А ЕСТЬ ЛИ \"ПЯТАЯ КОЛОННА\"?

А ЕСТЬ ЛИ \

Петр ЛЮКИМСОН

20 мая вся страна отмечала День Иерусалима. Как обычно, в восточной части столицы были зафиксированы стычки между арабской и еврейской молодежью. За несколько дней до этого разъяренные арабские юнцы едва не линчевали медиков "скорой помощи", приехавших в арабский квартал для спасения жертв автокатастрофы. Не проходит недели, чтобы в Иерусалиме не была зафиксирована хотя бы одна драка на этнической почве, и у того, кто следит за происходящим в столице Израиля по СМИ, невольно возникает впечатление, что в Иерусалиме непрерывно идет яростная борьба между арабами и евреями, причем арабы живут мечтой о том дне, когда древний город, который они называют Аль-Кудс, станет столицей Палестинской автономии. Однако публикуемые обычно в канун Дня Иерусалима исследования израильских и американских социологических институтов на эту тему показывают, что это далеко не так. Да и расхожие представления о настроениях израильских арабов давно уже не совсем соответствуют действительности.

Иерусалим: любовь делится на двоих
Проводимые среди арабских жителей Иерусалима ежегодные опросы в последние 5 лет показывают приблизительно одни и те же данные. Лишь 30% арабского населения города хотят, чтобы при окончательном урегулировании израильско-палестинского конфликта они стали гражданами палестинского государства, а арабские кварталы Иерусалима был объявлены столицей этого государства. 70% (в разных исследованиях эта цифра колеблется между 68 и 71) иерусалимских арабов, таким образом, не скрывают, что хотели бы остаться жить под израильским суверенитетом и сохранить израильское гражданство. Около 40% их них заявили: если Иерусалим и в самом деле будет разделен между Палестинским государством и Израилем, то они перейдут на территорию Израиля, так как связывают свое будущее именно с еврейским государством.

Эти настроения, само собой, объясняются отнюдь не тем, что 70% иерусалимских арабов вдруг воспылали к нам горячей любовью. Разумеется, нет. Зато им прекрасно известна разница в уровне жизни, медицины, соцобеспечения и т.д. между Израилем и ПА, и они понимают, что в случае провозглашения палестинского государства эта разница с каждым годом будет становиться все более и более очевидной. Поэтому те арабы, которые, обладая израильским гражданством, переехали жить в Иудею и Самарию, узнав, что их отсутствие в городе может привести к потере заветного голубого "теудат-зеута", спешат вернуться в Иерусалим. Здесь они снимают для своих больших семей крохотные 2-3 комнатные квартиры, делая, таким образом, и без того густонаселенные арабские кварталы еще более перенаселенными.

Одновременно, как показывают те же исследования, в последние годы активно идет проникновение арабского населения в еврейские кварталы столицы, прежде всего в такие как Писгат-Зеэв и Гиват-Царфатит. В настоящее время общее количество арабов, купивших квартиры в еврейских районах и проживающих там, составляет порядка 70 тысяч человек. Немалую часть этих "поселенцев" составляют представители арабской интеллигенции — врачи, адвокаты, бизнесмены и т.д. идентифицирующие себя как "арабы-израильтяне". Многие из них ментально ничем не отличаются от израильтян-евреев и попросту не мыслят себя вне Израиля.

Любопытно, что в этой инфильтрации арабского населения в еврейские кварталы активисты ряда левых (именно левых, а не леворадикальных) политических движений видят необходимость раздела Иерусалима в рамках будущего соглашения о постоянном урегулировании израильско-палестинского конфликта. Причем, говорят они, чем скорее этот раздел произойдет, тем лучше для евреев. В 1967 году, напоминают они, в восточной части Иерусалима жили всего 67 тысяч арабов, а сегодня их уже более 300 тысяч. Понятно, что эта цифра будет только расти. Значит, если мы хотим, чтобы Иерусалим оставался еврейским городом, необходимо отрезать от него все арабские кварталы. Когда Шуафат, Абу-Дис и другие арабские деревни будут объявлены столицей Палестины, говорят они, мы сможем предотвратить расселение арабов в нашем Иерусалиме.

Надо заметить, что в этих рассуждениях, безусловно, есть своя логика. Но ведь, как уже было сказано, арабские жители Иерусалима отнюдь не спешат расстаться с Израилем, напротив, они хотят продолжать жить в нем как вполне лояльные граждане.

Однако если это и в самом деле так, откуда берется та ненависть, которой полыхают арабские подростки, когда в их кварталы случайно заезжают евреи? Как случилось, что именно Иерусалим стал родиной "тракторных терактов"; что именно здесь действовали ячейки ХАМАСа, совершившие несколько кровавых терактов?

Ну, во-первых, не надо забывать, что 30% иерусалимских арабов хотя бы декларативно все же мечтают о том дне, когда они станут гражданами пока не существующего Палестинского государства. А во-вторых, по мнению многих иерусалимских арабов, во всех этих проявлениях экстремизма виноват прежде всего… Израиль. Экстремистские, радикальные элементы среди иерусалимских арабов, безусловно, есть, объясняют они, но их немного, и их было бы еще меньше, если бы Израиль не позволял "Исламскому движению", властям Палестинской автономии и ХАМАСу практически беспрепятственно действовать в арабских кварталах.

Как показывают те же исследования, различные палестинские структуры сегодня активно работают в Восточном Иерусалиме именно потому, что крайне обеспокоены по сути произраильскими настроениями местного населения. На головы иерусалимских арабов, особенно молодежи, ежедневно обрушивается бурный поток антиизраильской пропаганды, и остается только удивляться тому, что ей поддается относительно небольшая часть населения.

Еще одной причиной антиизраильских настроений среди арабов, проживающих в Иерусалиме, является то, что мэрия столицы уделяет недостаточно внимания развитию инфраструктуры и решению социальных проблем арабских районов, что невольно порождает у их жителей ощущение дискриминации. При этом стоит помнить, что самыми антиизраильски настроенными районами города являются Шилоах (Силуан) и Шуафат. Шуафат — это по сути лагерь беженцев, одна из опорных точек ХАМАСа. Все, кто способен был найти жилье и работу в других, более приличных кварталах, давно оттуда ушли, а в самом Шуафате осталось нищее и озлобленное население. Такая же публика населяет и Шилоах, где, в силу уникальной близости этой деревни к городу Давида, давно запрещено новое строительство, и местное население живет в ужасающей тесноте и бедности.

Многие иерусалимские арабы говорят, что заезжать туда небезопасно не только евреям, но и кому-либо другому вообще. Могут избить и ограбить как из националистических, так и из хулиганских соображений.

В целом, по мнению экспертов, еврейско-арабские отношения в столице были бы куда лучше, а арабов, лояльно относящих к Израилю, было бы куда больше, если бы еврейское государство решило наконец, действительно оно хочет иметь своей столицей "объединенный Иерусалим" или речь идет исключительно о политической декларации. Потому что если евреи и в самом деле хотят быть хозяевами в этом городе, то они, с одной стороны, должны пресечь антиизраильскую деятельность в нем палестинских организаций, а с другой — уделять больше внимания развитию и благоустройству арабских кварталов.

Мы с тобой два берега у одной реки…
Весной этого года делегация старейших жителей Умм-эль-Фахма побывала в Иордании. На вопрос иорданцев, как им живется с евреями, 86-летний Хамид Бадарна честно ответил: "Живем, как братья! Конечно, и между братьями случается всякое, но в целом, слава Аллаху, мы довольны". Эти его слова вызвали взрыв ярости со стороны иорданских СМИ. Старого араба, который в 1948 году дезертировал из британской армии, чтобы воевать с евреями в сердце Галилеи, обвинили в израильской пропаганде и едва ли не в измене национальным интересам!

По мнению многих израильских социологов, история эта весьма показательна. С одной стороны, она демонстрирует, что современные израильские арабы воспринимаются многими в арабском мире чуть ли не как пособники евреев. С другой, история эта показывает, что израильские арабы и в самом деле в массе своей лояльны по отношению к Израилю и считают себя частью еврейского государства.

Кстати, это подтвердили и недавние события, связанные с отмечанием накбы. Да, конечно, в отдельных населенных пунктах происходили беспорядки, но количество их участников в целом оказалось невелико, к тому же еврейских анархистов было среди них лишь немногим меньше, а в некоторых местах явно больше, чем самих арабов. И это тоже однозначно свидетельствует о том, что те, кто пытается представить арабское население Израиля как "пятую колонну", явно преувеличивают.

По версии социологов, сейчас в среде израильских арабов довольно интенсивно идут два процесса. С одной стороны, это процесс исламизации и усиления антиизраильских радикальных настроений, что связано с деятельностью экстремистского крыла "Исламского движения" и эмиссаров различных террористических организаций, а также с общим усилением в мире исламского фундаментализма и его попыток достучаться с помощью Интернета до сердца каждого мусульманина.

С другой стороны, идет явный процесс "израилизации" арабского населения. Арабская молодежь, особенно образованная, нередко даже между собой разговаривает на смеси арабского и иврита, предпочитает смотреть именно израильские, а не арабские, телеканалы, владеет израильскими культурными кодами и дружит с евреями. Еще одно проявление "израилизации" арабского населения страны — все больше арабских девушек и юношей хотят служить в армии или проходить альтернативную национальную службу. Правда, желание служить в ЦАХАЛе (если, конечно, не считать бедуинов) проявляют только единицы, но вот насчет альтернативной службы счет идет на тысячи. Более того, некоторые арабские журналисты утверждают, что многие юноши и девушки из их среды ждут, когда будет принят закон, обязывающий их проходить такую службу, так как сегодня они отказываются от нее исключительно из страха перед все теми же радикальными элементами из их соплеменников.

Следует понять также, что когда жители Тайбы, Умм-эль-Фахма, Кафр-Касема и других населенных пунктов требуют, чтобы израильская полиция положила конец беспределу, творящемуся в этих городах, это тоже проявление "израилизации", признания власти еврейского государства и возмущения тем, почему это государство не выполняет должным образом свои функции.

Таким образом, сегодня в среде как иерусалимских, так и израильских арабов в целом идут процессы, способные в итоге привести к новой уникальной модели общества, основанной на подлинно мирном сосуществовании и сотрудничестве между еврейским большинством и арабским меньшинством. Но, по мнению израильских арабов, для того чтобы эта модель была создана, Государство Израиль должно действовать в тех же двух направлениях, что и в Иерусалиме.

Первое из них заключается в занятии непримиримой позиции к любым проявлением нелояльности, ко всем видам подстрекательства, антиизраильской пропаганды и т.д. Инциденты, подобные тому, что произошел в одной из арабских школ Яффо, когда ее директор предложил ученикам почтить память шахидов-террористов, должны пресекаться, а их инициаторов следует сурово наказывать.

Второе, чего ждут израильские арабы от государства Израиль, — большего внимания к их нуждам и проблемам. При этом они признают, что в последнее время для них сделано немало. Но хочется большего, или, как они говорят, "хочется подлинного равенства во всем".

Словом, с израильскими арабами далеко не все так просто, как это порой кажется сверхлиберальным или откровенно антиарабски настроенным израильтянам. Но, похоже, в любом случае нашим народам предстоит жить вместе. Так почему бы не сделать так, чтобы все мы, граждане одной страны, жили по-человечески?

"Новости недели" — "Континент"