НАЕДИНЕ С А.С.ПУШКИНЫМ, ЕГО ДРУЗЬЯМИ И НЕДРУГАМИ

НАЕДИНЕ С А.С.ПУШКИНЫМ, ЕГО ДРУЗЬЯМИ И НЕДРУГАМИ

Тимофей ЛИОКУМОВИЧ

Немецкое академическое издание «Lambert» выпустило в свет книгу Тимофея Лиокумовича «А.С.Пушкин радуется и смеется, обижается и гневается», в которой великий поэт предстает перед читателями как гениальный художник слова и одновременно земной человек со всеми его радостями и огорчениями. Предлагаем вниманию читателей отрывок из вступительной статьи автора к книге.

Кажется, о нем сказано все, что только можно сказать о литераторе и о человеке; а в то же время ясно, что не годы, не десятилетия — века к нему будут возвращаться снова и снова.
Лев Успенский


Об Александре Сергеевиче Пушкине существует обширная литература. Учитывая, что о нем любопытны все подробности, что интерес к его личности постоянно возрастает, что подтверждается временем, то, надеемся, эта книга также послужит дальнейшему приближению великого художника слова к потомкам. К ее читателям хочется обратиться напутственным словом самого поэта: «Кто б ни был ты, о мой читатель... Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца /.../ Хотя крупицу мог найти».

Книга состоит из описания различных случаев из жизни Пушкина в соответствии с биографическими вехами пройденного им земного пути, в основном ситуаций юмористического и сатирического характера, в которые поэт был втянут жизненными обстоятельствами. Такое представление воспринимается закономерным, ибо, как отмечал еще декабрист А.П.Беляев, «история составляется из суммы добродетелей, пороков и заблуждений людей; из их общественной и частной жизни, их взаимных отношений, из их нравов, обычаев, образа жизни; даже костюмы, наружное и внутреннее устройство жилищ входит в ее область».

В.А. Жуковский правомерно писал отцу поэта после гибели Пушкина: «У кого из русских с его смертью не оторвалось что-то родное от сердца?». Пусть же при восприятии фактов общественной, творческой и личной жизни, наглядно возобновляющих страницы пушкинской биографии, шевельнется в сердцах читателей что-то близкое и родное, и воспрянет перед ними поэт с его возвышенной душой!

Эмоциональные «вспышки» в жизни Пушкина весьма интересны и важны для понимания его характера и в свою очередь дополнительно содействуют постижению истоков его творчества. По свидетельству П.Вяземского, «Пушкин был всегда дитя вдохновения, дитя мимотекущей минуты».

Книга предлагает читателям побывать наедине с Пушкиным, а, как известно, «нельзя довольно оценить наслаждения быть с ним часто» (А.А.Муханов).

Память о поступках и высказываниях А.С.Пушкина, как и его произведения, возобновляет представления о событиях существенного и напряженного периода в процессе Российского государственного развития, а также в процессе становления современного русского языка и новой русской литературы, наглядно знакомя уже наших современников с перипетиями напряженных взаимоотношений, представленных в живых лицах, в живом окружении во всей их повседневной сложности.

Книга позволит услышать голос поэта, голоса его родственников, его друзей и недругов. Из совокупности отдельных эпизодов, как в мозаике, складывается выразительная картина, дающая наглядное представление о личности Пушкина, об истинном отношении к нему — от представителей простого народа до царя. Перед читателем предстанет живой Пушкин с детских лет до своей кончины: гражданин, писатель, историк, друг, сын, муж, отец. Каждая деталь, связанная с его именем, расширяет представления о нем, попутно наполняя осведомленность человека в истории, в культуре, искусстве, литературе.

Книга продолжит приближение Пушкина к читателю, ибо позволяет заглянуть в глубины его души, проникнуться его радостями и огорчениями получить сведения из его собственных уст, сделать умозаключения из его поступков, словесной реакции на события. Суммарно вырисовывается неповторимая индивидуальная личность, одаренная высоким умом, ненасытным интересом к жизни. Перед нами предстанет незаурядный человек и художник могучего таланта.

С комическим связаны многие страницы пушкинской биографии. Все смешное, ироническое, юмористическое возникало у писателя под воздействием самой действительности. Он владел искусством шутить тонко и к месту, его речь искрилась и сверкала юмором. При этом Пушкин обладал удивительным мастерством сближения разных понятий, событий, казусов, явлений общественной или личной жизни, причудливого соединения далекого и разнородного в сочетании с искусной игрой слов для создания комического эффекта. В книге с избытком приводится забавных случаев, курьезных фактов, имевших место в жизни поэта. Однако, несмотря на комический характер, они нисколько не умаляют значения классика русской литературы в читательских глазах, ибо даже в житейских мелочах (а бывают ли они у обыкновенных людей, тем более у гениев?) Пушкин предстает перед нами не менее привлекательным, чем в своих пленительных произведениях.

Сочные шутки, каламбуры, экспромты, остроты, уморительные монологи, в которых слышны живые иронические интонации поэта, были постоянными спутниками чуткого мастера словесных нюансов. Они позволяют постигать духовный путь писателя, ибо, хотя и фрагментарно, но убедительно, по деталям раскрывают его внутреннее нравственное состояние и присущую ему свободу духа на всех этапах его короткой жизни.

Приводимые миниатюрные эпизоды из жизни писателя не претендуют на то, чтобы целиком и полностью восстановить его богатую на разнообразные факты биографию. Они представляют собой набор выразительных «кадров» из нее, моментальных снимков, но в то же самое время сфокусированных целенаправленно, позволяя читателю глубже уяснить себе природу гения русского слова и разобраться в сущности окружения, в котором ему выпало жить, радоваться и страдать. Попутно его неожиданные, колоритные и убедительные импровизации убеждают, что никакие человеческие свойства не чужды гениальной личности...

«Сбросить Пушкина с парохода современности», — призывал поэт революции, однако, его громоподобный призыв оказался пустым звуком. Пушкин был и остается необходимым спутником любого поколения, а тем более нынешнего, когда утеряны основные нравственные критерии человеческого поведения. Он и сегодня, пользуясь словами того же поэта, но адресованными, правда, другой исторической личности, остается «живее всех живых».