БЕЗ ЛАДЕНА \"АЛЬ-КАИДА\" УКРЕПИЛАСЬ

БЕЗ ЛАДЕНА \

Понимает ли это президент США Барак Обама?

Большинство военных экспертов и политических обозревателей считают, что этот год обнаружил новые тенденции в деятельности самой мощной исламской террористической организации. Однако тенденции эти оцениваются ими по-разному. Во главе оптимистов - президент Барак Обама. В день первой годовщины ликвидации лидера "Аль-Каиды" Обама побывал в Кабуле, где заявил: "...В результате уничтожения Усамы бин Ладена, поставленная мною цель — нанести поражение "Аль-Каиде" и не позволить ей возродиться — почти достигнута..."

Несколько дней назад высокопоставленный сотрудник Госдепартамента объявил: "...Война с терроризмом завершена и есть ощущение, что масштабная борьба с террором перешла в новую стадию — стадию полицейских операций. Очаги терроризма сегодня уже не являют собой той угрозы, какой была "Аль-Каида"прежде.". Есть, однако, веские данные, опровергающие такое заявление.

НОВЫЙ ЛИДЕР
Им стал Айман аз-Завахири, врач, основатель "Египетского исламского джихада", раннее второе лицо в "Аль-Каиде", известный западному миру как идеолог этой организации. В 1998-м году "Египетский исламский джихад" фактически стал египетским филиалом "Аль-Каиды". Айман возглавил одно из ее боевых подразделений в Афганистане, заслужив вскоре репутацию доверенного командира бин Ладена. По некоторым данным, он, кроме того, был его личным врачом.

Как теоретик, Аз-Завахири выражал убеждение, что победа ислама наступит лишь с установлением мусульманского государства по образцу государства Пророка в самом сердце исламского мира, а именно — в сирийско-египетском регионе. Он проповедовал борьбу с "крестоносцами" — прежде всего, США, — как на территории мусульманских держав, так и во всем мире, отмечая, что в силу недостаточной технологической мощи арабских стран необходимо использовать известные ассиметричные методы.

Арабские "весенние революции" заставили аз-Завахири говорить об успехе своего замысла. Он всячески приветствовал события в Египте и Ливии, выражая полную поддержку повстанцам и убеждение, что с "падением американского марионеточного режима" там начнет создаваться единое исламское государство.

В марте 2004 г. пакистанский журналист Хамид Мир в интервью телекомпании Australian Broadcasting Corp. рассказал о своей встрече с аз-Завахири, который утверждал, что у "Аль-Каиды" есть атомное оружие. По словам аз-Завахири, представители "Аль-Каиды" ездили в Москву, в Ташкент и вели переговоры с учеными. Как заявил Пак, аль-Завахири сообщил ему, что в результате этих переговоров они приобрели несколько компактных бомб и, если решать будет он, не задумается в их применении.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ АЛЬ-КАИДЫ
Процесс этот начался еще до ликвидации бин Ладена, который все больше терял управление ее подразделениями в силу своей изоляции и боязни использования современных средств связи. Так что, аз-Завахири принял командование не монолитной организацией, а конгломератом самостоятельных боевых отрядов, разбросанных от Пакистана до Латинской Америки.

И новый лидер не стал заниматься объединением этих региональных подразделений. Но принял меры по укреплению связи с ними, переведя ее на электронную основу с использованием малоизвестных диалектов арабского языка в качестве шифра. Во времена бин Ладена основные подразделения Аль-Каиды активно действовали в Афганистане, Пакистане, Йемене, и Ираке. Но уже после его гибели выдвинулась прежде малоизвестная Ливийская Исламская Боевая группа (ЛИБГ) во главе с Абдель Хакимом Белхаджем, который сыграл важную роль в свержении Муамара Каддафи. Он стал командующим созданного в конце августа 2011 г. Военного Совета Ливии, а члены ЛИБГ — самым боеспособным подразделением в повстанческой армии. В настоящее время это подразделение "Аль-Каиды" стало вполне легальным и весьма влиятельным членом ливийского общества. И произошло это уже после ликвидации бин Ладена.

За это же время значительно укрепилось другое подразделение "Аль-Каиды" в Йемене "Ансар аль-Шариат". Проявилась новая тенденция этой террористической организации — захват значительной территории и утверждение на ней своей власти. Йеменские боевики сегодня практически контролируют провинцию Абьян на юге страны. Под их властью находятся города Зинжибар, Джаар, Рада и др. Но и кроме того продолжаются и крупные теракты. 21 мая — в столице Йемена Сане, во время репетиции военного парада по случаю, террорист-смертник подорвал себя в толпе военнослужащих. По меньшей мере 100 солдат и офицеров йеменской армии погибли, более 300 получили ранения.

Но пожалуй, крупнейшим успехом "Аль-Каиды" является присоединение к ней сомалийской военно-террористической организации "Аль-Шабааб", которое аль-Завахири назвал самым главным достижением с момента ликвидации бин Ладена. Действительно, нынешние операции "Аль-Шабааб" свидетельствуют о его выборе того же пути, по которому шли другие филиалы "Аль-Каиды". К примеру, взрывы, совершенные группировкой "Аль-Шабааб" 4 апреля с.г. в Могадишо, унесшие жизни десятков гражданских, включая должностных лиц. А деятельность "Аль-Шабааб" сейчас ведется от имени "Аль-Каиды" и взрывы, вроде бы, не имели прямого отношения к текущему конфликту между "Аль-Шабааб" и правительственными войсками, поддерживаемыми миротворцами Африканского союза.

Дело в том, что "Аль-Шабааб" контролирует территорию 16 провинций, по площади составляющую около трети всей страны. В сложившихся условиях, руководство этой организации, вероятно, кроме открытой широкомасштабной вооруженной борьбы в Могадишо и других районах Сомали, перешло и к тактике диверсионно-партизанских действий. Тем более, что "Аш-Шабааб" превратилась в настоящий террористический интернационал: помимо сомалийцев в группировке состоят пакистанцы и арабы, многие из которых прошли подготовку в лагерях на территории Афганистана. Для участия в джихаде стали прибывать и сомалийцы, живущие в Западной Европе и США.

Наконец, сейчас в деятельности сомалийских террористов прослеживается до того неизвестный аспект. На контролируемом ими побережье Индийского океана расположены почти половина баз и стоянок сомалийских пиратов, в том числе главный пиратский порт Кисмайо и второй по значению — Марка. До последнего времени считалось, что "Аш-Шабааб" к деятельности пиратов никакого отношения не имеет. Удивляла лишь их терпимость к этим разбойникам. И только в текущем году выяснилось, что такая лояльность хорошо оплачивается. Пиратские атаманы щедро делятся своей выручкой от выкупов с главарями исламских террористов.

"Аль-Каида" в текущем году стала действенной силой в Сирии. Ее люди, члены ЛИБГ, направляются сюда из Ливии, где действует специальный центр по их подготовке и оснащению. По данным "Моссада", более 500 членов ЛИБГ уже проникли в Сирию через территорию Турции.

Но и кроме того, боевики "Аль- Каиды" переходят в Сирию из соседней иракской провинции Анбар, как сообщила выходящая в ОАЭ газета Nationаl. По данным издания, проникновение террористов усилилось после того, как лидер "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири призвал членов этой организации к джихаду против режима Башара Асада. Газета сообщила, что Завахири взял на себя ответственность за серию терактов, совершенных в Сирии за последние месяцы. Обладающие немалым боевым опытом, джихадисты "Аль-Каиды" имеют особую ценность в развертывающейся гражданской войне.

ПОСЛЕДСТВИЯ "КОПЬЯ НЕПТУНА"
Так называлась операция по ликвидации лидера "Аль-Каиды", после которой отношения между Вашингтоном и Исламабадом испортились окончательно. В Пакистане действия США расценили как нарушение суверенитета страны. Руководители Пакистана и верхушка Геншаба занимают отнюдь не проамериканские позиции. И премьер-министр Юсуф Гилани и лидер военной хунты генерал Ашраф Кавани только и ждали повода, чтобы обрушить взаимодействие с альянсом ISAF.

Самое главное, — власти Пакистана закрыли основной маршрут доставки грузов для войск альянса — от порта Карачи по Трансиндскому шоссе до Хайберского прохода, по которому ранее доставлялось более 40 процентов грузов, в том числе — все горючее. Это решение просигналило: Исламабад больше не союзник альянса и не намерен содействовать его войне с Талибаном.

Для оценки влияния ликвидации бин Ладена на деятельность "Аль-Каиды", важным фактором стали недавно опубликованные документы, изъятые из его резиденции в Абботтабаде в ходе акции. Они подтверждают, что бывший лидер "Аль-Каиды" в последние годы практически не управлял этой организацией не только в плане выработки оперативных решений, но и в таких стратегически важных аспектах как назначение на ключевые посты в ней. Приведем для примера сообщение, посланное бин Ладеном в августе 2010 года. Он пишет: "Надеюсь, вы сможете предоставить нам соответствующую информацию о нашем брате Абу Бакре аль-Багдади, который был назначен преемником нашего брата Абу Омара аль-Багдади, да будет Аллах милостив к нему, и о его первом заместителе Абу Сулеймане аль-Насире Лидине...". Это однозначно свидетельствует о том, что бин Ладен не знал судьбы аль-Багдади и аль-Насира. Не ведал и того, что они к тому времени был убиты.

Порочной была и система управления и связи, в сущности, средневековая. Ну, нельзя же, в самом деле, из Абботтабада пешими посыльными руководить боевой группой, которая действует в Алжире! Эти факты — да и не только! — свидетельствует о том, что перед смертью бин Ладен только формально возглавлял организацию, которая несла серьезные потери среди руководства и страдала от отсутствия контроля и управления над действиями своих филиалов. Его устранение не только не обрушило "Аль-Каиду", но в серьезной степени способствовало укреплению и автономизации ее филиалов, а также росту их числа.

С учетом вышеизложенного, совершенно неоправданными представляются заявления президента Соединенных Штатов, о том, что ликвидация бин Ладена явилась невосполнимым уроном для его организации, после которого она вряд ли восстановится. Гораздо больший урон нанесен этим актом группировке сил США и всего альянса ISAF в Афганистане. Сегодня все ее линии снабжения — наземные и воздушные - проходят по территории России и республик Средней Азии. Не говоря уж о многократном удорожании такого транзита, его безальтернативность ставит в прямую зависимость от российского руководства даже внешнюю политику стран альянса.

Марк ШТЕЙНБЕРГ, военный историк, Нью-Йорк

Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)