АРАБСКИЕ СКАЗКИ
Четвертый пункт коалиционного соглашения между "Ликудом" и "Кадимой", как известно, гласит, что правительство предпримет значительные усилия для возобновления мирного процесса. И в самом деле создается впечатление, что в последние дни Биньямин Нетаниягу делает для этого ряд шагов
Так, специальный посланник премьера адвокат Ицхак Молхо провел несколько встреч с членами палестинского руководства, включая председателя ПА Абу-Мазена. Именно в рамках беседы с лидером ПА сообщалось о готовности Израиля передать автономии сто тел погибших палестинских террористов. Похожий шаг доброй воли планировался еще год назад. Тогда речь шла об останках 84 боевиков. Однако передача сорвалась, из-за того что обсуждение сделки слишком рано оказалось преданно гласности.
По окончании беседы Молхо и Абу-Мазена на исходе субботы стороны опубликовали совместное коммюнике следующего содержания: "Израиль и ПА привержены цели достижения мира и надеются, что обмен посланиями поможет данному процессу".
На этой встрече Абу-Мазен поднял тему продолжающейся голодовки палестинских заключенных в израильских тюрьмах, после чего Нетаниягу дал ШАБАКу указание срочно заняться решением данного вопроса. Буквально через сутки поступила информация, что проблема исчерпана и стороны пришли к соглашению.
Голодовка 1550 заключенных продолжалась 28 дней. В течение этого времени власти автономии неоднократно предупреждали Израиль, что в случае смерти кого-либо из голодающих террористов последствия могут быть непредсказуемыми. Подобной ситуации опасались и в Израиле, особенно касательно лиц, находящихся под административным арестом, то есть не по приговору суда.
Голодающие выдвигали ряд требований: прекращение содержания части заключенных в изоляции, возможность свиданий с родственниками из сектора Газы, предоставление права учиться, добавление телевизионных каналов, прекращение практики административных арестов, увеличение сумм, которые арестанты могут тратить в тюремном магазине и т.д.
По итогам трехсторонних переговоров при посредничестве Египта Израиль согласился на большую часть требований палестинцев. Правда, возможность учиться в тюрьме они пока не получат и вместо двух русских телеканалов им открыт просмотр двух арабских каналов.
Со своей стороны, заключенные согласились дать подписку об отказе от действий в поддержку террора в тюремных стенах, в частности от вербовки исполнителей терактов.
В Иудее и Самарии, а также Газе прекращение голодовки заключенных и соглашение были восприняты как большая победа и вызвали единодушную высокую оценку представителей ПА и ХАМАСа.
Стоит напомнить, что долгое время террористы жили в израильских тюрьмах буквально как в раю: посещения родственников, тюремный магазин, в котором можно было тратить перечисленные с воли деньги, многочисленные телеканалы, возможность получать среднее и высшее образование…
Все это имело место, пока на фоне переговоров об освобождении Гилада Шалита кто-то наверху не вспомнил об этой совершенно абсурдной ситуации. Некоторое ужесточение условий содержания таких заключенных и вызвало их недовольство. Новый статус-кво сохранялся до тех пор, пока член "Исламского джихада" Хадер Аднан не начал в феврале голодовку протеста против его административного ареста. А поскольку его арест и содержание под стражей были следствием оперативной информации, а не назначенным судом наказанием, казус получил широкий международный резонанс, особенно когда состояние здоровья исламиста стало критическим. Смерть административного арестанта могла серьезно ударить по имиджу нашей страны и вызвать волну беспорядков в Иудее и Самарии. В итоге Израиль фактически капитулировал, объявив, что срок административного ареста Аднана, истекавший 17 апреля, продлен не будет, хотя изначально скорее всего предполагалось оставить его за решеткой.
Успех Аднана окрылил других террористов. Следующей стала женщина-заключенная, освобожденная из-под административного ареста после 30-дневной голодовки. Палестинцы быстро осознали, что в их руках эффективное оружие, и голодовка приобрела массовые масштабы, затронув все тюрьмы. Кстати, ужесточение год назад условий содержания заключенных-террористов внесло лишь количественные изменения в их комфортную жизнь, оставив ее в целом почти райской.
Во время переговоров израильская сторона предприняла максимум усилий, чтобы их результат не выглядел односторонней капитуляцией. Важную роль сыграло понимание премьером того, что заключение соглашения станет жестом доброй воли по отношению к ПА, сделает общую ситуацию менее взрывоопасной и может приблизить начало мирных переговоров.
Стоит вернуться к подписанному палестинцами обязательству о прекращении террористической деятельности из стен тюрьмы. Как принято говорить в нашем регионе, соглашение подписано на бруске льда. Через короткое время после подписания таких договоров от них, как и от растаявшего льда, не остается и следа. Ясно, что террористы в тюрьмах возьмутся за старое, но, во-первых, Израилю удалось хотя бы для вида сохранить лицо, а во-вторых, в будущем, при наличии соответствующих улик условия содержания снова можно будет ужесточить. Вопрос: когда возникнет такое желание или некая необходимость?
Тем не менее сложившаяся ситуация не может не вызывать беспокойства. Понятно, что успешно опробованный метод голодовки будет применяться и в будущем, а Израиль снова окажется перед серьезной дилеммой. Особенно это касается практики административных арестов. Как бы там ни было, необходима выработка определенных мер. Капитулировать перед террористами нельзя, даже если это чревато ударом по международному имиджу страны.
Пока же, несмотря на жесты доброй воли, желания палестинской стороны пойти на возобновление переговоров не наблюдается. Переданное Абу-Мазену послание Нетаниягу удовлетворения у палестинцев не вызвало, так как, по данным палестинских источников, в нем не было предложено решений "краеугольных проблем конфликта". Желание Израиля возобновить переговоры без предварительных условий палестинцев по-прежнему не устраивает. Если смотреть на дело шире, то понятно, что до проведения президентских выборов в США в ноябре палестинцы не заинтересованы в возобновлении переговоров. Абу-Мазен прекрасно понимает, что до этого момента Обама просто не имеет возможности давить на Израиль и заставить Нетаниягу пойти на уступки.
В такой ситуации от переговоров на этом этапе выиграет только Израиль, а палестинцы ничего не добьются. Выигрыш же Израиля может быть самым разноплановым: успехи внутриполитические и улучшение имиджа в свете возможной необходимости проведения силовой акции против Ирана. В случае победы Обамы на президентских выборах Абу-Мазен имеет все основания надеяться на очень интенсивное американское давление на Израиль и рассчитывать на принятие хотя бы части палестинских условий возобновления переговоров. Естественно, что в случае победы республиканского кандидата палестинцев ожидает не столь радужная реальность.
Итак, сложилась тупиковая ситуация: палестинцы в ближайшее время в возобновлении переговоров не заинтересованы, а Биньямин Нетаниягу, несмотря на проявляемую заинтересованность в них, идти на серьезные уступки не готов. Понимая, что разговаривать сейчас не с кем и не о чем, премьер фактически лишь демонстрирует усилия, направленные на возобновление мирного процесса. Нетаниягу важно показать миру да и тем, кто давит на него внутри Израиля, что он в самом деле старается добиться возобновления переговоров.
Эфраим ГАНОР, "Новости недели" — "Континент"