ВОСХОД КРАСНОЙ ЛУНЫ
Неужели лунные амбиции Китая приведут к политическому противостоянию на Земле?
Давно, еще в 8 веке, известный китайский поэт Ли Бо, созерцая небо, написал следующие строки: «Я смотрю на яркую Луну / Опустив голову, я мечтаю о том, что я дома». Сегодня его потомки, возможно, лелеют еще более великие замыслы, разглядывая спутник нашей планеты.
Между тем, похоже, что дела обстоят именно так. Что бы ни говорили о факторах, вызвавших озвученный администрацией Обамы «поворот» в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, может быть, причины разгорающегося в 21 веке противостояния между США и Поднебесной кроются отнюдь не в атоллах Южно-Китайского моря, богатых энергоносителями, и не минных полях Тайваньского пролива? Что если эти причины следует искать гораздо дальше – скажем, на расстоянии 200 тыс. миль от Земли?
Установление контроля над Луной сегодня не рассматривается американскими военными в качестве серьезной задачи. С того момента, как Соединенные Штаты в последний раз высадили человека на лунную поверхность, прошло уже 40 лет. В 2010 году президент Барак Обама отменил планы, связанные с пилотируемым полетом на Луну, в рамках решения о сокращении проектов НАСА. Когда кандидат в президенты Ньют Гингрич (Newt Gingrich) предложил бросить все ресурсы США на проект по созданию постоянного поселения на Луне, на праймериз Республиканской партии его буквально подняли на смех.
Между тем, Китай отнюдь не стесняется заявлять о своих космических амбициях. В 2011 году Пекин объявил о планах по «строительству на Луне базы, подобной тем, которые уже существуют на Северном и Южном полюсах». Несмотря на то, что Вашингтон, похоже, не рассматривает всерьез возможность создания постоянного поселения на спутнике Земли, Пекин вполне может попытаться укрепиться в межпланетном пространстве, объявив часть лунной поверхности территорией суверенного Китая.
Эта идея является вовсе не такой бредовой, какой кажется на первый взгляд. В эпоху «холодной войны», возможность того, что какая-либо из стран объявит поверхность Луны или одну из планет Солнечной системы своей территорией, отнюдь не считали невероятной. Чтобы предотвратить подобное развитие событий был даже заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 года. Вашингтонские политики, наверное, надели на глаза шоры, если они думают, что какой-то листок бумаги сможет заставить Поднебесную отказаться от замыслов по захвату территорий на Луне. Если же китайцы действительно не устоят перед искушением это сделать, такой шаг, безусловно, поменяет правила игры в сфере международной безопасности. Выход конкуренции за пределы земной орбиты определенно изменит политику ведущих держав на Земле точно так же, как запуск советского спутника в 1957 году обострил «космическую гонку», имевшую место между СССР и США, причем Луна рассматривалась в данном состязании в качестве одной из основных целей.
Конечно, все эти соображения выглядят умозрительными и, наверное, являются таковыми, по крайней мере, сегодня, ведь следует помнить, что военное руководство Китая никогда публично не обсуждало вопрос об аннексии лунных территорий. Тем не менее, хотя такая идея и напоминает грезы писателя-фантаста, осложнения, которые ее реализация может вызвать, настолько велики, что подобную возможность стоит рассматривать серьезно. Если Пекин все же решится аннексировать поверхность Луны, или хотя бы часть ее, он нарушит международный правовой режим, который действует сегодня в космосе, показав тем самым пример другим странам, и те также бросятся захватывать территории в межпланетном пространстве. В результате начнется период колонизации земель, примерно такой же, какой мы наблюдали в 19 веке. Не нужно и говорить о том, что увеличение территории Поднебесной приведет к тому, что США будут испытывать еще большие опасения в отношении Пекина.
Вы можете задать вопрос – а на кой черт Китаю колонизировать Луну, что ему там понадобилось? Какой бы бредовой ни выглядела эта мысль, проанализировав интересы Поднебесной и нормы международного права в этой области, вы увидите, что подобный сценарий развития событий является не только вполне вероятным, но и весьма толковым.
Специалисты по международным отношениям называют Китай «ревизионистской державой», т.е. государством, стремящимся к изменению статус-кво. Пекин все время ищет возможности расширить свое влияние на международной арене. Провозгласив поверхность Луны территорией суверенного Китая, он сделает весьма эффектный и сильный ход, совершит прорыв на пути к получению статуса великой державы.
Конечно, соображения, касающиеся престижа, вряд ли могут служить достаточным поводом для подобных действий, ведь они неизбежно вызовут шквал критики со стороны международного сообщества. Пекину, наверное, потребуются и другие мотивы, например, доступ к природным ресурсам. На Луне имеются значительные месторождения гелия-3, а также некоторых редкоземельных металлов, по запасам которых Поднебесная является на Земле почти что монополистом, однако не может их добывать по экологическим соображениям. Кроме этого, по оценкам ученых, на Луне можно построить солнечную электростанцию, собирать энергию Солнца и доставлять ее на Землю посредством микроволн. По крайней мере, японская строительная компания Shimizu всерьез рассматривает подобный проект.
Учитывая ситуацию, в которой сегодня находится Китай, постоянная лунная база приобретает огромное значение и с военной точки зрения, если другие азиатские державы вдруг решат объединить усилия в борьбе с Поднебесной. Такое подозрение не лишено оснований, ведь Индия и Япония, конкуренты Китая в регионе, тоже планируют достаточно амбициозные лунные миссии. Например, создание японской базы на Луне, управляемой роботами, намечено на 2020 год.
Вероятнее всего, притязания Пекина будут касаться не всей территории спутника Земли, а только части его поверхности. Во-первых, цена полной оккупации будет слишком высока, Не стоит забывать о том, что территория Луны составляет 14,6 млн. кв. миль. Во-вторых, оставив часть поверхности спутника для других держав, Китай в определенной степени легитимирует свою аннексию.
Будут ли притязания Поднебесной на поверхность Луны законными? В настоящее время нет, однако международное право является в этом смысле весьма хрупким барьером. В Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 года все межзвездное пространство провозглашено общей собственностью, но он содержит положение, позволяющее любой из подписавших его стран выйти из соглашения, уведомив об этом других участников за год. Кроме этого, нет никаких законов, регулирующих полеты на Луну и возможность посадить там корабль и высадить людей.
Отказавшись от участия в договоре, Пекин может аннексировать часть поверхности Луны и обосновать свое поведение двумя аргументами. Во-первых, разрешая выход для стран-участников, соглашение косвенно признает возможность провозглашения какой-либо территории в межпланетном пространстве своей собственностью. Во-вторых, после выхода из договора Китай может объявить аннексируемую территорию «terra nullius» (ничьей землей), т.е. территорией, не принадлежащей никому, на которую любая стран имеет право заявлять притязания. Статья 70 Венской конвенции о праве международных договоров гласит, что государства, выходящие из многосторонних соглашений, «освобождаются от обязательства соблюдать условия этих соглашений в дальнейшем». Более того, большинство положений международного права, касающихся требований прав суверенитета на какую-либо территорию, ориентированы на проблему самоопределения, т.е. волю, выраженную обитателями данной земли. Как мы знаем, на Луне никто не живет, поэтому эти нормы неприменимы.
Основав постоянную базу на Луне, Поднебесная приведет свои притязания в соответствие с одним очень важным критерием. В 19 и начале 20 века США и Великобритания заявляли о своем праве владения на необитаемые острова в Тихом океане, совершив некий формальный ритуал, например, церемонию поднятия флага. Основание поселения на территории является еще более убедительным аргументом. Основав постоянную базу на Луне, где несколько десятков обитателей будут попеременно проживать, Пекин сделает свои притязания гораздо более легитимными, чем в случае простой церемонии поднятия флага.
Нормы международного права могут даже вдохновить Китай на то, чтобы распространить территориальный суверенитет на свои лунные земли. Если запасы полезных ископаемых на Луне окажутся такими обширными, какими их многие считают, Пекин, возможно, захочет заявить свои права на территории, расположенные вокруг базы, чтобы сделать их привлекательными для частных инвесторов, желающих освоить эти земли. Ведь если земли ничьи, то разработка полезных ископаемых на их территории не регулируется никакими законами и не контролируется никакими органами – короче говоря, наступает полная анархия.
Кое-кто скажет, что подобная аргументация больше годится для научно-популярного журнала Popular Science, чем для такого серьезного издания, как Foreign Policy. Большинству из нас Луна представляется крайне далеким и достаточно враждебным миром. Однако вспомните, Аляска или Австралия представлялись не менее далекими и враждебными землями, когда Россия и Британия заявили о своих правах на эти территории в 18 и 19 веках. Эти земли казались бросовыми, мало кому интересными, пока новые технологии не превратили их в экономически развитые зоны. Россия позже уступила Аляску США в обмен на денежное вознаграждение и теплые отношения с Вашингтоном, а Австралию Великобритания превратила в мощного союзника на другом конце света, создав страну по своему образу и подобию.
Поэтому не стоит сбрасывать со счетов возможность того, что Китай попытается колонизировать лунную поверхность, считать такую мысль безумной фантазией. Если не предпринять определенных шагов для того, чтобы этого не случилось, однажды наши дети, взглянув на ночное небо, могут увидеть, что Луна стала красной.
Джон ХИКМЭН (John Hickman), ("Foreign Policy", США)
rus.ruvr.ru