ПОЧЕМУ У ГАЙ ГЕРМАНИКИ ВСЕ ТОЛЬКО «ТРАХАЮТСЯ»
Сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» вызывает оживлённый отклик зрителей в Интернете. Если вы ещё не видели, сериал можно посмотреть на сайте «Первого канала». Одним зрителям картина нравится, у других вызывает резко отрицательное отношение своей, якобы, безнравственностью. Посудите сами: три молодые женщины и юная девица на протяжении 16 серий говорят только о сексе, рассказывают друг другу интимные подробности своей частной жизни. Они мечтают о счастливой жизни, поскольку каждая по-своему несчастлива. Одна без мужа растит сына, другая никак не может забеременеть, третья вечно раздражена дома, кричит на детей и собаку, злится на мужа, который ничем не хочет ей помочь по хозяйству. А четвёртая — красивая дурочка-секретарша хочет найти себе удачного и надёжного партнёра.
На протяжении 16 серий героини ни разу не говорят о каких-нибудь интеллектуальных вещах; не обсуждают книги, которые они, очевидно, не читают; не обсуждают даже обычные бытовые проблемы, которые не могут не отнимать их время. Они говорят только о мужчинах, с которыми спят, чувствуя при этом ненадёжность этих отношений. Один из них поучает глупую секретаршу: «Твои мечты о семье и детях — это химера. Нормальные люди трахаются все со всеми». Некоторые зрители наверняка сделают вывод об ужасном падении нравственности женщин в современной России. Мне так не кажется: женщины, равно как и мужчины, прелюбодействовали всегда. Ведь недаром одна из десяти заповедей гласит «не прелюбодействуй».
Мне эта интересная, реалистическая киноповесть ещё раз подтвердила: без сексуального удовлетворения женщина не может быть счастлива. Далеко не каждая женщина в браке бывает удовлетворена сексуально. И поэтому она ищет удовлетворения на стороне.
Они не женщины лёгкого поведения. И даже главная героиня Саша, которая ложится с каждым встреченным мужчиной, не похожа на такую. Она умеет любить и ищет своего мужчину. Германика придумала ей хэппи-энд. Её шеф, её любовник приходит к ней прямо из родильного дома, где его жена родила ему второго ребёнка. Правда, не верится, что такой любовник может быть ей опорой на долгое время.
Вторая женщина — Люба попала в полицию по недоразумению. Дежурный полицейский по-хамски затолкал её в отдельную комнату и грубо изнасиловал (довольно типичное явление в московской полиции). Но Люба не пришла в ужас, ей даже понравилось. Она получила удовольствие от этого секса и забеременила, чего не могла добиться за 10 лет супружеской жизни. В результате у Любы возникло благодарное чувство к этому полицейскому. Она уходит к нему от мужа. Хотя зрители видят, что они совсем не пара: она культурная, образованная женщина, а он грубый деревенский мужик. Естественно, только физическое чувство, не подкреплённое душевными эмоциями, духовными интересами, скоро проходит. У Любы в сериале тоже хэппи-энд: она возвращается к своему мужу, который с радостью её принимает, зная, что ребёнок родится не от него. А полицейский от досады бьёт ему морду. Как видите, всё сугубо реалистично.
Третья женщина — Катя, мать двоих детей. Её 14-летняя дочь спит со своим одноклассником. Катя идёт поговорить с родителями этого одноклассника. Оказывается, у мальчика только отец. Мама умерла год назад. Отец, увидев молодую красивую женщину, «кидается» на неё. Он совсем не прохвост, а просто голодный мужчина. И он чувствует податливость Кати. А Катя тоже хорошая женщина, но обделённая мужской лаской. Её муж имеет любовницу и к Кате совсем равнодушен. Вот такая жизненная коллизия. Катин любовник хочет на ней жениться, но она ещё не растеряла чувств к своему мужу. Когда она случайно увидела у мужа два билета на круиз на теплоходе, её лицо озарилось счастливой улыбкой. Она делится этой радостью с подругами на работе, покупает красивое платье и яркий купальник. Но муж уезжает в круиз с любовницей. Можете себе представить, что творилось в душе у Кати! Прочитала мнение зрительницы Анны. Она возмущается Катей, которая кричит на детей. Хотела бы я знать, как эта Анна вела бы себя с детьми, попади она в такую ситуацию. У Кати в фильме нет счастливого конца. Она слишком медлила решать судьбу с любовником, и он нашёл другую женщину. Такой вот бытовой срез жизни. Мне жалко Катю.
В картине присутствует, конечно, герой-любовник Петр Алексеевич. Молодой, красивый и, по всем признакам, процветающий владелец фирмы по найму работников для фирм разных отраслей бизнеса. У него очень глупая и нелюбимая беременная жена и также нелюбимая дочка. Женился он, по-видимому, не по любви, а из карьерных соображений. Он живёт в просторной богатой квартире, которая досталась ему от тестя. У него самого ничего нет. Жена говорит ему: «Когда ты будешь уходить от нас, ты унесёшь только зубную щётку». Его тяготит семейная жизнь. Он ходит в ночной клуб, чтобы подцепить красивую девушку для секса. Так он знакомится с Сашей. А утром, после проведенной с ней ночи в гостинице, оказывается, что накануне она устроилась работать в его офис. Приятное, специально для кино придуманное совпадение. Теперь сексом Петр Алексеевич занимается, не отходя от рабочего места. Он вызывает Сашу в кабинет, запирает дверь и на столе, что очень удобно при его длинных ногах, трахается с любовницей. Смею утверждать: этот факт не придуман специально для кино. Многие владельцы отдельных кабинетов так поступали в добрую славную пору Советского Союза. «Это разврат» — скажете вы. Я отвечу: «Это жизнь». А если это жизнь, то и надо её показывать без фальши. Это достоинство картины — показ реальных жизненных ситуаций без стыдливого лицемерия и снобизма.
Любит ли он Сашу? Хотелось бы верить, что да, коли терпит жену, скрепя зубы. Чем подтверждают любовники свою любовь? Нежностью и заботливостью, различными мелкими и крупными знаками внимания в зависимости от их благосостояния. У Саши разбилась машина и ей позарез нужна новая. Она просит своего шефа и любовника одолжить ей денег. Он сразу даёт и у Саши на лице играет счастливая улыбка. Но позже после приятного секса он говорит ей: «Отдашь долг, когда будут деньги». И мы видим на лице Саши растерянность, обиду, понимание того, что он не хочет раскошеливаться для неё.
Есть в сериале ещё два ультрасовременных героя: молодой и внешне обаятельный подонок Дима и интеллигент Гриша, на мой взгляд, рвотный порошок. Это мужчины секретарши Анечки. Оба ничего не хотят дать женщине, с которой встречаются, только используют её в своих интересах. Дима стремится продать квартиру Анечки, чтобы расплатиться с долгами. А Гриша втолковывает ей, что смысл отношений только в том, чтобы трахаться. По-видимому, таково представление авторов картины об интеллигентах.
Перед каждой серией Ирина Хакамада чётким голосом за кадром утверждает, что её курс счастливой жизни помог тысячам женщин. А в интервью на Первом канале она высказала противоположную мысль: «Сериал показывает, как не надо жить». Очевидно, создатели сериала не имели чёткой идеи — чему они могут научить девушек. Они просто показали сцены из жизни. И именно этим картина была для меня интересна.
Нельзя научить счастливой жизни. Каждая женщина в меру своих чар, темперамента, ума и интуиции обучается этому искусству сама. Конечно, методом проб и ошибок. Далеко не каждая женщина признается подругам, что не удовлетворена интимной жизнью. Но это такая существенная жизненная проблема, что надо благодарить Гай Германику, которая решилась её показать.
Инесса АКИМОВА, Терра Линда