МЫ СТОИМ НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭРЫ
"Арабская весна" стала кульминационным моментом для интернет-технологий, которые отныне стали важным, если не важнейшим элементом борьбы против авторитарных режимов. И если полвека назад оппозиционерам, решившим свергнуть правящий режим в той или иной стране, нужно было в первую очередь оружие, то теперь кроме оружия им нужны и современные средства для обхода государственной цензуры и контроля в Сети. На поддержание свободы в Интернете американский Госдеп выделяет многомиллионные гранты. В частности, администрация США финансирует исследования, которые направлены на создание мобильных локальных беспроводных сетей, которыми могут управлять обычные люди, обходя таким образом "Большого брата". Одним из таких проектов является "Интернет в чемодане" (Internet in a suitcase), о котором в интервью "Росбалту" рассказал директор Института открытых технологий, основатель проекта "Commotion Wireless" при американском "мозговом центре" New America Foundation Саша Майнрат.
— Не могли ли бы вы объяснить, что такое "Интернет в чемодане"?
— Этот проект официально называется "Commotion Wireless Project" (commotion в переводе с английского значит беспорядки, неповиновение — "Росбалт"), но мы его называем просто Commotion. Проект направлен на развитие открытых программных средств, которые соединяют вместе повседневные средства связи, такие как сотовые телефоны, ноутбуки, wi-fi модемы, для создания прямых коммуникаций между ними. Эти сети, которые мы называем "device-as-infrastructure" работают между собой, у них нет центральной точки управления, мониторинга или слежения. Таким образом эта технология идеально подходит для обеспечения свободного потока коммуникаций, когда существующая инфраструктура используется для слежения и цензуры, или же каналы для общения вообще были перекрыты властью. Однако Commotion также подходит для тех, кто нуждается в недорогих способах связи. В связи с этим мы считаем, что это проект также несет в себе важную функцию, дающую возможность общаться тем, кто иначе себе этого не смог бы позволить. Как вы понимаете, поскольку нет центральной точки, а общение происходит при помощи устройств, находящихся в карманах у людей, остановить такой поток информации очень сложно.
— Что же все-таки находится в этом чемодане?
— В чемодане помимо всего прочего есть небольшие беспроводные антенны, компьютер, который позволяет управлять системой, флеш-накопители и компакт-диски для распространения программного обеспечения и кодирования коммуникаций, кабель и т.д. Однако я хотел бы подчеркнуть, что это лишь один из примеров того, как технология Commotion может быть использована.
— Каким образом этот проект появился в New America Foundation? С какой целью его создавали?
— Я возглавляю это направление с 2000 года. Так что этой попытке уже двенадцать лет, хотя основное внимание прессы направлено на последние достижения научно-исследовательских работ. Технологии, которые входят в состав Commotion, создавались и тщательно проверялись научным сообществом, и сейчас находятся уже на зрелой стадии, когда стало возможным использовать их на деле, усилив мерами безопасности и усилив простоту использования с тем, чтобы ими могли пользоваться все. Во многих местах уже давно существуют разного рода приложения (apps), как, например, кнопка паники, когда с телефона удаляются все контакты. Но я могу с уверенностью сказать, что мы стоим на пороге новой эры, где интранет-услуги и приложения (в противоположность Интернету) станут весьма широко использоваться. Мы видим огромный рост интереса к развитию интранета, и по мере того, как Commotion и аналогичные проекты будут расширяться, я думаю, что будет появляться все больше и больше инициатив, построенных на интеграции различных технологий. Добавлю также, что я занимаюсь этой темой уже давно, еще до того, как я пришел в New America Foundation, все началось с летнего проекта, когда еще в эпоху обычных модемов мы пытались создать общую сеть коммуникаций. Потом были антенны, привязанные к банкам чипсов, после чего мы стали прикладывать огромные усилия к развитию технологий и к 2004 году моя команда стала ведущей в этой отрасли.
— На какой стадии находится Commotion?
— Версия 1.0. появится не раньше конца этого года. Мы хотим, чтобы люди понимали, что, хотя многие технологии, которые входят в состав Commotion уже широко используются, они еще не готовы для пользования в условиях, связанных с большими рисками. В настоящий момент мы тестируем Commotion в Вашингтоне и Детройте, а также за границей в сотрудничестве с беспроводными сетями в самых разных крупных городах, таких как Афины, Барселона, Берлин и Вена.
— Значит ли это, что демократия сегодня обрела новое важное измерение — кибернетическое? Работаете ли вы с какими-то странами конкретно?
— Коммуникации сегодня крайне важны, они являются фундаментом партиципаторной демократии и противодействия тирании. Компьютерные коммуникации позволяют наращивать усилия на таких направлениях как защита прав человека и борьба с угнетением. Хотя, конечно, это лишь дополнительный фактор в борьбе за демократию. Технологии, которые мы развиваем, используются в целой серии стран по всему миру. Мы не нацелены на какую-то определенную страну, мы просто создаем технологии, которые могут быть использованы где угодно.
Беседовала Юлия НЕТЕСОВА
Rosbalt