\"ГРАЖДАНЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ УСПЕХАХ РАЗВЕДКИ\"
Сенсационная публикация в американской прессе о том, что предотвращенный теракт с бомбой-новинкой, спрятанной в нижнем белье, был раскрыт при помощи британского шпиона, внедренного в ряды террористов, продолжает не только волновать общественность, но и заставляет спецслужбы пересмотреть взгляды на раскрытие негласной информации. О том, что утечки такого рода ставят под угрозу жизнь агентов, но, тем не менее, позволяют информировать граждан об успехах разведывательных служб, в интервью "Росбалту" рассказал британский историк спецслужб, в прошлом журналист газет "The Independent" и "The Sunday Times" Ник Филдинг.
— Объясните, пожалуйста, что именно узнали американские журналисты об этом инциденте? В чем именно заключалась утечка?
— В утечке была информация о шпионе, которому была поставлена задача внедриться в организацию, известную под названием "Аль-Каида на Арабском полуострове". Кроме этого, стало известно, что это был британский шпион саудовского происхождения. Этот агент был очень важен для разведки, потому что он сумел заручиться таким доверием, что ему удалось получить доступ к новой модели "бомбы в нижнем белье". Агент предложил стать смертником и испытать на себе действие новой бомбы. Он прошел подготовку по использованию этой бомбы, которую вроде как почти невозможно заметить на пунктах контроля в аэропортах. Он сообщил эту информацию своим связным, и теракт был предотвращен. Но, конечно, заявление во всеуслышание, что он работал на спецслужбы — это большой удар. Аль-Каида на Арабском полуострове уже пообещала опубликовать его фотографию в Интернете, и они планируют сделать это с тем, чтобы где бы он не находился, в этом месте бы нашелся кто-нибудь, кто был бы готов отомстить и убить его. Пока с ним ничего не случилось, но, конечно, отныне его жизнь в большой опасности.
— Как вы думаете, где он сейчас находится?
— Это, конечно, никому, кроме спецслужб, неизвестно, и они будут защищать эту информацию. Известно, что он был завербован людьми из отделения G6 службы безопасности MI5, которое занимается работой с агентами. Британская разведка потратила много времени на его подготовку, а также на создание его "легенды", которая была бы убедительной для джихадистов. Конечно, поскольку о нем стало так много известно, это его последняя операция. Но я уверен, что о его судьбе хорошо позаботятся.
— Почему утечка информации произошла в США?
— На этот вопрос очень сложно дать ответ, но могу сказать, что это не первая утечка подобного рода. Иногда люди подвержены эйфории в связи с успехом. Поскольку США не управляли этой операцией (они просто задержали агента, получив информацию от британских коллег), то они по непонятным причинам поделились этими деталями с прессой. Этих деталей недостаточно, чтобы идентифицировать его на Западе, но их достаточно, чтобы идентифицировать его на Ближнем Востоке.
— В чем был смысл этой операции? Достать новый образец бомбы для ЦРУ и MI5? Потому что со стороны это выглядит так, что агент сам организовал теракт и сам его предотвратил… Не лучше ли было помочь предотвратить настоящие теракты, в которых агенты замешаны не были и арестовать настоящих джихадистов?
— Видите ли, мы почти не знаем деталей. Мы не знаем, почему было принято решение, что он станет смертником, почему разведка решила вывести его из игры, вполне возможно, что внутри группировки люди начали сомневаться в нем, и его жизни грозила опасность. Возможно, что не пойди он на этот шаг, ему бы не удалось получить доступа ни к бомбе, ни к важной информации. Детали операции будут оставаться в секрете, и мне сложно судить на основании того, что просочилось в прессу.
— В вашей книге, посвященной британской разведке, вы крайне критично отзываетесь о MI5, описывая эту структуру как весьма неэффективную и забюрократизированную. Вместе с тем, последняя операция показала, что британская разведка способна на весьма успешные операции, в конце концов, проникнуть в стан к джихадистам очень и очень непросто. Считаете ли вы, что разведке удалось решить внутренние проблемы и улучшить работу?
— С тех пор как была написана моя книга — в конце 1990-х, прошло немало лет и многое изменилось. Взять хотя бы размер MI5 — количество сотрудников с тех пор выросло в три раза. Кроме того, теперь MI5 занимается контртеррором, а не контрразведкой, которая была ее главной задачей долгие годы. В какой-то момент контрразведка зашла в тупик: они продолжали следить за Советским Союзом, не понимая, зачем они это делают. Последние десять-двадцать лет были особенно странными. Спецслужбы разных стран следили друг за другом. Английские шпионы следили за советскими, а советские шпионы следили за английскими. Никого, кроме шпионов, в этих цепочках не было. Все это было крайне скучно и бессмысленно. Когда MI5 перефокусировалась на контртеррор, все стало гораздо проще. Здесь понятна главная задача, понятны цели, и работать интереснее. MI5 всегда была способна проворачивать крайне сложные операции и на ее счету есть серьезные успехи. Они не смогла предотвратить взрывы в 2005 году, но им удалось предотвратить целый ряд других терактов и за это нужно воздать должное. Однако я считаю, что такого рода структуры должны постоянно находиться под контролем государства. Они занимаются крайне секретными делами и не подвергаются тем же проверкам, что другие институты в рамках демократии. Но мы должны постоянно следить за ними и быть уверенными, что они не начинают злоупотреблять своими полномочиями и, например, следить за британскими гражданами.
— Как вы оцениваете общий ущерб, который нанесла эта утечка?
— Британская разведка, конечно, предпочла бы, чтобы национальность и происхождение агента остались в секрете, и чтобы детали операции вообще остались неразглашенными. Я думаю, что между английской и американской разведкой будут определенные проблемы, связанные с доверием. Однако нужно признать, что эта операция стала большим ударом и для террористов — ведь в конце концов британский агент смог настолько внедриться в организацию, что ему доверили теракт с новой бомбой! Так что положительная сторона утечки заключается в том, что граждане узнали о том, что разведка проводит весьма успешные операции, и я думаю, что это очень важно.
Беседовала Юлия НЕТЕСОВА, Rosbalt