ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, ИЗРАИЛЬ...

ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, ИЗРАИЛЬ...

Нарастающий поток так называемых трудовых эмигрантов все заметнее перекрывает слабеющую еврейскую репатриацию. В горячую общественную дискуссию по поводу незаконной эмиграции на прошедшей неделе вмешались наконец-то ученые

Возможность высказаться по этому и другим наболевшим вопросам эмиграции и социальной интеграции предоставил израильским и зарубежным специалистам известный своим долгосрочным интересом к этой тематике Академический центр "Рупин". Здесь состоялась вторая крупная международная конференция, посвященная проблемам трудовой эмиграции и ситуации с ней в нашей стране.

Смена вех
Центральной темой дискуссии не случайно была выбрана проблематика именно трудовой эмиграции, а не, скажем, интеграции новых репатриантов из бывшего СССР, чем на протяжении многих лет преимущественно занимался академический центр и действующий под его крылом научно-исследовательский институт. Объяснение этой "смены вех" дала проходившая в рамках конференции интересная дискуссия, квинтэссенцией которой можно считать подготовленную группой специалистов института 120-страничную научную "записку", которую прислала нам и специально прокомментировала научный сотрудник Центра д-р Нона Кушнирович.

Отметим, что она, экономист по профессии, по праву считается ведущим в НИИ специалистом по проблемам репатриации и интеграции репатриантов. На этой конференции кампанию ей составил ряд других наших видных политиков и экспертов, в том числе д-р Марина Солодкина и д-р Зеэв Ханин, которые возглавили работу важных тематических секций, посвященных различным аспектам глобальной эмиграционной проблемы. А то, что эта проблема носит глобальный характер, показал состав участников конференции: на нее съехались специалисты из университетов США, Канады, Италии, других стран Западной и Восточной Европы.

Несколько неожиданным стало отсутствие на столь внушительном съезде представителей России и других государств бывшего Союза, обычно охотно приезжавших сюда ранее. Как разъяснили нам организаторы конференции, их приезду в нынешнем году помешали финансовые проблемы: материальной независимости тамошним академическим учреждениям пока еще не хватает.

Эмигранты или оккупанты?
Но все это, как говорится, присказка. Гораздо существеннее сама "сказка" — те выводы, к которым пришли участники дискуссии. Вот первый, очень важный: наша страна понемногу превращается из государства, принимающего еврейскую репатриацию со всего света, в государство, куда стремится год от года растущий вал "профессиональных беженцев" из стран Восточной Европы, СНГ, Африки... Только на законном основании, то есть по действующим рабочим визам, в нашей стране находятся 116 тысяч таких "оккупантов". Еще примерно столько же трудовых эмигрантов (в 2010 году их было около 90 тысяч) находятся здесь с просроченной туристической визой. И это не считая небывалого для наших мест количества африканцев, проникших в Израиль под видом беженцев и ставших для наших властей едва ли не самой жгучей проблемой.

Все вместе трудовые эмигранты составляют весьма существенную часть израильского рынка труда — естественно, его самого низкоквалифицированного сегмента.

"Чистый" заработок
На конференции была проведена дифференциация стоимости услуг, предлагаемых всей этой легальной, полулегальной и нелегальной трудовой армией. В пух и прах разбито мнение о том, что спрос на эту рабочую силу определяется ее дешевизной. Отнюдь!

Возьмем, скажем, среднего китайского рабочего-строителя. (Кстати, китайцев на наших стройках становится все меньше — не в последнюю очередь из-за жадности буквально обирающих их соотечественников-посредников и быстро развивающейся строительной отрасли в самом Китае). Обычно его ежемесячный "чистый" доход достигает 2,5-3 тысяч долларов, но из-за упомянутых поборов большая часть этих денег оседает в кармане посредника. И хотя оставшаяся зарплата все же достается китайским работягам, похоже, им надело пахать здесь по 10-11 часов даже за столь немалые для них суммы.

На смену рабочим из Поднебесной в Израиль прибывают болгары и румыны. Глядишь, следом за ними в наши края устремятся и греки с испанцами: безработица в этих странах достигла рекордных показателей.

Но куда бедным африканцам и европейцам податься, кроме понемногу набирающего ход строительного конвейера? Есть, конечно, традиционно нуждающийся в привозной рабочей силе сельскохозяйственный сектор, но заработки там существенно ниже. Есть еще один емкий сегмент неквалифицированного труда, отмечают исследователи: непрофессиональная помощь больным и пенсионерам. Но все чаще сюда приходят оставшиеся без работы коренные израильтяне.

Свой — чужой
Именно в этой стремительно нарастающей конкуренции за рабочие места между трудовыми эмигрантами и жителями страны, главным образом русскоязычными репатриантами, заключается, по мнению участников конференции, самая большая опасность неконтролируемой трудовой эмиграции. Да, израильская экономика развивается достаточно быстро и эффективно, опираясь при этом, как правило, на собственные трудовые ресурсы. Но в последнее время напористые иностранцы, готовые, на радость местным предпринимателям, работать за половину, а то и за четверть "израильской" зарплаты, начинают выдавливать нас с рынка
Возможно, с экономической точки зрения такой размен своего работника на чужого выглядит вполне резонным. Но есть в нем и другое измерение — моральное, социальное. Скажем, тот нелегкий, но честный кусок хлеба, который русскоязычные израильтяне зарабатывают на жизнь опекой пожилых и больных людей, буквально изо рта готова выхватить какая-нибудь очередная непритязательная гостья из Восточной Азии. Станет ли от такой конкуренции хорошо всей нашей стране, если под крики "чемодан, вокзал, Израиль" сюда устремятся новые законные и незаконные представители прочих далеких и близких мест? Сомнительно. По крайней мере, с точки зрения участников академического форума, разбиравшегося с проблемами массовой трудовой эмиграции в нашу страну.

Марк МИРСКИЙ, "Новости недели" — "Континент"