СКОТСТВО В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНИИ
Политика эгалитаризма и мультикультурализма привела к тому, что такие понятия, как вежливость и учтивость, уходят в прошлое
Несколько дней назад я столкнулся с весьма неприглядной сценой в городе Ноттингеме. На переполненной автобусной остановке толстый юнец лет 13 стал швыряться пищей в своего приятеля. Его «снаряд» шлепнулся рядом со мной, превратившись на тротуаре в лепешку, причем я чудом избежал попадания.
«Простите, пожалуйста, — обратился я к парню, — не могли бы вы убрать за собой?»
«Заткни свой поганый рот, мать твою», — рявкнул он в ответ, а его лицо исказила гримаса настоящей ненависти.
Непристойная брань в устах детей, причем даже маленьких — это обычное явление в современной Британии. Никто из людей, стоящих на остановке, не осмелился ничего сказать, не говоря уж о том, чтобы что-то сделать. Англичане все больше становятся народом, не имеющим тормозов, как внутренних, так и внешних. Столкнувшись с каким-либо препятствием или замечанием в свой адрес, даже пустяковым, они легко переходят к агрессии, а иногда и к насилию. Те же, кому агрессивное поведение и насилие претит, никогда не могут быть уверены в том, что в случае ссоры закон окажется на их стороне. Поэтому для них лучше, или легче, ничего не замечать, даже если это означает жить в постоянном страхе.
В таких обстоятельствах неудивительно, что, по результатам опроса, проведенного банком Lloyds, почти 20% граждан, обладающих состоянием свыше $640 тыс., думают о том, чтобы покинуть страну. Другие исследования показывают, что уехать мечтают, по крайней мере, 50% жителей страны, причем в большинстве своем для того, чтобы избежать совместного проживания с другими 50% населения.
Трудно переоценить то пагубное воздействие, которое оказывают неучтивость и грубость в поведении людей на качество жизни в Великобритании. Другим примером поистине скотского отношения является обилие мусора в общественных местах. В стране, наверное, нет ни одного сквера или парка, причем даже в сельской местности, где бы ни валялись использованные пластиковые бутылки и пакеты из-под еды. Что касается мусора, то в этом отношении британцы, вероятно, являются самым нечистоплотным народом на Западе. Такое поведение, безусловно, свидетельствует об антиобщественном образе мышления.
Я живу в очаровательном городке в графстве Шропшир, где постоянно проходят ярмарки. Каждый вечер в пятницу и субботу туда съезжаются вереницы полицейских фургонов, хотя, если бы не повальное пьянство среди местной молодежи, этот населенный пункт вообще бы не нуждался в услугах полиции. Не так давно, возвращаясь домой около полуночи, я обнаружил, что в ста метрах от моего порога стоят полицейские, заботливо склонившись над полуодетой и мертвецки пьяной девушкой, лежащей без сознания в луже рвотных масс. Подобное зрелище, к сожалению, не является чем-то из ряда вон выходящим.
Полный паралич органов государственной власти перед лицом этой проблемы повергает в отчаяние цивилизованную часть населения. (На долю государственного сектора сегодня приходится более 50% ВВП Великобритании, так что это бездействие нельзя объяснить нехваткой ресурсов.) Недавно, например, был зарегистрирован случай отвратительного, просто вопиющего поведения. Трое лиц раздели догола и привязали к фонарному столбу умственно неполноценного юношу, вымазав его с ног до головы едой и подвергнув всяческим оскорблениям. Эта пытка продолжалась в течение четырех часов. Затем мучители отвязали несчастного, однако сделали это так неловко, что он упал, ударившись головой о землю. К тому времени, как юноша, наконец, попал в больницу, его организм страдал от сильного переохлаждения. Злоумышленников даже не отправили в тюрьму.
Другими словами, в современной Великобритании нет такого поступка, который сочли бы выходящим за все рамки приличий. К сожалению, свобода поведения — это единственная свобода, которую ценит британская молодежь. Впрочем, возможно, ничего другого им и не остается.
Граждане, желающие покинуть Соединенное Королевство, мечтают об этом отнюдь не из экономических соображений. Они возражают не против высоких налогов (многие хотят уехать во Францию, где налоги тоже нельзя назвать низкими), а против проявлений грубости и варварства. Их можно считать «культурными мигрантами», которые ищут более цивилизованную страну проживания, где гораздо меньше грубости и агрессии.
В чем заключается причина такого поведения британцев, которые еще недавно отличались крайней учтивостью и вежливостью? С моей точки зрения, в этом виновата политика эгалитаризма и мультикультурализма, в результате которой цивилизованные люди упали до уровня неотесанных мужланов.
Сегодня даже представители среднего класса ведут себя крайне грубо, считая, что этим они проявляют солидарность с низшими слоями общества. По их мнению, имитация поведения люмпенов — это высшая форма проявления сочувствия к ним. На самом деле, они оскорбляют бедных, сами не желая того, ведь нищета и отсутствие хороших манер — это отнюдь не одно и то же.
Мультикультурализм губителен потому, что данный подход отрицает существование высших и низших культур, положительных и отрицательных сторон в разных культурах, а провозглашает только наличие культурных различий. В этом случае термин «культура» используется в его антропологическом смысле, т.е. означает манеру поведения, причем не обязательно обусловленную чисто биологическими особенностями.
В результате, любое поведение — даже привычка валяться полуодетым в луже рвотных масс — рассматривается, как часть культуры, а, так как все культуры, согласно выдвигаемой гипотезе, являются равноценными, ни у кого нет морального права критиковать поведение другого человека, или, упаси, Боже, запрещать ему вести себя подобным образом. Если мне приходится мириться с твоей культурой, будь добр уважать и мою! Если она тебе не нравится — что ж, тем хуже для тебя. К сожалению, низший уровень культуры является самым доступным, и люди, достигшие его, часто не хотят развиваться дальше.
Неучтивое и грубое поведение приняло в Великобритании воинственный характер и приобрело некий идеологический подтекст. Ведущие себя, как невоспитанные люди, британцы не являются варварами по своей природе — нет, они активно ненавидят цивилизованное поведение, решительно отвергают его.
Теодор ДАЛЬРИМПЛ, The Wall Street Journal
Теодор Дальримпл (Theodore Dalrymple) — это псевдоним врача Энтони Дэниэлса (Anthony Daniels), который является пишущим редактором журнала City, издаваемого Манхэттенским институтом (Manhattan Institute).
rus.ruvr.ru