НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
К 80-летию писателя и общественного деятеля Адама Мальдиса
Надеюсь, что нисколько не преувеличу, если скажу, что имя Адама Мальдиса теснейшим образом связано с эпохой нового белорусского Возрождения, одним из активнейших участников которого он является, часто занимаясь в одиночку проблемами, являющимися по важности государственными.
Во-первых, А.Мальдису принадлежит заслуга в восстановлении многих «белых пятен» белорусской истории, лежавших столетиями под равнодушными плитами безразличия. Трудно перечислить, сколько оставленных без внимания, покинутых в забвении ее страниц он окропил «живой водой», сколько просто незаслуженно забытых и преднамеренно запрещенных имен «вытянул» на свет Божий из беспамятства. Его книги «Путешествие в ХIХ столетие» (1969), «Тайны древних хранилищ» (1974), «На перекрестке славянских традиций» (1980), «Беларусь в зеркале мемуарной литературы ХVIII столетия» (1982), «И оживают наследия страницы» (1994), «Как жили наши предки в ХVIII столетии» (2001) и другие исследования широко раздвинули рамки белорусской истории и белорусской литературы, открыли целые неизвестные материки белорусской культуры, тем самым умножив сведения о национальных духовных святынях.
Десять лет жизни отдано А.Мальдисом подготовке и изданию шеститомного биобиблиографического словаря белорусских писателей (1992-1995), в который вошли также сведения о литераторах, писавших на других языках, живших на территории Беларуси, и о белорусскоязычных авторах за пределами родной земли. Справочник представил миру привлекательное лицо белорусской литературы, стал ее своеобразным пантеоном, внес громадный вклад в развитие белорусской культуры, содействуя подъему ее авторитета и служа прочным фундаментом и источником информации для ее дальнейшего успешного развития.
Во-вторых, громадная заслуга А.Мальдиса выражена в своеобразной дополнительной реальности в расширении границ Беларуси. Начиная со второй половины ХХ века до нашего времени никто из белорусских ученых не уделял столько внимания, сколько он, для выяснения присутствия белорусов и уроженцев республики в общечеловеческом содружестве наций. Его упорная работа по установлению взаимосвязей с заграничными белорусскими диаспорами и одновременно неутомимые интенсивные поиски исторического присутствия белорусов в мире принесли плодотворные плоды. Оказалось, что многие бывшие соотечественники внесли весомый вклад в жизнь других народов, заслужили их признательность и высокую благодарную память. Так, среди них Тадеуш Костюшко (1746-1817) — военный деятель США, сражавшийся за ее независимость, в память которого поставлены памятники во многих городах страны, в том числе и в Чикаго; географ, геолог, естествовед белорус Игнатий Домейко (1802-1889), ректор Чилийского университета стал национальным героем Чили, где его именем названы улицы, учебные заведения, малая планета; Наполеон Орда (1807-1883) прославился как композитор, художник, педагог; всемирную известность приобрел художник Марк Шагал (1887-1985); другой витебчанин Жорес Алферов стал лауреатом Нобелевской премии и т.д. А.Мальдис установил, что более 100 белорусов, оказавшихся за ее пределами, сыграли выдающуюся роль в истории человечества. Многие статьи исследователя об их неординарных судьбах читаются как захватывающие детективы. Он не только вернул на родину прославленных за ее пределами уроженцев Беларуси, но по его инициативе ЮНЕСКО отмечала в международном масштабе их достойные юбилеи.
По подсчетам А.Мальдиса, в настоящее время почти 2,5 миллионов белорусов живут за пределами родной земли и число их не уменьшается, а увеличивается. В сущности из любой страны мира, из любой точки земного шара тянутся нити к Беларуси. Ученый не ставит знак равенства между всеми эмигрантами. Отмечает, что есть люди, которые покинули родную страну без какой-либо вины перед ней, но встречаются и такие, что вынуждены были бежать из нее, потому что обагрили руки свои невинной кровью. Разумеется, отношение ученого к ним разное. Он никого не обеляет, наоборот, настаивает на том, что каждому должно быть воссоздано по справедливости, считая, что как из песни нельзя выкинуть слов, так и из истории, которая, как известно, не только оправдывает, но и обвиняет, нельзя вычеркивать страницы. Людям нужно знать правду и делать из нее соответствующие выводы. А.Мальдис убежден, что история — это прежде всего факты и их необходимо преподносить такими, какими они были на самом деле, не бросаясь в крайности ни в социальные, ни в национальные, не подчиняя их потребностям сегодняшнего дня, что в итоге приводит к ее искажению и не позволяет новым поколениям верно ориентироваться в окружающем мире, избегать заблуждений и ошибок прошлого.
Произведения А.Мальдиса потому и пользуются непреходящим вниманием, что их автор постоянно и последовательно придерживается исторической правды при подходе к освещению событий и их участников во всей их сложности, не пытается, как это часто случается, навязывать их видение с высоты прошедших лет, а рассматривать глазами людей той эпохи, в которой они жили. Ему присущ глубинный научный анализ событий и честность и четкость выводов. Этим объясняется и интерес зарубежных читателей к его книгам, переведенным на английский, литовский, латышский, польский, русский и словацкий языки.
А.Мальдис фактически создал уникальный банк информации о белорусах мира. Частично их имена нашли отражение в справочнике о земляках из стран, пограничных с Республикой Беларусь. Теперь он мечтает об издании справочного словаря о белорусах дальнего зарубежья. На отдельный внушительный том претендует издание «Белорусские уроженцы в Израиле», т.к. у истоков создания этого государства, в его руководстве, в развитии культуры на идиш и иврите — многочисленные выходцы из белорусских краев, в том числе и лауреаты Нобелевской премии. Подобные издания будут содействовать не только расширению представлений о Беларуси в мире, но в определенной мере послужат добровольным извинением и сожалением отчего края за вынужденное отторжение талантливых людей от родной почвы, на которой при иных, благоприятных, условиях ими были бы умножены успехи страны, в которой они родились. В то же самое время, нельзя не признать и то, что сделали выдающиеся белорусские уроженцы для мира, содействовало снятию с белорусов комплекса национальной неполноценности, заставив по-иному посмотреть на самих себя.
К тому же А.Мальдис настойчиво искал по всему миру друзей Беларуси, привлекал их внимание к белорусской культуре, к белорусскому языку. И ныне среди активно включившихся в исследование страниц белорусской истории американские, английские, немецкие, венгерские и ученые других стран, объединившиеся в Международную ассоциацию белорусистов.
В-третьих, нельзя пройти мимо важной работы А.Мальдиса как председателя общественной комиссии Белорусского фонда культуры «Возвращение», занимающейся проблемами реституции материальных и духовных ценностей, в силу различных причин оказавшихся «разбросанными» по всему миру. С сердечной болью ему пришлось констатировать, что в 20-30-х годах прошлого века целыми железнодорожными составами вывозили из республики белорусские, польские и еврейские культурные ценности, которые потом продавались на международных рынках для тогдашних нужд советской власти. Поскольку эти ценности были проданы, то их нельзя вернуть, но знать о них люди должны, чтобы иметь полное представление о культуре народов, которые произвели уникальные произведения искусства, наглядно дающие возможность судить об их достойном вкладе в общечеловеческие достижения.
А сколько культурных ценностей, не говоря уже о погибших, были растранжированы во время Второй мировой войны! Многие редкие сокровища, произведенные на белорусской земле, оказались рассеянными по разным странам. А.Мальдис приложил максимум усилий для их обнаружения и возвращения на родную землю. Его книга «Белорусские сокровища за рубежом» (2009) убедительно расширила представление об исчезнувших реликвиях.
Понятно, что занимаясь проблемами международного характера, А.Мальдис не мог пройти мимо проблемы взаимоотношения народов, которая заняла видное место в его научной работе. Начиная с защиты кандидатской диссертации (1963), посвященной белорусско-польским литературным связям второй половины ХIХ века, он постоянно расширял страницы исследования соприкосновения Беларуси с другими странами и народами. Его первое научное исследование «Творческое побратимство» (1966) и последующие книги «На перекрестке славянских традиций» (1980), «Беларусь в зеркале мемуарной литературы ХVIII столетия» (1982), «Из литературных странствований» (1987), «Перекличка дружеских голосов» (1988), «Франциск Скорина как поборник сближения и взаимопонимания людей и народов» (1988), «Литовско-белорусские литературные связи» (в соавторстве с А.Лапинскене, 1989) и другие посвящены проблемам взаимосвязей и взаимодействий народов и литератур.
А должности, которые в разные годы занимал А.Мальдис содействовали фактическому укреплению и сближению народов. Он возглавлял уже упомянутую нами комиссию «Возвращение» Белорусского фонда культуры. С 1989 года — член белорусского ПЕН-центра, с 1991 по 1990 — директор просветительского центра им. Ф. Скорины, с 1991 — президент (ныне почетный) Международной ассоциации белорусистов, с 1996 — руководитель отдела Международной Академии наук Евразии, был организатором, издателем и редактором журнала «Контакты и диалоги», в котором собиралась информация по белорусской тематике со всего мира, а также материалы о других народах, что появлялись в белорусской печати.
Своими научными трудами и практической деятельностью А.Мальдис содействовал возрождению генетической памяти белорусов, возвращению белорусу его национальной сущности, «разъеденной солью суровых столетий» (В.Ковтун.). Открывая прошлое, исследователь умеет породнить его с настоящим. Расширяя «силовое поле» белорусской истории и культуры, А.Мальдис содействует торжеству исторической справедливости, которая подняла в мире интерес к Беларуси, укрепив право белорусской культуры занимать почетное место в пантеоне и диалоге цивилизаций.
Сегодня ясно видно, что результаты исследований А.Мальдиса имеют государственное значение. Он живет и дышит заботой о том, чтобы Беларусь стала объединительной страной между Западом и Востоком. Ученый считает, что для этого есть все предпосылки, которыми только необходимо рачительно воспользоваться, т.к. современная белорусская элита остается верна духу и традициям своего народа, отличающегося терпимостью, миролюбием и дружественностью.
Заслуги А.Мальдиса в развитии белорусской культуры, его вклад в утверждение необходимости национальной толерантности в отношениях с другими народами оценены по достоинству. В 1980 году ему была присуждена Государственная премия Беларуси им. Якуба Коласа. Польша присвоила ему звание Заслуженного деятеля польской культуры (1982). Почетной медалью Чести удостоил его Американский биографический институт (2000), которую присуждает выдающимся людям.
Свое 80-летие доктор филологических наук, профессор, литературовед, историк, публицист, общественный деятель, гражданин-патриот встречает с чувством исполненного долга перед родным народом и родной страной, содействуя подъему ее международного имиджа. Соотечественники отвечают ему благодарной любовью, окрестив его Рыцарем национальной культуры и народным писателем. Доброго ему здоровья и по-молодому неутомимой энергии еще на долгие годы плодотворной жизни!
Тимофей ЛИОКУМОВИЧ