ВОЙНА МЕДВЕДЕВА
Антимедведевский фильм о пятидневной войне с Грузией весьма симптоматичен. Потеря Медведевым президентского поста провоцирует его противников на сведение старых счетов. К сожалению, это общий принцип решения конфликтов элитой — добивать утративших влияние. Какая уж тут политическая конкуренция.
Противоречия в российской элите зачастую порождают очень странные медиа-продукты, не вполне понятного стороннему наблюдателю характера. Смысл многих становится ясен лишь в контексте последующих событий, иные и вовсе расшифровать могут только «продвинутые пользователи» из конкретной целевой группы. Скажем, опубликованный в начале 2003 года «аналитический доклад» Станислава Белковского «Государство и олигархия», в котором рассказывалось о сценарии олигархического переворота, многими после стал восприниматься в качестве артподготовки «дела ЮКОСа». Вполне вероятно, но реальный заказчик доклада (если таковой и в самом деле имелся) никак себя не проявил, а дело ЮКОСа с докладом по преимуществу связывали медиа и стронние наблюдатели.
Или появление в 2005-2010 годах серии книг под заглавием «Проект Россия» — тут вообще все загадочно. Оно так и не получило сколько-нибудь однозначной оценки — даже авторство анонимных публицистических текстов установить так и не удалось.
Новый шедевр столь же туманного пока свойства появился в сети на днях — документальный фильм «Потерянный день. Вся правда о Войне 08.08.08». В нем разнообразные высокопоставленные военные, участники событий, рассказывают, что Россия готовилась к эскалации конфликта в Осетии заранее, а сама война началась не в ночь с 7-го на 8-е августа, а уже днем 7-го.
По логике авторов фильма, в самом начале войны российское руководство и конкретно бывший президентом Дмитрий Медведев промедлил и дал грузинам целый день, что привело к большим потерям. Меж тем, утверждают авторы, Владимир Путин создал «отработанный механизм для отпора агрессии», которым не воспользовался бывший президент.
Более того, по изложенной в фильме версии, убедил Медведева начать операцию тоже Путин. «Пока не последовал пинок из Пекина, мягко говоря, пинок от Владимира Владимировича, все наверху, мягко говоря, чего-то боялись», — «очень мягко» намекает на вину первого лица в фильме бывший глава Генштаба Юрий Балуевский. Ни главу Генштаба, ни Владимира Путина, ни иных акторов тогдашних событий авторы фильма при этом никак не обвиняют. Косвенно досталось министру Сердюкову, который «отдыхал в Анапе» (Медведев тоже был на отдыхе «на Волге»).
Странная антимедведевская эскапада, несомненно, приурочена к четвертой годовщине начала войны, но почему только сейчас? Особых восторгов бывший президент и действующий премьер у генералитета и ранее не вызывал. Фактически при нем была развернута «реформа имени Сердюкова». К тому же президент не раз публично поддерживал неприятного для военных гражданского министра и его преобразования в армии.
Объяснить рационально, почему надо было ждать четыре года с момента российско-грузинского конфликта, можно довольно просто — в прошлогоднюю годовщину Дмитрий Медведев был еще верховным главнокомандующим. Военным тут и не по чину осуждать Верховного, и просто рискованно — Медведев вполне мог устроить еще чистки в армии. Да и в августе еще не было ясно, кто будет следующим президентом России, то есть риски любого антимедведевского выступления умножаются многократно.
Теперь многим Медведев представляется фигурой если не совсем отыгранной, то сильно ослабленной своим отречением от власти в сентябре 2011 года и последующими ритуальными унижениями.
Получается, что теперь слабость Медведева начинает играть против него и в аппаратных играх, и даже в публичной сфере. В ходе президентства Медведева такого рода высказывания, как в документальном фильме «Потерянный день», назывались «расколом тандема». Более других в этом упражнялись именуемые «либеральными» медиа. Но тут продукт явно не из той серии — тут фильм вроде знаменитой продукции НТВ. Вероятно, все-таки на телеканалах показать такой фильм пока показалось слишком круто, но чем черт не шутит. Может еще и увидим подобные продукты на ТВ.
Однако и появление ролика на Youtube — не самый приятный сигнал для Дмитрия Медведева.
Почувствовав слабость бывшего президента, разнообразные аппаратчики начинают пытаться отыграть назад решения экс-первого лица, отъесть полномочия у его правительства (что мы уже наблюдали в процессе создания сечинской комиссии по ТЭК при президенте и иных дублирующих профильные министерства управлений в АП), играть против Медведева.
Вопрос «кто в данном случае?» тоже интересен, но ответа на него ждать не стоит. Была ли отмашка из Кремля? И если да, то с какого уровня — Путина, Сергея Иванова, Вячеслава Володина? Каких-то иных силовиков? Или это личная инициатива отдельных военных или недовольных Медведевым бизнесменов? Бог весть.
Очевидно то, что премьеру теперь придется бороться не просто за каждый сантиметр своих полномочий, но и за само сохранение властных позиций. Сегодня против Медведева публично выступают военные, кто еще выступит завтра? Противников за время президентства он мог нажить и нажил немало. Превратившись сперва в хромую утку, а затем в мертвого не льва, но львенка, он предоставил много шансов для сведения счетов. Сможет ли он не только отбиться, но и ответить — большой вопрос.
Принцип элитарных разборок не предполагает принципа «не бей лежачего» и сколько-нибудь прочных правил игры в аппаратном противостоянии.
Надо думать, потому и держится любой начальник, вплоть до Владимира Путина, за свой пост. Все понимают, что старые обиды всплывут и прощения может не быть. И тут уж может встать вопрос «Лондон или Краснокаменск», а такой выбор вчерашним хозяевам жизни не нравится. Плохо то, что иных, условно «джентельменских» правил поведения в политике нет и не предвидится. И каждый представитель элиты понимает, что надо добивать врагов, иначе завтра они могут добить тебя. А без таких правил, хоть каких-то ограничителей появления конкурентной публичной политики условно «западного образца» ждать не приходится. Будет только верховный арбитраж от Владимира Путина.
Михаил ЗАХАРОВ, Polit.ru