БИТВА ЗА ЕГИПЕТ
Приход к власти «Братьев-мусульман» в Египте произошел во многом вопреки желаниям и действиям саудовского руководства. Эр-Рияд почти официально поддерживал конкурента Мурси, Ахмада Шафика, поскольку там считают «Братьев-мусульман» проблематичной, опасной и неконтролируемой организацией.
У дома Саудов и «Братьев» — долгая и кровавая история: бунты, политические ликвидации, аресты и пытки составляют значительную часть этой истории. «Братья-мусульмане» считали саудовских ваххабитов еретиками, поднимали против них мятежи и всеми способами пытались избавиться от дома Саудов и были жестоко за это наказаны.
Итак, в ходе египетских президентских выборов Эр-Рияд поддерживал Ахмада Шафика, и был готов оказать помощь любому кандидату, вплоть до нассериста Хамдина Сабахи, тогда как Катар занял сторону «Братьев-мусульман». Во-первых, для того, чтобы досадить Саудовской Аравии, а во-вторых — потому что лично эмиру Катара «Братья» ничего не сделали.
В любом случае, президент Мурси был приведен к присяге, несмотря на зубовный скрежет военного руководства Египта и роптание саудовцев, и теперь Египту и Саудовской Аравии предстоит выстраивать отношения с нуля. На первых порах «Братья-мусульмане» готовы отказаться от самых влиятельных портфелей — иностранных дел, МВД и обороны — однако, всем понятно, что если в Египте не случится очередного военного переворота, то в скором времени и эти портфели перейдут в руки однопартийцев Мухаммада Мурси.
«Братья» и саудовское руководство были бы рады обойтись друг без друга, да только это не представляется возможным. Нищий Египет всегда пользовался щедрой финансовой помощью Саудовской Аравии, а сегодня нуждается в ней больше, чем когда-либо. Саудовская Аравия не только жертвует щедрые суммы в египетскую казну, но и отвечает за десятки гуманитарных проектов в центре и на периферии. Кроме того, в королевстве трудятся сотни тысяч египтян, за каждым из которых стоит семья из 5-15 человек. Невозможно заменить всех сразу, однако в случае ухудшения отношений, Саудовская Аравия вполне вольна избавиться от египетских рабочих, также, как во время войны в Заливе избавилась от палестинских. Рисковать такой финансовой катастрофой нынешнее египетское руководство не в праве, помня о хлебных бунтах семидесятых годов, а также о том, что сегодня каждый недовольный знает, куда надо обращаться в случае чего — на площадь Тахрир.
Не менее выгодно египетско-саудовское сотрудничество и другой стороне. Если Египту срочно нужны наличные, то Саудовской Аравии необходима «крыша», сильный партнер, на которого она могла бы опереться в тот момент, когда беспокойные иранские соседи вновь станут размахивать кулаками у нее под носом. Учитывая, что в эти дни Иран вновь обсуждает возможность закрытия Ормузского пролива, а переговоры шестерки посредников с Исламской республикой зашли в тупик, уровень беспокойства в Эр-Рияде неизбежно ползет вверх. При Хосни Мубараке саудовские монархи знали, что могут рассчитывать на египетскую поддержку — если не в военном, то хотя бы в моральном плане.
«Союз умеренных сил», о котором когда-то мечтала Кондолиза Райс, приобрел несколько другой смысл — он трансформировался в «Антииранский союз арабских диктаторов». В основе этого союза лег принцип «рука руку моет»: в интересах обеих стран было предотвращение распространения иранского влияния у себя дома. В Саудовской Аравии проживает существенное и недовольное жизнью шиитское меньшинство, а светские правители Египта знали, что в Иране их, а также саудитов, считают худшими врагами ислама. Поэтому были забыты былые разногласия (в свое время Насер использовал против саудовских войск химическое оружие). Бывшие враги — Египет и Саудовская Аравия — стали лучшими друзьями. Сегодня, несмотря на недоверие друг к другу, похоже на то, что нынешнее руководство также понимает, что перед лицом общей опасности лучше объединиться.
Правда, Эр-Рияд пока не торопится приглашать президента Мурси в гости с официальным визитом, саудовская знать еще не успела переварить факт того, что «брат-мусульманин» стал президентом. Но раньше или позже, и эту лягушку им придется пригласить. Мурси сегодня прекрасно осознает стратегическую важность Египта, и поэтому открыто заигрывает и с Ираном, и с Турцией, для того, чтобы выйти на финишную прямую в отношениях с Саудовской Аравией.
На этой неделе Мурси встречается с министром иностранных дел Турции, а на прошлой — дал интервью иранскому агентству ФАРС (и затем опроверг этот факт, заявив, что никакого интервью иранцам не давал). Однако, ни Иран, ни Турция не способны дать Египту столько денег, сколько дает Эр-Рияд. К Ирану «Братья» относятся плохо и их проповедники не скрывают своих взглядов на жизнь. К Турции, бывшей Оттоманской империи, по-прежнему относятся с недоверием. Остается только один вариант — Саудовская Аравия. Союз между новым Египтом и Саудовской Аравией также означает и сближение между «Братьями» и США, и выравнивание позиций в арабском суннитском мире перед лицом общей иранской угрозы.
Ксения СВЕТЛОВА, ZMAN.com
На фото: герб "Братьев-мусульман"