЛА южноафриканского производства. Кстати, согласно достоверным сведениям из источников в ряде спецслужб, в том числе и израильских, Иран и «Хизбалла» в последнее время заметно усилили военную помощь режиму Асада. Среди прочего, речь идет о поставках оружия и боеприпасов, консультирования по ведению военных действий, а также непосредственного участия в них. По имеющейся информации, как минимум несколько боевиков «Хизбаллы» уже погибли в боях.
Возвращаясь, к видеороликам в Интернете, дающим определенное представление о происходящем в Сирии, стоит отметить один из них, на котором было заснято уничтожение неопознанного зенитно-ракетного комплекса правительственных войск, сопровождавшееся хаотическим и весьма эффектным разлетом ракет в разные стороны.
За 2 дня до истечения международного ультиматума и вступления в силу плана посланника ООН (отвод правительственной бронетехники с прекращением использования артиллерии должен был завершиться к 06.00 по местному времени, а полное прекращение огня — наступить еще через 48 часов) Дамаск решил «соскочить» с договоренностей и формально. 8 апреля пресс-секретарь сирийского МИДа сообщил, что армия не покинет города, т. к. Аннан не передал Дамаску «письменное обещание вооруженных террористов прекратить огонь и сложить оружие». Само собой, подобного пункта, за исключением устного согласия оппозиции прекратить огонь, в достигнутом ранее договоре не было, и Кофи Аннан это подтвердил. Кстати, сам факт готовности оппозиционеров принять план Аннана стал некоторым отступлением от ранее занимаемых ими непримиримых позиций.
Как бы там ни было, шансы на то, что режим Асада проигнорирует собственные обязательства по плану бывшего генсека ООН, очень велики. Если так и произойдет, то и без того незавидное международное положение Дамаска продолжит ухудшаться. Не стоит забывать, что план Аннана был одобрен СБ ООН, в котором заседают Россия и Китай, до сих пор покрывающие Дамаск.
Что ждет Башара Асада в случае полного срыва выполнения мирного плана и возложения вины международным сообществом именно на него? О чем-то конкретном говорить пока рано. Ключевой в этом вопросе будет позиция Турции, антиасадовская риторика которой вышла в последние дни на качественно новый уровень. Так, еще 7 апреля премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «если бойня продолжится, Турция не будет сидеть сложа руки». Тем временем поток беженцев из Сирии в Турцию продолжал увеличиваться. Согласно официальным данным Анкары, только за минувший уик-энд их число достигло 3 тыс., а общее количество, с начала беспорядков в Сирии, приблизилось к 25 тыс. Еще сильнее накалилась обстановка 9 апреля, когда сирийские солдаты подвергли обстрелу лагерь своих сограждан-беженцев на турецкой территории. В итоге несколько беженцев и два турка получили ранения. Этот случай, а также убийство сирийскими силовиками ливанского фотокорреспондента на ливанской же стороне вызвали резкое осуждение со стороны ООН и США, а также очередные завуалированные угрозы со стороны Анкары.
Что могут предпринять турки? Например, осуществить свою давнюю угрозу о создании буферной зоны на сирийской территории. До сих пор этот сценарий был отодвинут Анкарой на задний план. Более реалистичными выглядят меры по усилению поддержки сирийской оппозиции (вплоть до поставок оружия) совместно с арабскими странами Персидского залива.
Окончательная судьба плана Аннана прояснится в ближайшие дни, следствием чего и станут шаги всех основных игроков. От степени решительности этих шагов во многом будет зависеть ситуация в Сирии. Пока же, по данным ООН, число погибших в стране с начала беспорядков превысило 9 тыс. человек. Официальный Дамаск придерживается иного мнения: согласно данным режима, обнародованным на прошлой неделе, убитых «всего» 6044, причем 2566 — военнослужащие и другие представители силовых структур.
Давид ШАРП, «Новости недели» — «Континент»