ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСУДИЛИ НА КОНФЕРЕНЦИИ ЛЮКСЕМБУРГСКОГО ФОРУМА В БЕРЛИНЕ

ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСУДИЛИ НА КОНФЕРЕНЦИИ ЛЮКСЕМБУРГСКОГО ФОРУМА В БЕРЛИНЕ

4-5 июня 2012 года в Берлине прошла юбилейная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы под названием «Актуальные проблемы нераспространения ядерного оружия». Эксперты по ядерному разоружению и нераспространению ядерного оружия съехались в немецкую столицу со всего мира, чтобы обсудить наиболее острые современные проблемы международной безопасности.

Участники конференции провели анализ направлений решения важнейших задач по ядерному разоружению, стоящих сегодня перед мировым сообществом. В число основных вопросов для обсуждения вошли текущие состояние и перспективы процесса сокращения и ограничения ядерных вооружений, перспективы процесса ядерного нераспространения, роль Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ в укреплении режима нераспространения оружия массового уничтожения. Эксперты проанализировали эффективность действия Договора о нераспространении ядерного оружия после Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО.

На конференции обсуждались региональные проблемы в сфере ядерного нераспространения, которые могут привести к колоссальной нестабильности не только на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, но и в глобальном измерении.

Рассмотрены текущее состояние и пути разрешения иранской ядерной проблемы, а также пути выхода из северокорейского ядерного тупика.

«За 5 лет в мире произошли значительные события во многих сферах, — констатировал на открытии конференции президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор. — Мир потрясли, и продолжают потрясать, экономические кризисы, военно-политическая обстановка характеризуется сложной турбулентностью, революционные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке значительно изменили политический ландшафт не только в этом регионе, Всё это оказывает прямое влияние на устойчивость режима ядерного нераспространения».

По проблеме, связанной с нераспространением ядерного оружия и ядерного разоружения за 5 лет достигнут определённый прогресс.

Наиболее крупным достижением в этой области стало подписание в 2010 году нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений между США и Россией и вступление его в силу в 2011 году. О необходимости этого договора эксперты Форума неоднократно говорили в декларациях конференций и рабочих встреч Люксембургского форума. Этот договор прервал длительный период застоя процессов сокращения ядерных вооружений и стал главным фактором перезагрузки отношений между США, Европой и Россией.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил в своём письменном обращении к участникам Люксембургского Форума: «Россия поддерживает конструктивный диалог со всеми политическими силами и общественными движениями, выступающими за дальнейшее снижение ядерной угрозы. С интересом следим за деятельностью Люксембургского форума, в состав которого входят многие авторитетные политические деятели и эксперты. Мы являемся приверженцами комплексной стратегии, подразумевающей сокращение и ограничение ядерных арсеналов при обеспечении равной и неделимой безопасности для всех участников международных отношений, с учетом совокупности факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность».

Пять лет назад Люксембургский форум рекомендовал приступить к консультациям с Великобританией, Францией и Китаем относительно их участия в приемлемой для них форме в ограничении ядерных сил, а также в мерах транспарентности и доверия, существующих между США и РФ. Эта рекомендация нашла своё развитие в позициях российских, американских и европейских официальных лиц, в российской и американской академиях наук, в авторитетных международных организациях. Эксперты предложили начинать такие консультации прежде всего с Великобританией и Францией с целью принятия на себя части мер транспарентности по отношению к своим ядерным потенциалам, которые действуют между Россией и США по новому Договор СНВ.

Касаясь ситуации с развитием иранского ядерного кризиса, президент Форума Вячеслав Кантор констатировал, что за 5 лет она значительно обострилась. «По февральским данным МАГАТЭ Иран втрое увеличил производство обогащённого урана. На сегодняшний день Иран сумел обогатить 110 кг урана на 20%», — отметил он.

«Закончившиеся в конце мая переговоры «шестёрки» с Ираном опять не привели к разрешению кризиса, — добавил Кантор. — Кажущаяся «податливость» Ирана связана не с санкциями по резолюциям СБ ООН, а со значительно более жёсткими санкциями, введёнными США и странами ЕС».

Выступивший на открытии конференции экс-министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов подчеркнул, что «уровень управляемости сегодня в мировой политике имеет тенденцию к снижению, разбалансированность международных отношений возрастает. Очень трудно прогнозировать долгосрочные и краткосрочные последствия «арабской весны» на Ближнем Востоке. Человечество сталкивается с принципиально новыми вызовами безопасности, к которым мы по-прежнему плохо подготовлены».

«Люксембургский форум занимает особое место среди международных неправительственных организаций, активно содействующих укреплению режима ядерного нераспространения, — добавил он. — Объединив ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия и средств доставки, Форум стал авторитетной трибуной по ключевым проблемам ядерной безопасности. К его мнению прислушиваются, его предложения востребованы».

Говоря о препятствиях на пути сотрудничества между Россией и США по ПРО, Вячеслав Кантор отметил, что эксперты Форума сохраняют определённый оптимизм по перспективе достижения компромисса на основе последних разработок, где представлены такие варианты архитектуры ЕвроПРО и меры доверия, которые могут быть согласованы руководством России, США и НАТО. По его словам, это могло открыть путь к тесному сотрудничеству в этой сфере.

В берлинской конференции Люксембургского форума приняли участие экс-министр обороны США Уильям Перри, вице-президент РАН Николай Лавёров, экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, уполномоченный Федерального правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями Рольф Никель, президент Пагуошского движения Джаянта Дханапала, директор Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд, академик РАН Роальд Сагдеев и другие известные эксперты и политические деятели.

Конференция была посвящена 5-летию со дня основания Форума в 2007 году. С момента образования Люксембургского форума по настоящее время проведены 14 конференций, семинаров и рабочих встреч в Вашингтоне, Москве, Люксембурге, Риме, Вене, Женеве, Стокгольме. По результатам берлинской конференции лидерам ведущих государств и руководству основных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и другим) будут представлены конкретные предложения по разрешению наиболее актуальных проблем ядерной безопасности. Такие документы регулярно готовятся экспертами Люксембургского форума после каждого мероприятия. Практически все адресаты учитывали отражённые в этих документах рекомендации, о чём свидетельствовали их ответы.

* * *
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 57 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.
Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — доктор Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет (МКС) и Наблюдательный совет (НС).
Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению иранского и северокорейского ядерных кризисов. Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, с развитием высокоточного оружия, с перспективами сотрудничества государств в сфере ПРО.