КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ
Когда-то в праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенного козла, на которого первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его либо сбрасывали с обрыва, либо уводили в пустыню на смерть. В христианской мифологии считается, что все грехи человечества были возложены именно на козла отпущения, и потому он должен быть наказан, как первоисточник греха. Впоследствии выражение “козёл отпущения” стало использоваться в переносном смысле и обозначать человека или группы людей, неправильно обвиненных, на которых возлагается ответственность за все плохое, что происходит вокруг нас. Вот таким “козлом отпущения” на протяжении столетий был и остается еврейский народ.
Есть старая притча:
Фараону стало плохо и пригласили врача-перса. Тот посмотрел фараона и говорит: "Надо делать клизму". Фараон возмутился: "Как?! Мне, фараону, клизму?!" Врач говорит: "Да”. Фараон приказывает его повесить.
Пригласили врача-грека. Тот посмотрел фараона и говорит: "Надо ставить клизму". Фараон говорит: "Как?! Мне, фараону, клизму!?". "Да". Фараон приказывает врача четвертовать.
И, наконец, пригласили врача-еврея. Тот посмотрел фараона и говорит:
“Вы знаете, таки надо ставить клизму“. Фараон возмущенно: "Как?! Мне, фараону, клизму!?" Врач говорит: "Нет, мне". Поставили врачу клизму, после чего фараону стало гораздо легче.
С тех пор, как только фараонам плохо, так всем евреям клизмы вставляют.
И так на протяжении веков, от древнейших времен до сегодняшних дней, всегда находились и находятся сторонники этой не очень приятной (для евреев) процедуры. Воистину, вот и были найдены “козлы отпущения”.
В течение столетий христианская церковь использовала описание событий, предшествовавших казни Христа, данное апостолом Матфеем в Евангелии, для обвинения всего еврейского народа в “преступлении против Бога“. Апостол писал, что на вопрос творившего суд Пилата о том, распять Христа или отпустить, собравшаяся толпа кричала: “да будет распят“. ”И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших”. В дальнейшем эти слова апостола явились первоисточником христианского антисемитизма и служили вплоть до наших дней предлогом для погромов, гонений и массовых убийств евреев.
Наиболее радикальным проявлением антисемитизма был расовый антисемитизм и как его следствие — Холокост. Расовый антисемитизм возник в Германии в XIXв. и рассматривал евреев как прирождённых носителей неких ущербных признаков, которые вносят “порчу'' в здоровое тело немецкой, арийской нации и которые пытаются тайно захватить власть над ней. Национал-социалисты приняли и развили в своей расовой политике эту идеологию, сформировали образ врага-еврея, как воплощение зла как такового и, в том числе, взвалили на евреев вину за поражение в 1918 году. (Вот и — ''козлы отпущения”). Вершиной этой политики было тотальное уничтожение европейского еврейства — Холокост.
К сожалению, нацистский геноцид не вызвал в Европе не только протестов, но и сочувствия к его жертвам-евреям
В сентябре 1941 года, после расстрела евреев в Бабьем Яру, лидеры протестантов в Германии по собственной инициативе издали декларацию, объявлявшую невозможность спасения евреев из-за их “особой расовой конституции” и возлагавшую ответственность за войну на этих “прирожденных врагов Германии и всего мира”.
В 1942 году, когда геноцид еврейского народа был уже в разгаре, личный представитель американского президента попросил государственного секретаря Ватикана сообщить, есть ли у папы какие-либо планы по мобилизации общественного мнения цивилизованного мира против нацистского варварства. В официальном ответе было сказано, что Ватикан знает о действиях против евреев, но поскольку папа полон беспристрастной любви ко всем народам он вынужден вести себя с большой сдержанностью.
Архиепископ Словакии, в ответ на просьбой помочь его согражданам евреям, заявил: “Это наказание вам за смерть нашего Спасителя. Вам остается только одна надежда: всем перейти в нашу религию”.
Осенью 1944 года один из высших католических священнослужителей заявил: “Не существует невинных еврейских детей. Все евреи виновны. Вы должны умереть. Это наказание за ваш грех (то есть убийство Иисуса)”.
И даже в августе 1945 года, уже после уничтожения трети еврейского народа, протестантский епископ А. Мараренс, говоря о грехах церкви всё же заметил, что евреи причинили “огромное бедствие немецкому народу и заслужили наказание”.
И это только несколько примеров того, как христианская церковь отнеслась к геноциду еврейского народа.
Однако, во второй половине 20-го века отношение христианской церкви к евреям начало меняться. В 1959 году папа Иоанн XXIII распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение “коварные” применительно к евреям). Перед своей смертью он также составил покаянную молитву, которую назвал “Акт раскаяния”: “…Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили”.
В 1965 году Второй Ватиканский собор постановил, что смерть Христа не может быть приписана еврейскому народу. В декларации об отношениях Церкви и нехристианских религий римско-католическая церковь впервые в истории провозгласила ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма: “Еврейский народ никогда не следует расценивать как отверженный, проклятый или виновный в богоубийстве. Вину за произошедшее с Христом во время принятия Им крестных мук нельзя приписывать народу в целом, жившему в то время, а в равной мере и живущим сегодня. … Церковь сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против евреев“.
Свое отношение к антисемитизму высказали и другие христианские конфессии. Всемирный совет церквей объединяющий большинство протестантских и православных церквей в 1947 году принял резолюцию резко осуждающую антисемитизм. А в 1961 им же была принята дополнительная резолюция с рекомендацией отвергнуть идею коллективной вины евреев за распятие Иисуса. В 1964 г. декларации против антисемитизма приняли влиятельные протестантские организации: Национальный совет христианских церквей США, Всемирная федерация лютеран, Протестантская епископальная церковь США и др. Для большинства протестантских церквей с этого времени антиеврейская направленность уходит в прошлое.
В РПЦ существует течение (к сожалению, меньшинства), представители которого утверждают, что подлинное христианство несовместимо с антисемитизмом. В 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече с раввинами в Нью-Йорке процитировал обращение к евреям, сделанное в начале ХХ века архиепископом Николаем (Зиоровым): “Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем всегда жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами”.
Наконец, в 2008 года группа из 12 православных священников из пяти разных церквей (русской, греческой, украинской, грузинской и Вселенской [Константинопольской]) выпустила обращение с призывом пересмотреть давние богословские позиции по отношению к евреям и государству Израиль и удалить антисемитские места из богослужений, особенно пасхальных, где ненависть к евреям выражается особенно ярко.
Итак, христианская церковь, в лице ее верховных священнослужителей практически всех конфессий, пришла к выводу, что требуется новое прочтение Евангелия от Матфея — не должно быть коллективной ответственности еврейского народа за смерть Христа и, соответственно, христианская вера и антисемитизм — несовместимы.
Казалось бы, наконец-то пришло время, когда еврейский народ не будет больше “козлом отпущения” и не будет ответственен за все беды человечества.
Но, тем не менее, антисемитизм опять растет и процветает в Западной Европе. Во время Холокоста Европа отправили своих евреев в газовые камеры. А в последующие годы в Европе, наводненной исламистами, евреи опять оказались под прицелом антисемитов. Уже есть и апокалипсическая точка зрения о судьбе еврейских сообществ в Европе — они умирают. Все последние опросы показывают высокий уровень антисемитизма, а более половины европейцев видят в Израиле главную угрозу мира в мире. Да и в других странах, в том числе и в России, конечно, и в Америке, своих антисемитов тоже хватает.
В этой ситуации должны быть особенно осторожны и взвешены высказывания известных евреев о роли евреев и об их участии в различных исторических процессах, дабы не поддерживать версию о коллективной ответственности еврейского народа за те или другие события и преступления в мире.
Но, тем не менее, есть люди, евреи, кстати, и даже не антисемиты, которые считают, что поиск козлов отпущения — задача все еще актуальная. А кто эти ”козлы отпущения” — понятно, конечно — евреи. Причем, не отдельные представители народа, а целиком, полностью, весь еврейский народ. Вот, что пишет об этом известный писатель Михаил Веллер — русский писатель еврейского происхождения:
“Любой честный человек и любой благородный народ начинает выяснение отношений с другим народом с того, что кается в своих винах… И, по чести и совести говоря, евреям есть в чем покаяться… Если уж вы такие страдающие и обижаемые другими — сначала повинитесь в обидах, причиненных вами. Да, я имею в виду революционеров, большевичков. Но не только. А меньшевики кто были? Мартов — он Цедербаум или, может, Турсун-заде? А эсер Блюмкин — чукча? Троцкий — Бронштейн, Каменев — Розенфельд, Зиновьев — Аронов, Урицкий — Моисей Соломоныч.
Кто в Одессе и Крыму командовал расстрелами тысяч сдавшихся белых частей под условие сохранения жизни и свободы? Евреи Бела Кун и Розалия Землячка. Листайте историю ЧК-ГПУ-НКВД, листните историю ГУЛАГа — сколько там всех этих Берманов и Шварцманов под управлением комиссаров в пыльных шлемах.
Только очистив собственную совесть признанием, очистив душу покаянием и замолив грехи, хотя не все грехи замолить можно, но было бы хоть понимание и желание — можно вести разговор дальше…”
Г-н Веллер озвучивает имеющую хождение среди части людей и усиленно раздуваемую антисемитами мысль о безусловной вине евреев и их главной ответственности за преступления, совершенные большевиками во время и после Октябрьского переворота 17-го года.
Но можно ли было взваливать на эти и последующие события на евреев?
Вот некоторые данные:
В 17-м году среди 21 члена ЦК РСДРП (б) было 10 русских (47,6 %), включая Ленина, 6 евреев (28%), 2 латыша, по одному поляку, грузину, армянину. В первом правительстве большевиков было 18 министров (наркомов), из них 1 еврей — Троцкий, 1 грузин, остальные — русские и украинцы
Во время гражданской войны среди 19 членов ЦК РКП(б) (1919 год) было 10 русских, 4 еврея, 2 латыша, по одному грузину, болгарину, поляку. Правда, среди членов Политбюро-1919 было 2 еврея, 2 русских, 1 грузин, а среди кандидатов — 1 еврей, 2 русских.
Так что у евреев в партии большевиков во время установления советской власти был большой удельный вес (притом, что они составляли около 3% населения и около 10% городского населения России) — но никогда не было большинства.
Среди 11 членов первой коллегии ВЧК евреев — 0. В 1919-м из 14 членов коллегии ВЧК 1 еврей. В 1920 — 2 из 13. Но постепенно число евреев в руководстве ОГПУ — НКВД увеличивалось.
Вероятно, максимальная концентрация была в 1936-37 годах. Из 26 руководителей НКВД (начальники управлений центрального аппарата) — 16 евреев, включая наркома Ягоду и его первого зама Агранова. Именно им Сталин доверил важную работу — истребление “ленинской гвардии“, кадровую чистку 1937-го, когда было уничтожено большинство евреев, входящих в номенклатуру (в том числе и эти чекисты).
Веллер не первый и, очевидно, не последний, который призывает евреев покаяться. До него уже и Солженицын что-то подобное предлагал (единственное оправдание ему, что не еврей он). Непонятно только, за что все-таки евреям каяться и как — каждому в отдельности или всем вместе на каком-нибудь всемирном всееврейском форуме?
А каяться, как, наверное, думают некоторые, есть за что — и за то, что древние евреи способствовали распятию еврея-Иисуса древними римлянами, и за то, что Сионские мудрецы якобы рассматривали в своих протоколах планы порабощения народов мира, и за то, что религиозные евреи (Бейлис, например) якобы использовали кровь несчастных младенцев при приготовлении мацы, и за то, что несколько миллионов израильтян притесняют сотни миллионов “несчастных” арабов, и, наконец, за то, что некоторое количество евреев-отморозков верой и правдой служили большевикам и были активными соучастниками их преступлений против собственного народа.
Г-н Веллер из всего, за что евреям якобы следует покаяться, выбрал последнее. Может быть, он призывал каяться только российских евреев? Он это не уточняет, хотя это уж
е и не суть важно.
Анна Франк в своем дневнике записала: "За все, что делает христианин, он отвечает лично. За все, что делает еврей, отвечают все евреи". Однако, еврейский народ не желает быть козлом отпущения и не может нести ответственность за то, что делали, делают и, возможно, будут делать в будущем некоторые его не самые лучшие представители.
Зиновий КРАСТОШЕВСКИЙ, Чикаго