ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ ...Из радиоинтервью с известным политологом Рамисом Юнусовым.
Вопрос: Почему до сих пор Азербайджан не открывает посольство своей страны в Израиле, несмотря на то,что между странами существуют дипломатические отношения и в Баку почти 20 лет уже функционирует посольство Израиля?
Конечно, открытие или закрытие посольства того или иного государства не является событием планетарного масштаба, а тем более если это касается стран, не очень сильно влияющих на мировую политику. Но в данном случае страны, о которых пойдет разговор (Израиль и Азербайджан), заслуживают того, чтобы можно было сделать исключение. На самом деле, далеко не всем в самих этих странах понятно, как так получилось, что Израиль одним из первых признал независимость Азербайджана 25 декабря 1991 года, установил дипотношения в 1992 году и открыл свое посольство в Баку в 1993 году, а Азербайджан уже почти 20 лет не открывает своего посольства в Израиле. В чем же причина? И насколько она существенна в сегодняшних реалиях довольно-таки нормальных политических, экономических, да и культурных взаимоотношений между этими, исторически, я подчеркиваю, исторически дружными народами? Учитывая повышенный интерес к этой теме в обеих странах, а также многие спекуляции в израильских СМИ в отношении Азербайджана и Турции со стороны «радетелей» признания так называемого «геноцида армян» в Кнессете Израиля, было бы неплохо получить ответ на вопрос в заголовке статьи.
Для того, чтобы неискушенному читателю были понятными хитросплетения таких политических казусов, нам необходимо сделать маленький экскурс в недавнюю историю как этих стран, так и их соседей. Кроме этого не мешало бы также, в этой связи, посмотреть на отношение к этой теме больших стран, которые внимательно следят за расстановкой сил на политической карте данного региона. Из соседей Израиля и Азербайджана я здесь в первую очередь отметил бы — Турцию, Иран, Ирак, Сирию, Ливан, Иорданию, Египет, а из больших стран это, конечно же, США и Россия. Так вот, еще со времен СССР у Израиля были большие проблемы в установлении политических контактов в регионе, что в первую очередь было связано с политикой СССР. Напомню, что ещё в 1947 году СССР принял решение поддержать план раздела Палестины с целью противостояния политики США и Великобритании. В СССР рассчитывали на дружественные отношения с руководством Израиля, возглавляемое тогдашними социалистическими лидерами. И, как мы помним из истории, СССР признал Израиль сразу после провозглашения и установил с ним дипотношения. Но, из той же истории мы знаем, что Израиль не проводил просоветскую политику, а стал ориентироваться на США и потому, СССР, поддерживая и политически и материально ряд арабских государств, враждебно настроенных к Израилю, уже 10 июня 1967 года разорвал дипотношения в связи с началом Шестидневной войны.
Я неспроста начал анализ нынешних взаимоотношений Израиля и Азербайджана с рассмотрения противостояния Москвы и Тель-Авива. Важно понять, что Россия, как идеологический правопреемник СССР и сегодня продолжает, в принципе, ту же «просоветскую» политику в отношении не только Израиля, но и всех стран региона. Другой вопрос: как это у них получается — удачно или неудачно? Будем говорить только языком фактов, а они говорят о том, что дипломатические отношения между Израилем и СССР были восстановлены 18 октября 1991 года и Россия, как правопреемник СССР их сохранила. Но она также сохранила свои хорошие отношения и с арабскими соседями Израиля. И хотя политическое, а тем более экономическое влияние России сегодня в мире далеко несравнимо по масштабам с тем, что было во времена СССР, факт остается фактом: во всех переговорах по ближневосточному урегулированию существует квартет из ООН с ЕС с одной стороны и США с Россией — с другой, где Вашингтон является гарантом независимости Израиля, а Палестина рассматривает Москву как своего гаранта. О степени влияния России на Азербайджан я писал много и чтобы не повторяться, напомню о влиянии России на главную проблему Азербайджана, а именно нагорнокарабахский конфликт с Арменией и о том, что в общественном сознании в Азербайджане давно укоренилась мысль о том, что ключ от Карабаха лежит в Москве.
Теперь перейдем к другому важному соседу наших визави, а именно Ирану, который имеет довольно протяженную, 432 километровую границу с Азербайджаном.
Во времена шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, Иран имел дипотношения с Израилем, которые были разорваны с приходом аятоллы Хомейни в 1979 году. Напомню также, что Иран обладает второй по размеру в Западной Азии и исламском мире экономикой после Турции и является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и обладает крупными запасами нефти и природного газа. А если добавить к этому, что при населении в 80 миллионов в сегодняшнем Иране, почти 30 миллионов из них являются азербайджанцами тюркского происхождения,компактно проживающими на севере страны с центром в городе Тебриз, начинаешь понимать всю нервозность нынешних правителей Тегерана в отношении тех или иных политических телодвижений официального Баку.
Как мы знаем, история не имеет сослагательного наклонения и потому будем говорить опять только языком фактов, а они говорят о том, что в результате русско-персидских войн в 1804-1813 и 1826-1826 годах территория тогдашнего Азербайджана была окончательно поделена между Персией (т.е. нынешний Иран) и Российской империей и сегодня азербайджанцы разделены на два государства, где в одном, а именно в Азербайджане, они в количестве почти 9 миллионов, являются государствообразующей нацией, со столицей в Баку и с официальным государственным тюркским языком и латинским алфавитом, а в Иране, несмотря на их многомиллионное диаспору, у них нет ни школ, ни даже газет на своем языке. В этой связи, всякие попытки Тебриза повысить свой голос недовольства и напоминание о культурной (я подчеркиваю, культурной, а не политической) автономии наталкиваются на жесткие репрессии со стороны официального Тегерана. При этом, надо отметить, что в Азербайджане регулярно, особенно на уровне оппозиции, поднимается вопрос Единого Азербайджана, т.е. воссоединения нынешнего Азербайджана с Южным Азербайджаном, что постоянно вызывает шквал антиазербайджанской пропаганды из Ирана. К вышеизложенному надо обязательно добавить и то, что с XVI века официальной религией Ирана является шиизм, а этот фактор также является важным, если мы перейдем к другому важному соседу, а именно к Турции, которая населена в основном мусульманами-суннитами и которая также борется за свое влияние на Азербайджан в силу своей этнической близости анатолийских тюрков к своим единоверцам.
Напомню, что Турция была первым мусульманским государством, которое признало Государство Израиль в 1949 году. Турция вступила в НАТО в 1951 году и на протяжении десятилетий турки стойко держались против Советского Союза. А база НАТО в г. Инджерлик (Турция), которая находится в 180 км от военной базы России в г.Гюмри (Армения), была своего рода буфером между Советским Союзом и ненавистным ему Израилем. Напомним также, что после США, турецкие войска — вторые по численности в НАТО. И потому мой совет всем «горе-специалистам», кричащим о внешнеполитическом крене в политике Турции, рассматривать взаимоотношения Израиля и Турции, базируясь на истории взаимоотношений Израиля и Турции с США, которая является для обеих стран главным стратегическим партнером в мире. Турция и Израиль не поддерживали полных дипломатических взаимоотношений вплоть до 1991 года, хотя и всячески взаимодействовали с 1949 года, с момента признания Турцией Израиля.
Однако Турция тесно связана с мусульманскими странами общей религией, что, несомненно, влияет на её отношение к Израилю. После израильской операции «Литой свинец» в 2009 году и конфликта с захватом «Флотилии свободы» в 2010 году отношения Израиля и Турции резко ухудшились. Но, для справки сообщим, что в ассоциации промышленников Израиля уверенно заявляют, что даже при нынешних, несколько охлажденных дипломатических отношениях Турции и Израиля, разорвать экономические связи, объем которых достигает несколько миллиардов долларов нереально. Но стоит здесь добавить и то, что Турция является самым экономически мощным мусульманским государством и потому обеим странам приходится учитывать и такое понятие, как мусульманский фактор. А они таковы, что только два члена Лиги арабских государств имеют урегулированные взаимоотношения с Израилем. Египет первым из них подписал мирный договор в 1979 году, Иордания в 1994. Два других члена Лиги арабских государств, Марокко и Тунис, имели дипломатические отношения с Израилем до 2000 года, но с началом Второй Интифады в Палестине временно их приостановили.
Что касается Азербайджана, то Израиль является вторым крупнейшим импортёром нефти из Азербайджана. Кроме этого обе страны довольно тесно взаимодействуют во многих областях, включая и военные поставки израильского оружия в Азербайджан.
Буквально, недавно в Баку был подписан контракт на сумму 1,6 миллиардов долларов. Так что, как мы видим, вышеизложенный краткий экскурс позволяет нам сказать, что на сегодня именно Турция и Азербайджан являются одними из немногих мусульманских стран, имеющих развитые политические и экономические отношения с Израилем. И как мы видим, отсутствие посольства Азербайджана в Израиле совершенно не отражается на политических или экономических контактах этих стран. А про культурные отношения вообще беспокоиться нечего, учитывая большую активность евреев — выходцев из Баку, играющих заметную роль в общественной жизни Израиля. Если добавить к этому то, что в парламенте Азербайджана есть представители всех еврейских конфессий, проживающих сегодня в Азербайджане, то становится ясным, что и Израилю тоже есть на кого опереться в лоббировании своих интересов в Баку.
Вышеизложенное помогает понять причины по которой при правительстве президента Эльчибея было открыто посольство Израиля в Азербайджане и почему не рисковал открыть посольство Азербайджана в Израиле во времена своего правления Гейдар Алиев. Точно также понять и то, почему это сегодня не делает и его сын, нынешний президент Ильхам Алиев. Думаю, у Гейдара Алиева были какие-то конкретные взятые обязательства от имени Азербайджана перед клерикальным режимом в Иране, в том числе и такие, как не торопиться с открытием посольства Азербайджана в Израиле, в обмен на определенную лояльность к режиму в Баку, особенно в первые годы его прихода к власти, когда Иран имел много возможностей для дестабилизации ситуации в Азербайджане. Кроме этого официальный Баку никогда не поднимает тему притеснений азербайджанцев в Иране и вообще тема Южного Азербайджана всячески замалчивается, что также считается уступкой Тегерану. Всем известна была манера Гейдара Алиева балансировать между основными политическими игроками в регионе, которую многие эксперты сравнивали с восточной поговоркой: «куда ветерок — туда и умок».
Это балансирование помогло ему подписать капитулянтский Бишкекский протокол и остановить войну в Карабахе, путем потери контроля не только над Карабахом, но и над прилегающими районами, но взамен он улучшил отношения с Россией и тем самым укрепился во власти в Баку. Точно также Гейдаром Алиевым были стабилизированы отношения с Ираном и от откровенно недружелюбных при Эльчибее, они стали более терпимыми при нем и все эти «успехи» были достигнуты также за счет политических уступок, куда входило и неоткрытие посольства в Тель-Авиве и проблема Южного Азербайджана. Этой линии поведения во внешней политике придерживается и Ильхам Алиев. Может такая политика и хороша для укрепления личной и авторитарной власти, но насколько она хороша для самой страны и ее будущего? Время покажет.