С КЕМ ВЫ, «МАСТЕРА БИЗНЕСА»?
Виталий ЩИГЕЛЬСКИЙ
Тот, кто называет декабрьские, равно как, и мартовские и майские события в России «буржуазной революцией», ошибается или глумится.
Разговоры, что в активное гражданское общество входят представители бизнеса, не стоят ломанного гроша или, лучше сказать, самовозгорающегося китайского телефона.
Термин «революция шуб» — оксюморон.
Вне сомнения, меховые шубки попадают в объективны теле и фото камер чаще ватников и пуховиков, но тому есть резон: шубки носят (клиническое исключение — Киркоров и Токарев) девушки-стрекозы, на которых приятно смотреть, и которых приятно фотографировать и если совсем повезет — потрогать, в отличие от тучных расхристанных брызгающих кислой слюной мужиков. Потому все попавшие в объективы шубки и шапки случайны.
Женя Чирикова носит малотиражную шапочку с умилительными помпонами. У Бориса Немцова "self made" вязка. Удальцов же и вовсе брит.
Настоящие граждане узнают друг друга не по одежде и утвари, и объединяет их не золотая клубная карта и не льготная подписка на журнал «Эгоист».
Настоящих граждан объединяет два чувства — справедливости и собственного достоинства.
Девяносто девять процентов, считающих себя «буржуа» этих чувств лишены.
И на первый взгляд сей факт кажется странным. Бизнесменам предлагают себя несколько праволиберальных, либерально-демократических и иных партий. К их услугам нудноватый, но вполне себе вещательный бизнес-канал. Бизнес-радио. Армия (полтора профессора на одного студента) экономистов. Масса прочих сервисов. Но из всего спектра востребован минимум: ресторанный, туристический, банный и адвокатский (когда, что называется, «взяли за зад»). Удручающая аскеза.
Девяносто девять процентов российской бизнес-элиты костны и нерыночны. Технологиям они предпочитают рабский труд гастарбайтеров. Белым лентам — зеленую взятку.
Девяносто девять процентов буржуазии намертво инкорпорированны в разлагающуюся госвертикаль.
Я не склонен описывать их идиотами и негодяями, разумеется, им хотелось бы жить в свободной стране и не прятать деньги в оффшорах. Теоретически они за соблюдение законов, за честный суд. Теоретически понимают, что полезней платить налоги, чем давать взятки разного рода мрази. Так подсказывает если не ум, то инстинкт.
Но ни в декабре, ни в мае их на улицах не было, потому что как и в девяностые рашен- коммерс «закона боится меньше, чем дружков своих бандитов».
Исключение — Алексей Козлов.
Кудрин с Прохоровым по известным причинам в счет не идут.
Итак, самое отважное, что мог позволить себе «передовой класс» общества — наблюдать за происходящим из джипов. Урывая иссушенное псевдо-йогой или раздутое псевдо-атлетизмом тело за как будто бы безопасным слоем модно покрашенной стали.
Всматриваться через тонировку, нюхать и угадывать (не от слова ли «гад»?) — какой тренд возобладает. И переживать, что нет аффилированного консалтинга, который бы мог объяснить профицитно: за кого сейчас нужно держаться, на кого сейчас нужно ставить.
«Буржуазный авангард» общества расположился в засаде, чтоб вцепиться в печень поверженного врага.
И напрасно: ни нынешние «государственники», ни социалисты, ни националисты, ни другоросы не будут кормить с серебряной ложечки печеночным супчиком господ предпринимателей и отстраивать для них либерально-демократический рай.
Так что, господа предприниматели, думайте. Шевелите дорогостоящими мозгами. И примите таки наконец решение. Желательно раньше, чем наступит октябрь семнадцатого...