ЭКСПЕДИЦИЯ ПО СЛЕДАМ АМУНДСЕНА
Норвежский путешественник повторил путь своего знаменитого соотечественника к Южному полюсу
Чуть больше 100 лет назад норвежский путешественник Руаль Амундсен стал первым человеком, побывавшим на Южном полюсе. Сегодня другой норвежец решил пройти по следам первооткрывателя, чтобы привлечь внимание к проблеме влияния глобального потепления на хрупкую экосистему Антарктики.
В 1911 году к Южному полюсу отправились сразу двое путешественников: норвежец Руаль Амундсен и британец Роберт Скотт. Решив повторить путь своего знаменитого соотечественника, Ян-Гуннар Винтер обратился к собранию сочинений Амундсена: «Мы проследили маршрут по его книге и дневникам. Затем мы изучили расщелины в ледниках по снимкам со спутников и скорректировали маршрут, потому что он, очевидно, несколько раз на своем пути попадал в очень неприятные ситуации».
У Амундсена с самого начала было преимущество перед британским соперником. Скотт использовал пони, а он — собачьи упряжки. Кроме того, благодаря советам эскимосов, с которыми он повстречался в прошлых экспедициях, Амундсен был лучше экипирован.
Он до последнего держал свои планы в тайне, чтобы сбить Скотта с толку. Изначально и покровители, и даже спутники Амундсена были уверены, что его цель — собрать научные данные, а не опередить другую экспедицию на пути к Южному полюсу. Однако в итоге путешествие превратилось в настоящую гонку — норвежцы проделали путь в 3000 км туда и обратно за 99 дней.
Современные путешественники передвигались не на собаках, а на лыжах и санях, иногда прикрепляя к ним паруса. По неровной земле ехали медленно, со средней скоростью 4 км/ч — Амундсен здесь двигался почти вдвое быстрее. По словам Винтера, чтобы соблюсти сроки, участникам экспедиции приходилось проводить на льду намного больше времени, чем их далеким предшественникам.
«Сначала надо проехать 700 км по шельфовому леднику Росса, потом начинаются горы. По горам мы прошли более 100 км, поднявшись на высоту 3000 метров, а затем спустились на плато, которое тянется прямо до Южного полюса», — рассказывает Винтер.
По его словам, путешествие требует не только физической силы, но и умственной сосредоточенности: «Мысли витают где-то в облаках, как ветер над ледниками, потому что никак не удается сконцентрироваться на чем-то одном. В дороге мы об этом не говорили, но потом оказалось, что все четверо испытывали одно и то же — постоянно перескакивали с одной мысли на другую».
Никаких следов Амундсена Винтеру обнаружить не удалось. Первооткрыватель оставил свою палатку с запиской для Скотта, который добрался до места на 33 дня позже. Но теперь палатка погребена под слоем снега. По словам Винтера, пейзажи выглядели почти в точности так, как описывал Амундсен: «Горы и ледники все те же. Но самое странное, что даже снежный покров остался мягким или твердым в тех местах, где это отмечал Амундсен».
Однако этим сходство исчерпывается. За последние сто лет выхлопы заводов и автомобилей намного увеличили содержание парниковых газов в атмосфере. Средняя температура в Антарктике за последние 50 лет повысилась на 3 градуса — в 10 раз быстрее, чем в остальных районах планеты. Из-за этого ускорилось таяние ледников и поднялся уровень моря.
Каждый вечер перед сном Винтер и его товарищи делились впечатлениями о путешествии. Они вели блоги в интернете, отвечали на электронные письма и связывались по спутнику со своими студентами.
«Мне хотелось увлечь этим молодое поколение, которое будет принимать решения и определять политику государств в будущем. Думаю, такие экспедиции могут послужить для них вдохновением, и они начнут сами проводить исследования, связанные с состоянием нашей планеты», — говорит путешественник.
Винтер надеется, что его памятная поездка поможет привлечь внимание к многочисленным угрозам, нависшим над этим негостеприимным, но живописным континентом, и покажет людям, что необходимо бороться за спасение нашей планеты.
VOA