НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — АМЕРИКАНЕЦ
Рамис ЮНУСОВ
Недавно в Бостоне, штате Массачусетс, гуляя по территории Гарвардского университета, в одном из многочисленных корпусов этого знаменитого учебного заведения, я натолкнулся на поразительно точную характеристику англичанина и американца, данную Марком Твеном, который сказал: «Англичанин — человек, который делает что-либо, потому что так делали раньше. Американец — человек, который делает что-либо, потому что так раньше не делали». Вспоминая историю отцов-пилигримов, первых английских поселенцев Северной Америки, искавших религиозную свободу и прибывших для создания новой колонии именно в штат Массачусетс и зная, что они отличались пуританскими нравами и приверженностью традициям, сравнивая их с потомками, невольно понимаешь тот глубокий смысл слов, сказанных этим «первым по-настоящему американским писателем», как писал о нём Уильям Фолкнер .
Вышеуказанная мысль как бы продолжает тематику, поднятую в моих рассказах про современную Америку. Мы уже обсудили и тему толерантности, и тему патриотизма, и много других чисто американских феноменов. Но слова Марка Твена натолкнули меня на мысль о том, что большинству современных людей, совершенно не знакомых с жизнью в США, остаётся непонятным сам смысл слова — АМЕРИКАНЕЦ. Кто этот человек и что вкладывает он в это слово, именуя себя американцем? Ещё более я убедился в важности данной тематики после своих недавних дискуссий в социальных сетях, где комментарии многих представителей из бывшего Союза, включая и моих земляков, «попахивали» как национализмом, так и сепаратизмом.
Если мы будем говорить об американцах как о нации, то мы должны отбросить сразу же этнический фактор понятия национальность, которая для американца де-юре определяется наличием паспорта США. И потому то, что в бывшем Союзе понимают под национальностью, американцы называют этническим происхождением. Отсюда и возможны такие понятия как афроамериканский американец, латиноамериканский американец, азиатский, индусский, русский и т.д. Поэтому слова «nationality», «national» переводятся на русский как «гражданство», «гражданин», а в дословном переводе с русского языка на английский слово «национальность» будет означать «этническая принадлежность» — «Ethnicity». Вот такая нестыковка. Потомки первых поселенцев из Великобритании за несколько столетий так изменились, что теперь даже отдаленно не напоминают своих европейских предков, отличаясь от них совершенно неевропейской ментальностью. Новая американская ментальность не имеет себе подобных. Если в Европе вы не сразу определите — немец или француз, швед или швейцарец ваш собеседник, то американца вы угадаете в американце безошибочно. Первая и главная особенность — это патриотизм, о котором я уже писал в предыдущей статье. Для американца это не политическая пропаганда. Они действительно считают свою страну самой лучшей, свою демократию самой демократичной. Никто не обязывает американца украшать свой дом национальным флагом и в тоже время вся страна увешана флагами.
Чем больше я живу в США, сравнивая общества тут и там, тем больше убеждаюсь в причинах национализма, сепаратизма и прочих «измов» в отсталых и малоразвитых странах. И везде, где происходят какие-то катаклизмы от нищей и убогой жизни, на поверхность всплывают или религиозные фанатики, или борцы за чистоту «арийской» крови. И это продолжается по всему миру от Африки и Азии до постсоветского пространства, включая Азербайджан. Сегодня в соцсетях идёт настоящая война между гражданами Азербайджана различной этнической принадлежности. И все их споры друг с другом и упрёки очень сильно напоминают противостояние между первыми поселенцами Америки с представителями Великобритании. Так и хочется воскликнуть: изучайте историю, господа, и сравните сегодняшнюю жизнь потомков первых пилигримов в США с тем, что происходит в ваших странах! Поймите, что на дворе уже 21 век и вести надо дискуссии, опираясь на достижения человечества в общественно-политическом устройстве любого государства, вне зависимости от религиозной принадлежности и этнического происхождения. Все люди хотят нормальной жизни для своих детей и нормальной старости для родителей, всем хочется работать и получать достаточно за свой труд, чтобы прожить свою жизнь счастливо. Но зачем же изобретать велосипед, который уже давно существует?
Ещё Уинстон Черчилль, выступая в палате общин в 1947 году, будучи тогдашним премьер-министром Великобритании, говорил: «То и дело приходится слышать, что демократия — худший способ управления государством, но все другие способы, когда-либо испробованные человечеством, ещё хуже». В США эти слова, как нигде, воплощены в жизнь. Сегодня в армии США обязаловки нет, службу несут контрактники-добровольцы, которые осознанно идут в горячие точки по всему миру. Их по подъездам не ловят, повестками не вызывают. Мальчишки и девчонки идут добровольно служить в армию за свою страну. И страна им платит взаимностью, обеспечивая возможностью получить прекрасное образование после службы за счёт финансов оборонного ведомства, и многими другими привилегиями, что делает службу в американской армии весьма престижной. Сегодняшний американец — это представитель молодой и мощной нации, не кичащийся своими историческими корнями как многие европейцы. И налоги честно платят, и от работы не отлынивают, и инвалидов уважают и пекутся о них. Это страна, где дети и инвалиды счастливы, где женщины и мужчины, черные и белые равноправны, где нет антисемитизма, где мечети, кирхи, синагоги, буддистские монастыри, индуистские храмы, — все рядом и никто ни с кем не ссорится, где паспорт внутри страны использовать не обязательно, т.к. единственный документ — водительские права и, что самое главное, пока не нарушил правила, никто не остановит и не станет просто проверять ваши документы. Здесь законы уважают и президент, и политики всех мастей, и бизнесмены, и простые граждане. И вот все эти люди и называют себя АМЕРИКАНЦАМИ, т.к они ментально стали таковыми.
Хочется надеяться, что придёт то время, когда и в Азербайджане, на моей исторической Родине, тоже будет создано такое демократическое общество, где не придётся силой призывать нацию к патриотизму и восстановлению своей территориальной целостности. И где не будут процветать нравы прошлых веков и исчезнет ура-патриотизм, от которого уже тошнит в этих самых социальных сетях, погрязших в пустой «битве» между этническими представителями одной и той же страны, которые вместо того, чтобы именоваться АЗЕРБАЙДЖАНЦАМИ, начинают каждый тянуть одеяло на себя. Возникает вполне естественный вопрос: а для чего тогда мы восстановили атрибуты АДР в своих правах и вернули независимость Азербайджана в 1991 году? Или нам уроков одного Карабаха мало? Перефразируя Марка Твена, так и хочется сказать: а давайте хотя бы сделаем то, что мы никогда не делали, и, глядишь, у нас получится не хуже, чем в США...