СТАЛИН — С НИМИ!
Наум БРОД
Неизвестно по какой причине у меня сохранилась вырезка из газеты «Правда» за 1979 год. В том году было столетие со дня рождения И.В. Сталина, чему и была посвящена статья с безыскусным названием «День рождения И.В. Сталина». Если судить по сдержанному названию, то читатель мог бы ожидать, что ее содержание будет в духе Двадцатого съезда партии: культ личности, невинные жертвы, преступный режим. Без церемоний и эвфемизмов. О культе личности вскользь было, насчет жертв и преступности ни слова. Сегодня в этом может убедиться любой пользователь Интернета. Начало статьи — биографическая справка: где родился, образование, какие должности занимал главный герой статьи. Стерильные анкетные данные, вполне подходящие для вступления в компартию или продвижения по служебной лестнице.
Далее — почти панегирик в адрес юбиляра: перечень достижений государства под его управлением — коллективизация, индустриализация, строительство социализма.
Правда, была скромная оговорка, что это герою вскружило голову. Он зазнался, стал злоупотреблять властью, нарушать ленинские нормы. О том, что от этого головокружения полетели с плеч долой миллионы других голов, тоже ни слова. Последняя треть статьи посвящена достоинствам партии, которая смогла преодолеть все ошибки, невзгоды и происки врагов.
Помню, как различные голоса — в основном на западе, но и кое-какие из внутренних резервуаров мысли — с тревогой отметили, что статья предвещает возврат к сталинизму. Официальная пропаганда отмолчалась, потом пошла чехарда смертей руководителей государства, продолжателей дела Ленина, и тень Сталина как-то притушевалась тенями свежеусопших. Было не до трагедий прошлого. А там перестройка — новые люди, новые идеи, новые надежды. И среди них, пожалуй, самая желанная: больше никогда ни при каких обстоятельствах этому государству не грозит сталинизм. Мы пронесли этот тяжкий крест, худо-бедно выжили, усвоили этот урок и этих страшных ошибок не повторим.
Поспешили радоваться.
Пару лет назад телевидение двух центральных каналов затеяло веселую игру со зрителями: среди выдающихся исторических персонажей России назвать самого выдающегося. Было предложено несколько кандидатур, в том числе и товарищ И.В. Сталин. Все объективно: личность историческая, с этим не поспоришь. Имеет право быть среди самых-самых.
В результате многоэтапного отбора, подсчета голосов жители РФ отдали первенство… товарищу И.В. Сталину! Поскольку такой исход в какой-то степени подрывал престиж новой России в глазах международной общественности, руководством страны телевидению было дано указание что-то в условиях игры изменить, и переголосовать. Переголосовали и вышло товарищу И.В. Сталину третье место. Тоже вполне заметное и уважаемое. Вождю достались не проклятия десятков миллионов, чьи родные и близкие сгинули неизвестно где и за что по его вине и воле, а бронзовая медаль.
Но шоу must go и уже в наши дни неугомонное телевидение вынесло на суд телезрителей «СУД ИСТОРИИ». На одном из «судебных» заседаний схлестнулись сторонники и противники сталинизма. Когда вывели на экран проценты голосовавших, оказалось, что за товарища И.В. Сталина… опять большинство!
А вот и совсем свежая новость, взбудораживавшая общественность: в продажу поступили простые ученические тетрадки с портретом И.В. Сталина на обложке. Расхватали мгновенно!
Каждый раз, когда я смотрю такие развлекательные программы, вижу на прилавках магазинов книжки, прославляющие Сталина и такие тетрадки, я вспоминаю героиню программы «Пятое колесо» — уже немолодую женщину, отца которой, талантливого инженера, расстреляли по ложному доносу, когда ей было шесть лет. Женщина спокойно рассказывала ведущей программы о своей вполне благополучной жизни: институт (бесплатный), работа (гарантия государства), пенсия (жить можно). Параллельно с ее жизнью — стройки коммунизма, гордость за страну, отправившую в космос первого человека. И вот после перечисления биографических и исторических вех эта типичная советская женщина в какой-то момент повернулась в камеру и произнесла: «Папочка, я тебя никогда не забуду!» Так же спокойно, без истерик и слез.
Каждый человек имеет право любить того, кого он хочет. Нравиться кому-то товарищ Сталин — это их личное дело и личный выбор. Если человек любит Днепрогэс и Беломорканал больше, чем своих папу с мамой, неизвестно за что уничтоженных, это его право. Ладно, думаю я, пусть носятся с портретами своего кумира, пусть орут свою мантру «СТАЛИН С НАМИ!» Мы живем в одном государстве, дающем нам равные права и возможности. Но моя толерантность испаряется, когда на меня надвигается толпа с искаженными ненавистью лицами, размахивающая портретами И. В. Сталина перед моим носом, готовая смести меня не только с дороги, но и с лица земли, как того несчастного инженера. Вот с этим я не хочу мириться. Я хочу ответить, как говорят в таких случаях политики, «адекватно и равновесно». Значит, опять кровь?
В конце концов, не нравится смотреть телевизор — можно нажать кнопку; не нравится тетрадка с портретом вурдалака — не обязательно ее покупать. Сегодня нет проблемы в выборе, что смотреть, что купить. Зато есть проблема выбора… с кем жить в стране, в которой живешь. Общество разделено на две составляющие. Одним воображение не дает покоя, когда они сталкиваются с деяниями вождя всех времен и народов, уничтожившего миллионы своих же сограждан, превратившего эту же страну в гигантскую шарашку, с пустыми магазинами, бараками вместо нормальных жилищ и железным занавесом по всему периметру этой страны; для других он — светоч прогрессивного человечества, под руководством которого страна добилась невиданного в истории величия. Увы, прошло столько лет после того, как его не стало, эти две половины так и не нашли возможности для примирения. И, похоже, никогда не найдут. Как черное с белым, как правое с левым, как «да» и «нет».
Я предлагаю выход.
Пусть нынешнее государство, которое они терпят постольку поскольку, через зубовный скрежет, выделит им отдельную территорию, по типу приснопамятного ГУЛАГА, и пусть они там строят свое государство, по образу и подобию того, по которому они так тоскуют. Зная их неуемный энтузиазм и патриотизм, они легко и споро вырубят все леса, высушат все болота, пророют самые глубокие в мире каналы и возведут самые высокие в мире плотины. А чтобы быть последовательными до конца, они должны будут пользоваться исключительно теми самыми пилами, топорами и тачками, которыми пользовались ударники известных коммунистических строек, там же и сгинувшие.
На этой территории они возведут фабрики и заводы, на которых будут производить колбасу за два-двадцать и водку по два шестьдесят, байковые трусы для их дам и автомобили «победа» для них самих. И все это за оклады 90-120 тех советских рублей, чтобы не было ни богатых, ни бедных, вне зависимости от того, трудится ли человек ударно или через пень колоду.
Там у них будет одна партия, руководящая роль которой будет навечно закреплена в Конституции. Более того, со временем они могут отказаться от Конституции, потому что ее жители так привыкнут к раз и навсегда заведенным порядкам, что это войдет в их генетическую память и уже с рождения ребятня будет знать наперед, как сложится жизнь, что они будут делать, где работать, какие ордена к какой дате будут получать и на каком погосте упокоятся.
Они ненавидят Запад и все, что с ним связано? Да и не нужны им Америка с Европой! Белоруссия может вернуть им холодильники «Минск», Северная Корея завалит их рисом, полотняными брюками-клеш и треугольными шляпами из тростника, а отдыхать они смогут на пляжах Сомали. За новинками культуры и науки можно будет ездить в Туркмению или к талибам в Афганистан, а можно вообще никуда не ездить за такой ерундой.
Для поддержания порядка на своей территории они смогут вернуться к такой действенной форме, как доносы друг на друга. Со временем все напишут на всех, и это так сплотит общество, что все станут единым народом и одновременно его врагами. Что, безусловно, облегчит работу органам правопорядка, которым не понадобится вести какого-либо расследования, и можно будет отказаться от порочной судебной практики с адвокатами, прокурорами и следаками. Вначале можно будет вернуться к хорошо зарекомендовавшим себя «тройкам», потом — перейти к двойкам, потом вообще отказаться от органов. Можно будет просто привлекать к ответственности всех граждан по списку и по графику. Причем не с двенадцати лет, как в те времена, по которым тоскуют поклонники товарища Сталина, а с двух — чтобы с первых же слов юного гражданина уже слышалось в нем верное понимание всего, что происходит на их территории.
Саму территорию они смогут обнести тремя рядами колючей проволоки с вышками, причем дула пулеметов направить не только внутрь, но и наружу. Тогда люди думающие, философствующие, сомневающиеся, изобретающие, сочиняющие, и вообще слишком часто улыбающиеся и радующиеся жизни с моей территории никогда не проникнут на их территорию. Зато к себе пропускать они смогут исключительно социально им близких — убийц, воров, маньяков и прочих прохиндеев. Чем глупее, тем им роднее; чем подлее, тем ближе.
И пусть они заберут к себе мавзолей с телом вождя октябрьской революции, а у его ног поставят урну с прахом товарища И.В. Сталина, предварительно выковыряв его из кремлевской стены. И тогда он ВСЕГДА БУДЕТ С НИМИ.
Главное, чтобы нам больше о таком не знать и не слышать.