ОНА ВЕРИЛА В ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СЛОВА
«Ржавеет золото и истлевает сталь,
крошится мрамор, к смерти всё готово!
Всего прочнее на земле печаль,
и долговечней — царственное слово!…»
Анна Ахматова
60 лет жизни Александра Петровна Лесникова посвятила творческой деятельности в Харьковской областной филармонии. Будучи артисткой этого замечательного Храма искусств, она оказалась в ряду лиц, не только владеющих словом, но и наделённых исключительным даром — умением создавать духовный мир слушателей. Именно такими, на территории СССР и постсоветского пространства за последние более полувека, были Дмитрий Журавлёв, Ираклий Андроников и Александра Лесникова. Это они оставили неизгладимый след в памяти людей, внимавших каждому произнесенному ими слову. Это они, благодаря своему мастерству, приобщали слушавших их людей к лучшим образцам прозы и поэзии. Такого рода влияние не прошло бесследно. Оно, несомненно, способствовало повышению уровня культуры сотен и даже тысяч людей.
Я не раз бывал на её концертах, ещё чаще слушал в её исполнении произведения многих писателей и поэтов, транслируемых харьковским радио и телевидением. Её голос, только ей присущий стиль преподнесения стихотворений и прозы, завораживал и окрылял меня. Можно ли удивляться тому, что уход из жизни Александры Петровны Лесниковой 11 августа 2008 года я воспринял как тяжёлую утрату? Приближающееся 85-летие со дня её рождения — наиболее подходящий повод для того, чтобы вспомнить об этом прекрасном человеке, «неуклончивом» друге поэта Бориса Чичибабина.
Она родилась 15 мая 1927 года в селе Зарубинка, расположенном в Новосибирской области. Здесь Саша провела детские годы. Читать она научилась рано. Но чтение сопровождалось у неё необычно ранним осмыслением прочитанного, запоминанием и воспроизведением вслух понравившихся ей стихов или фрагментов прозаических произведений. Не этим ли объясняется тот факт, что оказавшись вместе с семьей в Ленинграде незадолго до начала войны, девочка ещё будучи школьницей, поступила в студию художественного чтения Дворца пионеров. А в Омске, где она оказалась после начала войны, Саша читала стихи для раненных, находящихся в госпиталях. Ей было всего 14 лет, и она не могла осуществить свою мечту — воевать с фашистами. Удивительно, но судьба распорядилась так, что Саша вместе с матерью в конце 43-го оказалась в Харькове в связи с тем, что они должны были встретиться с её отцом, военная часть которого дислоцировалась в посёлке Дергачи Харьковской области.
Но в этот раз отцу не было суждено увидеться с ними, так как он был направлен в район боевых действий. Возвращаться они не решились. На это существенным образом повлияла тяга матери к родным местам, находящихся сравнительно недалеко от Харькова. И поэтому они остались жить в этом городе, с которым оказалась связанной вся будущая жизнь Александры Лесниковой. Здесь Саша экстерном закончила среднюю школу. Пропустив срок подачи документов в зооветеринарный институт (она очень любила животных), девушка решилась поступить в педагогический. Обучение на библиотечном факультете Харьковского педагогического института было кратковременным. Вскоре она перевелась на филологический факультет университета. И в этом её поступке определяющую роль сыграла давнишняя любовь к литературе. Восторженное принятие её зрителями на одной из межвузовских литературных олимпиад не могло пройти незамеченным. Члены жюри поинтересовались, не училась ли она до выступления на олимпиаде в театральном институте. Не удивительно, что после этого выступления у неё возникло желание получить актёрское образование. Спустя некоторое время, после того как в конце 1944 года открылся театральный институт (с 1946 года институт театрального искусства, а впоследствие институт искусства культуры), она стала студенткой этого высшего учебного заведения.
Любопытно, что перед поступлением она показалась И.А.Марьяненко, известному актёру Украинского драматического театра им. Т.Г.Шевченко, преподавателю института. Он был впечатлён талантом девушки и полностью поддержал её выбор. Учась, она находила время играть в студенческих спектаклях актёрского факультета. Так, например, Лесникова сыграла Аксюшу в пьесе А.Н.Островского «Лес», Катерину в произведении В.Шекспира «Укрощение строптивой», Меланью в «Детях солнца» М.Горького. Но судя по всему, её больше привлекал жанр художественного слова. Студентку театрального института, Сашу Лесникову, всё чаще заставали в комнате сценической речи за прослушиванием поэтических и прозаических произведений. Стремление овладеть мастерством чтеца переросло в окончательное решение стать им после того, как она услышала выступление Дмитрия Журавлёва, посетившего институт в 1947 году.
Стоит ли удивляться тому, что, получив диплом в 1949 году, выпускница театрального института не стала актрисой ни одного из харьковских театров, а связала свою творческую карьеру с областной филармонией. Чтобы быть зачисленной в штат филармонии, ей надо было доказать, что она владеет мастерством чтения, и она сумела это сделать. Её приняли в группу актёров разговорного жанра. До этого ею уже был накоплен небольшой, но успешный опыт выступлений перед слушателями. Одно из первых серьёзных испытаний таланта юной выпускницы института произошло в то время, когда ей поручили вести концерт И.О.Дунаевского. Она блестяще справилась с отведенной ей ролью ведущей программы концерта. Этот момент можно с уверенностью рассматривать как начало творческой карьеры Александры Лесниковой.
Сравнительно узкий круг слушателей быстро расширялся. Её популярность росла с каждым днём, а рост популярности сопровождался уверенным пополнением числа слушателей, из среды которых сформировалось множество почитателей дарования актрисы. Природная красота Александры Петровны, её открытая душа находились в полной гармонии с её волшебным голосом. Уникальное дарование позволяло ей, глубоко вникнув в заложенный автором смысл произведения, прочесть его адекватно написанному им тексту. Этому способствовали также, присущие ей искренность и задушевность, простота и воодушевленность — качества, которые привлекали особое внимание к читаемым ею произведениям поэзии и прозы и вызывали положительные эмоции тех, кому посчастливилось слушать замечательного мастера художественного слова — Лесникову Александру Петровну. Не удивительно, что ей присвоили звание Заслуженной артистки Украины.
Без преувеличения можно утверждать, что известность пришла к ней сразу после первых же выступлений в филармонии. В её исполнении звучали произведения отечественных и зарубежных поэтов и прозаиков. Со сцены филармонии, лектория, клубов, по радио и телевидению, с завидным постоянством и неизменным успехом она читала стихи А.Ахматовой, А.Блока, Гарсии Лорки, Э.Межелайтиса, О.Мандельштама, Б.Пастернака, Н.Некрасова, Б.Чичибабина, М.Цветаевой… В её репертуаре часто звучали произведения К.Паустовского, А.Толстого, Л.Толстого, И.Эренбурга, Антуана де Сент-Экзюпери… Ею было дано более 30 сольных концертов, среди которых нельзя не отметить «Поэт и время», «Три светлые совести», «Улыбка Будды»…
Её авторские программы на радио, в том числе «Сила слова», «Только одно стихотворение», как и регулярные выступления на телевидении, привлекали большое количество слушателей. Но сфера просветительской деятельности А.П.Лесниковой не ограничивалась только Харьковской аудиторией. Её первые гастрольные поездки были осуществлены в Днепропетровске, а затем в городах Донбасса. Впоследствии они охватили территорию не только Украины, но и Сибири, Дальнего Востока. При всей кажущейся мягкости характера, Александра Петровна, несомненно, обладала сильной волей, была целеустремленным и требовательным по отношению к себе и своему творчеству человеком. Ещё одной позитивной чертой её характера была порядочность, являющейся основой во взаимотношениях Лесниковой с друзьями. Об этом, в частности, свидетельствует её многолетняя дружба с Б.А.Чичибабиным.
Начавшаяся в начале 60-х, она продолжалась вплоть до конца жизни поэта. Это она помогла ему устроиться на работу в страшные годы забвения. Ей хватило мужества читать в концертах стихи Чичибабина тогда, когда его имя и творчество не упоминались всуе. Символично, что прах А.Л.Лесниковой, умершей 11 августа 2008 года, захоронен в непосредственной близости от могилы выдающегося поэта, который при жизни не только питал к ней искренние дружеские чувства, но и ценил её замечательное творчество. Впервые Борис Алексеевич Чичибабин посвятил стихотворение своему неизменному другу, в далёком 1965 году. Он вернулся к нему в 1990-м и внёс в прежний текст ряд поправок. Вот эти строки:
АЛЕКСАНДРЕ ЛЕСНИКОВОЙ
Пью за Хьюза, Хикмета и Гарсиа Лорку,
за бессмертную душу и черствую корку
вместе с добрым вином, чей крепителен норов,
спирт воловьей работы и бешеных споров.
За стихи, что от шпиков таились под спудом,
за пропавших во тьме и за выживших чудом,
за влюбленных пришельцев из лагерной школы,
чудаков с чердаков, чьи певучи глаголы,
за дарующих радость везде и всечасно,
за тебя, раз ты к этому делу причастна,
и, запомнив навек горячо и подробно,
за твою красоту, Александра Петровна!
Нас печали качали и грозы растили.
Хорошо, что мы — дети метельной России,
но не худо и то, что у солнца и сини
нам сподобилось жить на степной Украине.
От бедовых голов далека беззаботность.
Нас пугает покой, неизвестность зовет нас.
Но, волнуясь, не раз припаду и присяду,
и послушаю русскую Шехерезаду.
О, язычница Севера, ясное чудо!
В наши трезвые сны ты зачем и откуда?
Как поют нам твой голос, осанка и облик!
Ночь запутала хмель в волосах твоих теплых.
О тебе не умолкнут хмельные помины
в миллионах сердец россиян с Украины,
не забудет никто, перед памятью жалок,
как любили тебя в переполненных залах.
Неуклончивый друг мне судьбою подарен,
и за дружбу с тобой я судьбе благодарен,
и люблю твой талант, задушевный и вещий,
и свищу тебе в лад свои лучшие вещи.
<1965, 1990>
Виталий РОНИН